Понятие гражданской правосубъектности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:59, Не определен

Описание работы

1. Понятие гражданской правосубъектности
2. Виды дееспособности граждан
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гражданское право андрея.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

     Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Так, государство будут индивидуализировать территория, органы государственной власти и т.п.; юридических лиц — фирменное наименование, место регистрации, товарный знак и т.д.; а граждан — имя, место жительства и акты гражданского состояния.

          
 
 
 

           2. Виды дееспособности граждан

     Согласно  ст. 21 ГК дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает по достижении 18 лет, т.е. с наступления совершеннолетия3.

     Наиболее  существенными элементами содержания дееспособности является возможность самостоятельно гражданами заключать сделки (сделкоспособностъ) и нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

     В качестве элемента дееспособности в  ГК выделена также возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23). Одним из обязательных условий осуществления гражданами предпринимательской деятельности является государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В отличие от юридического лица, которое для того, чтобы стать субъектом гражданского права, проходит процедуру государственной регистрации, гражданин уже является субъектом гражданского права. Процедура же государственной регистрации необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями осуществления предпринимательской деятельности, а с другой — для возложения на него вытекающих из нее обязанностей по налогообложению, соблюдению правил осуществления этой деятельности и т.п. (п. 3 ст. 23 ГК). Так, если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит какую-либо работу без регистрации в качестве предпринимателя, это не означает, что его деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей. Напротив, если гражданин пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно будет уклоняться от государственной регистрации при осуществлении предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 суд может применить к совершенным им сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Для получения статуса предпринимателя  достаточно обладать гражданской дееспособностью, поскольку оценка иных обстоятельств, например финансового состояния, профессиональной подготовленности, не может быть осуществлена на основании представляемых гражданином документов. Однако при осуществлении гражданином предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, лицензирующий орган вправе проверить и квалификационные требования, предусмотренные законом для данного вида деятельности (ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г., № 128-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2006 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности»)4.

     Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129 — ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2005 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

     Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом по месту жительства гражданина5.

     Данная  норма традиционна для российского  законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, начиная с 90-х годов XX в.; она сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации. Закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

     Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей физического лица, должен быть произведен акт государственной регистрации, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

     Статья 22.3 Закона о государственной регистрации  определяет обстоятельства, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

     К ним относятся:

     - принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности;

     - смерть индивидуального предпринимателя;

     - принятие судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

     - прекращение предпринимательской деятельности по решению суда в принудительном порядке;

     - вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

     - аннулирование документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.

     Этот  перечень является исчерпывающим и  не подлежит расширительному толкованию.

     В случае объявления судом индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) утрачивает силу его государственная регистрация в качестве предпринимателя и в течение одного года он не может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя (п. 1 ст. 25 ГК, п. 2 ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г., №127-ФЗ (и изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)»6.

     Не  требуется самостоятельной регистрации  индивидуального предпринимателя, осуществляющего единолично или совместно с членами семьи либо партнерами деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Если такая деятельность осуществляется без образования юридического лица, закон рассматривает это образование как крестьянское (фермерское) хозяйство, глава которого признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК), Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей7.

     В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Закон в качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности предусматривает возраст. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, т.е. гражданами, достигшими 18 лет. Допускаются два изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения 18 лет в случае его вступления в брак либо эмансипации (ст. 27 ГК).

     Семейный  кодекс РФ (СК) предусматривает право  несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и желающего вступить в брак, обратиться в органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака с просьбой о снижении брачного возраста. Если брачный возраст будет снижен и брак зарегистрирован, несовершеннолетний приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21 ГК, п. 2 ст. 13 СК).

     Приобретение  гражданской дееспособности носит  необратимый характер, несовершеннолетний не утратит дееспособности и при расторжении брака до достижения им 18 лет. Однако в случае признания брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности. Недействительность брака означает, что данный юридический факт не состоялся, все правовые последствия, связанные с регистрацией брака, подлежат устранению. При недействительности брака несовершеннолетний супруг должен быть возвращен в то правовое состояние, в каком он пребывал до регистрации брака. Однако закон устанавливает лишь право суда вынести решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности, но не предписывает обязанности это делать. Решение об утрате полной дееспособности вряд ли будет вынесено, если это принесет ущерб интересам несовершеннолетнего, например при рождении ребенка. Когда же регистрация брака была направлена исключительно на приобретение гражданской дееспособности, например с целью продать недвижимость, суд, вероятнее всего, примет решение об утрате несовершеннолетним полной дееспособности.

     Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Эти действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т.е. достиг уровня зрелости. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей либо суда, если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует иметь в виду, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижении определенного возраста (например, право на приобретение огнестрельного оружия).

     Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности. Проявляется это в двух главных областях дееспособности: возможности совершать сделки и самостоятельная имущественная ответственность.

     Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние), недееспособны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако 14 лет — достаточно большой промежуток для становления психики несовершеннолетнего, его интеллектуальной зрелости. Едва ли можно сравнивать уровень осознания совершаемых действий годовалым ребенком и 13-летним подростком, поэтому закон предусмотрел возможность совершения малолетними определенных сделок. От шести до 14 лет — первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).

     Мелкие  бытовые сделки направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительны по сумме. Из названных двух критериев, вероятно, меньше вопросов вызывает потребительский характер мелкой бытовой сделки. Так, покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей, других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеет обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий — незначительность суммы сделки. Незначительность означает, что для малолетнего с учетом его уровня развития, степени осознания значимости совершаемого им действия суд в каждом конкретном случае должен вынести свое решение о том, является ли для него совершенная сделка мелкой, т.е. незначительной по сумме, или нет. Оба критерия мелкой бытовой сделки имеют оценочный характер.

     Сделки, направленные на безвозмездное получение  выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, малолетние вправе совершать, поскольку такие сделки, как правило, не налагают на них обязанностей. Так, договор дарения предполагает выражение воли одаряемого на принятие дара, значит, малолетний должен иметь возможность выразить свою волю, принимая какой-либо, пусть даже незначительный, подарок.

     Еще большие возможности предоставляет  закон малолетним, наделяя их правом совершать сделки по распоряжению предоставленными им средствами. Эти сделки совершаются под косвенным контролем законных представителей малолетнего, поскольку средства предоставляются либо ими, либо с их согласия третьими лицами. Реализуя предоставленные возможности, ребенок демонстрирует законным представителям свою зрелость, взвешенность и обоснованность заключаемых им гражданско-правовых сделок, что позволяет корректировать его поведение еще задолго до достижения дееспособности в полном объеме8.

Информация о работе Понятие гражданской правосубъектности