Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:59, Не определен
1. Понятие гражданской правосубъектности
2. Виды дееспособности граждан
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
филиал Федерального государственного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
в
г. Новошахтинске
Ростовской области
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
_____Гражданское
и административное
право________________
ВАРИАНТ
№ ____
курс «_____________»
Ф_____ ______________
И______ ______________
О_____ __________
ПРОВЕРИЛ: ___
(Ф.И.О. преподавателя)
2008 г.
1. Понятие гражданской
2. Виды дееспособности граждан 10
Список использованной литературы
24
1.
Понятие гражданской
Общественные
отношения, урегулированные нормами гражданского
права, существуют между людьми. В отношения
могут вступать как отдельные граждане,
так и коллективные образования, обладающие
предусмотренными законом признаками.
К числу таких образований относятся организации,
именуемые юридическими лицами, а также
особые субъекты гражданского права —
государства, национально-государственные
и административно-
Исторически представление о правовом положении лица связывалось с его принадлежностью к определенной социальной общности: роду, семье. Отдельный человек, в отрыве от родо-семейного образования, не рассматривался как носитель каких-либо прав. Благодаря развитию римского права появляется понятие persona, которое подавляющим большинством исследователей переводится и интерпретируется как понятие «субъект права», «лицо». Термин региона обозначал юридически значимый момент личности, задействованный в правоотношении1.
Понятие правосубъектности, применяемое в современной теории права, определяет, какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права. Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, сопровождают человека на протяжении всей его жизни: с момента рождения и до его смерти. Естественно, трудно представить новорожденного ребенка, например, заключающим договор, однако новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество, стать собственником и т.п. Для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, чтобы они складывались бы из осознанных волевых действий сторон. Вместе с тем из отношений, регулируемых гражданским правом, не могут полностью выключаться граждане, не обладающие должным уровнем психического развития. Для решения этих задач в гражданском праве и появились такие категории, как правоспособность и дееспособность. Первая — правоспособность — означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, вторая — дееспособность — означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти, о дееспособность возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с восемнадцати лет, т. е. совершеннолетия.
Римское право не различало категорий правоспособности и дееспособности и оперировало единым понятием правоспособности. Встречающееся в работах исследователей использование термина «дееспособность» применительно к периоду римского права обусловлено применением современного термина к сходным отношениям, существовавшим в римском праве. Правоспособным признавалось лицо, обладающее свободой, гражданством и семейной самостоятельностью. Полностью правоспособными являлись только свободные самостоятельные (не подвластные родительской власти) римские граждане. Гражданская честь, вероисповедание, пол, возраст, состояние здоровья, родство, место жительства и иные обстоятельства называли влияние на полноту правоспособности.
Действительный отрыв правоспособности от дееспособности происходит в эпоху буржуазных революций. С целью устранения феодальных, сословных и иных различий между членами гражданкою общества провозглашается принцип равной правоспособности. Однако обойти необходимость лишь постепенного наделения субъекта возможностью совершения определенных действий возможно, поэтому категория дееспособности получает самостоятельное значение и начинает существовать «в отрыве» от правоспособности. Гражданское законодательство стран континентальной правовой семьи содержит преимущественно сходные положения о правоспособности и дееспособности граждан. При этом законодательно правоспособность и дееспособность, как правило, помещены в разных разделах законодательного акта.
Одно из основных достижений буржуазных революций — провозглашение принципа равной правоспособности. «Всякий француз пользуется гражданскими правами», — гласит ст. 8 ФГК. Установление равенства независимо от происхождения, сословного положения, национальности означало, что участие в гражданском обороте вправе принимать любые лица. Однако акцент на принадлежности к определенному государству («всякий француз») не означает предоставления определенных преимуществ в гражданском обороте соответствующим лицам, а свидетельствует об определенных границах суверенитета государства, законы которого могут быть адресованы прежде всего собственным гражданам. Законодательства практически всех стран содержат положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, равной с гражданами соответствующего государства правоспособности. Несмотря на выраженную во ФГК наибольшую радикальность в устранении сословных и иных различий, многие страны длительное время сохраняли изъятия из принципа равной правоспособности для отдельных национальных и сословных групп. Показательна в этом отношении дореволюционная Россия, законодательство которой ограничивало правоспособность лиц в зависимости от подданства, национальности, вероисповедания и сословной принадлежности. Наиболее существенно правоспособность ограничивала национальность. Так, специальные положения устанавливали особый правовой статус поляков и евреев. Для поляков основным ограничением правоспособности являлась недопустимость приобретать права на землю, а для евреев — ограничение права выбора местожительства2.
