Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2016 в 14:35, курсовая работа
Актуальность темы. Категория морального вреда является новеллой в отечественном гражданском праве и, поэтому, представляется актуальной в качестве объекта исследования. Польза этого нововведения очевидна - с появлением и закреплением в законодательстве понятия морального вреда расширен определенный правовой механизм, направленный на более полную защиту прав и охраняемых законом интересов граждан. Составной частью названного механизма являются нормы действующего законодательства о порядке компенсации морального вреда.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФИНУНИВЕРСИТЕТ)
Юридический факультет
Кафедра «Гражданское право»
Курсовая работа
по дисциплине «Гражданское право» на тему:
«Компенсация морального вреда»
Выполнил:
студент группы ДЮФ2-1в
Садретдинова Т.В.
Руководитель:
Содержание:
Актуальность темы. Категория морального вреда является новеллой в отечественном гражданском праве и, поэтому, представляется актуальной в качестве объекта исследования. Польза этого нововведения очевидна - с появлением и закреплением в законодательстве понятия морального вреда расширен определенный правовой механизм, направленный на более полную защиту прав и охраняемых законом интересов граждан. Составной частью названного механизма являются нормы действующего законодательства о порядке компенсации морального вреда. Указанные правовые нормы должны содержать ответы на вопросы о том, в каких случаях и в каком объеме компенсируется причиненный потерпевшему моральный вред, кто и при каких условиях обязан компенсировать его, куда следует обратиться, как обосновать и оформить свои требования о компенсации.
В действующем Гражданском кодексе РФ нематериальным благам впервые посвящена отдельная глава. Этому способствовало провозглашение неимущественных прав граждан в Конституции России и международных актах.
Споры, возникающие в связи с умалением неимущественных благ, сегодня занимают значительное место в гражданском судопроизводстве, поэтому раскрытие их содержания необходимо для обеспечения единого подхода в судебной практике при разрешении соответствующих дел, повышения уровня законности и обоснованности судебных решений.
Целью настоящей работы является изучение института компенсации морального вреда.
Задачи работы: 1) Определить понятие и основания компенсации морального вреда; 2) Рассмотреть случаи и способы компенсации морального вреда; 3) Изучить критерии определения размера компенсации морального вреда.
По смыслу абз. 1 ст. 151 ГК РФ1 од моральным вредом следует понимать физические или нравственные страдания гражданина, имевшие место вследствие действий (бездействия) другого лица, нарушающих (а в отношении неотчуждаемых прав и свобод не только нарушающих, но и посягающих):
- неотчуждаемые права и свободы гражданина (право на жизнь и здоровье, право на личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право на неприкосновенность частной жизни, право на неприкосновенность жилища, право на честь и доброе имя и пр.);
- личные
неимущественные права
- иные права гражданина (данное правило действует только в том случае, если компенсация морального вреда прямо упоминается в соответствующем законодательстве).
Указаний, в чем должны заключаться нравственные или физические страдания, закон, конечно, не предусматривает, но некоторые ориентиры можно отыскать в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ № 10: «Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.»2. Бесспорно, это далеко не полный перечень.
Подтверждением понесенных нравственных и физических страданий могут стать различные медицинские и иные документы: заключение врача о полученной физической или психической травме и необходимом в связи с этим лечении; выписка из медицинской амбулаторной карты с рекомендациями о необходимом лечении; эпикриз из истории болезни, подтверждающий проведенную операцию или нахождение на лечении в больнице; документы об установлении инвалидности, а также фотографии полученных травм и пр.3.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности при наличии:
1) страданий, т.е. морального вреда как следствия нарушения личных неимущественных прав;
2) неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда;
3) причинной
связи между неправомерным
4) вины причинителя вреда.
Данные условия используются и в судебной практике. Так, по мнению суда, исходя из смысла ст. 151 и п. 1 ст. 1069 ГК РФ, условием наступления гражданско-правовой ответственности, установленной названными нормами, является незаконное действие (бездействие) государственного органа (должностного лица), причинно-следственная связь между причиненным вредом и незаконным действием (бездействием), вина в причинении такого вреда4.
Противоправное поведение причинителя морального вреда имеет юридическое значение, если: 1) нарушает личные неимущественные права гражданина, объектами которых являются как нематериальные блага, так и результаты интеллектуальной деятельности; 2) посягает на нематериальные блага гражданина (жизнь, здоровье, честь и др.); 3) в других случаях, предусмотренных законом.
При этом следует отметить, что суды в настоящее время склонны расширительно толковать случаи нарушения неимущественных прав граждан, в том числе в сфере публичных правоотношений. Так, например, суд разъяснил, что право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, - это принадлежащее каждому гражданину в силу закона неимущественное право, в связи с нарушением которого истец в соответствии со ст. 151 ГК РФ вправе ставить перед судом вопрос о возложении на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда в случае причинения физических или нравственных страданий5.
Противоправность допущенного нарушения субъективного гражданского права (неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства) относится к числу необходимых условий гражданско-правовой ответственности.