Понятия
правоспособности и дееспособности
можно определить как социально-юридические
качества. Социальные — поскольку эти
качества связаны исключительно с человеческим
индивидуумом, юридические — поскольку
именно от обладания ими зависит, признается
ли гражданин субъектом гражданско-правовых
отношений или нет, и именно законом определяются
объем и содержание этих категорий. Отрыв
правоспособности от дееспособности может
иметь место в отношении граждан, поскольку
именно они обладают способностью взросления
и постепенного приобретения определенных
волевых и психических качеств. Юридические
лица, государства, национально-государственные
и административно-
В
то же время гражданская
В юридической литературе категории правосубъектности подчас придается не обобщающий, а индивидуализирующий характер, т.е. под правосубъектностью понимают не то, какими качествами должны обладать субъекты гражданского права в целом, а то, какое качество необходимо иметь отдельному субъекту для того, чтобы быть признаваемым законом участником гражданских отношении. В соответствии с последней позицией обладания одной лишь гражданской правоспособностью достаточно для признания недееспособного ребенка субъектом гражданского права, но при этом как бы выносится за скобки восполнение его недееспособности дееспособностью его законных представителей.
Обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность выступает предпосылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необходим помимо этого юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права. Наделенный правосубъектностью гражданин сам по себе еще не является обладателем тех или иных субъективных прав, законом за ним признается лишь абстрактная возможность их приобретения в результате каких-либо действий или событий — юридических фактов. Так, гражданин может потенциально быть собственником жилого дома, но для реализации этой возможности дом необходимо построить, купить, унаследовать или приобрести каким-либо иным способом. Лишь тогда абстрактная возможность правообладания воплотится в конкретном субъективном праве — праве собственности.
Правосубъектность носит абстрактный характер, т.е. это обобщенная возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных субъективных прав. Не следует представлять правосубъектность и как постоянно изменяющуюся, динамичную категорию, зависящую от объема конкретных прав и обязанностей, которыми наделен гражданин. Гражданская правосубъектность — это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, абстрактный характер которой как раз и проявляется в ее обобщающей характеристике. Чтобы охарактеризовать объем субъективных прав и обязанностей субъекта, а также его правовые возможности, правильнее говорить о правовом статусе.
Абстрактный характер правосубъектности не позволяет трактовать ее и как особое субъективное право — «право на право». Отличие в неизменяемости правосубъектности при ее реализации, в то время как реализация субъективных прав всегда сопровождается их модификацией, т.е. динамикой. К примеру, реализуя такой элемент правосубъектности, как возможность совершения сделок, указанная возможность не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта, т.е. динамическое изменение комплекса субъективных прав лица.
Абстрактный характер правосубъектности, с одной стороны, и установление ее законом, с другой, предполагают независимость правосубъектности от чьей-то воли и чьих-то действий. Ограничения правоспособности или дееспособности могут осуществляться только в случаях и порядке, установленных законом. Действия самих граждан, направленные на полный или частичный отказ от правосубъектности, и другие действия, ограничивающие правоспособность и дееспособность гражданина, ничтожны (ст. 22 ГК), т.е. не имеют юридической силы. Как правило, ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он не способен адекватно оценивать собственные действия, либо в качестве санкции за правонарушение. Например, за совершенное преступление гражданин лишается права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью, что ограничивает один из элементов правоспособности гражданина. Ограничение дееспособности чаще связано с различными психическими заболеваниями. Так, если вследствие заболевания гражданин не может осознавать значение совершаемых им действий или руководить ими, то по решению суда он может быть признан недееспособным (ст. 29 ГК). Кроме того, Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. предусмотрена возможность ограничений осуществлять отдельные виды профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности. Указанные ограничения устанавливаются врачебной комиссией на основании оценки состояния здоровья гражданина на срок не свыше 5 лет и могут быть обжалованы в суд.