Одним из критериев является степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является необходимым основанием компенсации вреда. Интересно мотивировал учет этого критерия (аналогичного в германском праве) один из федеральных судов Германии: «То обстоятельство, что вред вызван грубо-небрежным или даже преднамеренным поведением лица, причинившего вред, конечно, может причинить потерпевшему большее огорчение чем если бы вред был причинен в результате небольшой небрежности, что потерпевший склонен был бы воспринять скорее как веление судьбы»6. Перечень случаев когда вина не является основанием ответственности, указан в ст. 1100 ГК7. По мнению некоторых российских ученых, следовало бы учитывать не только степень, но и форму вины нарушителя8.
Вина, как и противоправное деяние, является собирательным понятием, которое имеет общий характер и должно включать в себя единые признаки, присущие всем ее формам и видам. В Гражданском кодексе РФ, в отличие от прежних отечественных гражданских кодексов, впервые введено определение понятия вины. По мнению сторонников «объективистской» концепции вины, в этом определении нашел отражение именно объективный подход. Причем его появление расценивается как начало кардинальных изменений в направлении исследований вины в гражданском праве, «ранее сориентированных на усиленно насаждаемые в цивилистике уголовно-правовые подходы к пониманию вины»9. Однако эти надежды не оправдались. В цивилистической литературе продолжает господствовать понимание вины как психического отношения правонарушителя к своему противоправному поведению и его последствиям.
Такое понимание вины на самом деле сформировалось в цивилистике под влиянием исследований уголовного права. В уголовном праве правовая ответственность наиболее ярко выступает как личная ответственность физических лиц, поэтому в центре внимания всегда находились вопросы их психического отношения к совершенному преступлению и его последствиям. В уголовно-правовой литературе главенствует представление о вине как об особом психическом явлении - психическом отношении лица, совершившего общественно опасное деяние, преследуемое уголовным законом10. Хотя существует и другая, «оценочная» концепция вины, согласно которой суть вины составляет отношение общества к противоправному поведению правонарушителя и последствиям этого поведения11.
В любом случае сторонники «психологического» понимания вины видят ее суть в психическом отношении. Подходы к рассмотрению вины у психологов и правоведов неодинаковы. Юристы при описании данного феномена ссылаются на необходимость наличия психологических познаний для точного определения содержания вины. Однако психологам неизвестно данное понятие, оно считается чисто юридической дефиницией. Формы вины (умысел и неосторожность) также не имеют «готовых» психологических аналогов12.
В цивилистике виновное психическое отношение глубоко не исследуется. Характеристика ограничивается, как правило, указанием на наличие такового при вине, без детального анализа. Конечно, это не означает, что психологические аспекты вины не исследовали в гражданско-правовой литературе, но все же акцент делался в основном на волевом компоненте вины. Особенно значительный вклад в разработку понятия воли при вине внес В.А. Ойгензихт, работы которого до сих пор считаются базовыми в цивилистике.
Вина - один из видов психического отношения к окружающей действительности. Для уяснения сущности вины необходимо иметь представление о свойствах, присущих данному психическому отношению. Оно как особое психологическое явление обладает определенными сущностными признаками:
1) наличие
сознательного отношения
2) наличие
осознанного отношения
3) выражение определенных эмоций, чувств правонарушителя, которые, как правило, имеют негативную окраску. Виновный правонарушитель при совершении противоправного деяния выражает отрицательное отношение или пренебрежение к установленным в обществе обязательным правилам поведения (хотя не исключено и безразличное отношение). Исследователи вины выделяют такой ее признак, как отрицательное отношение правонарушителя к интересам общества, справедливо полагая, что он позволяет отграничить вину от других форм субъективного отношения к поведению и его результату. Этот дополнительный признак вины был впервые назван О.С. Иоффе и в настоящее время признан большинством цивилистов13.
Таким образом, наряду с термином компенсация морального вреда законодатель употребляет так же и термин возмещение морального вреда применительно к категории морального вреда. В ст. 152 п. 5 ГК говорится о «возмещении убытков и морального вреда», тогда как и в ст. 12 ГК, и в ст. 151 ГК и в § 4 главы 59 ГК речь идет о компенсации морального вреда.
Предположение о наличии у законодателя намерения ввести наряду с компенсацией морального вреда еще один способ защиты гражданских прав - возмещение морального вреда (как один из иных способов защиты в смысле ст. 12 ГК) для защиты чести, достоинства и деловой репутации не подкрепляется фактами: в Кодексе отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие возмещение морального вреда, а применительно к защите чести, достоинства и деловой репутации в ст. 1100 ГК есть прямое указание именно на компенсацию морального вреда. Таким образом, вероятно, обоснованным будет предположение о неточном формулировании законодателем п. 5 ст. 152 ГК, т.е. в данном случае, по всей видимости, имеется в виду право гражданина «требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда.
Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.
Содержание морального вреда как страданий означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При этом неблагоприятные изменения в охраняемых законом благах отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений или переживаний. Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение или иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. Любое неправомерное действие или бездействие может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психического благополучия14.