Институт семейного права, как усыновление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место. Белорусское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин усыновление применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек.

Содержание работы

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ…………………………………………………………………6
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ………………………………………13
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ……...............21
3.1 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ………………………..21
3. 2 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ……...……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ…………………………………………………………………6

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ………………………………………13

ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ……...............21

3.1 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ………………………..21

3. 2 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ……...……25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место. Белорусское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин усыновление применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек.

Усыновление – это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучшие. Это связано с тем, что усыновление редко бывает случайным поступком, обычно это хорошо продуманное, подготовленное решение, в котором воплощаются мечты и желания одиноких людей, не имеющих родных детей.

Как институт социального материнства и отцовства усыновление в настоящее время приближается к отношениям между родителями и детьми в кровнородственной семье. Это связано с тем, что и в так называемых кровнородственных семьях, в том числе и по допускаемым законом основаниям, кровное родство может отсутствовать, например, когда для рождения ребенка применялось искусственное оплодотворение и суррогатное материнство (отцовство) признано и не оспорено лицом, не являющимся в действительности матерью (отцом) ребенка. В то же время, если ребенок усыновлен в малолетнем возрасте и не знает об усыновлении, то в такой семье могут существовать атмосфера и отношения, идентичные отношениям в кровнородственной семье.

Но даже если отсутствуют внешние отличия семьи с усыновленным ребенком от кровнородственной семьи или семьи, где усыновления нет, но отсутствие кровного родства родителей и ребенка очевидно, юридические отношения в таких семьях совпадают не полностью. Связь между родителями и детьми возникает не вследствие происхождения детей от определенных родителей, а из факта усыновления. Кроме того, после осуществления усыновления органы опеки и попечительства сохраняют право и обязанность осуществлять контроль за такой семьей, при наличии достаточных оснований усыновление может быть отменено и т.д.

Усыновление – это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим (удочеряющим) ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению.

Юридической силой обладает только усыновление, соответствующее определенным требованиям. Усыновление как юридический акт предполагает:

наличие определенных обстоятельств, которые в семейном законодательстве называются условиями усыновления;

соблюдение установленного порядка усыновления.

Объектом курсовой работы является система правоотношений, возникающих в связи с усыновлением и его отменой.

Целью настоящей работы является изучение такого института семейного права как усыновление.

Цель исследования предполагает следующие задачи исследования:

изучить понятие института усыновления (удочерения);

проанализировать условия усыновления (удочерения);

изучить правовые последствия усыновления (удочерения), а также основания и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Важнейшими методами исследования в курсовой работе являются формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод анализа и синтеза.

Предмет исследования составили научные труды, посвященные вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; нормы семейного и гражданского законодательства и положения, содержащиеся в нормативных актах, регулирующих устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, в данной работе были использованы труды таких авторов как Антокольская М. В., Кузнецова И. М.,   Пенкрат В. И., Пчелинцева        Л. М., Рясенцев В. А. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

                                          ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ

 

 

Усыновление – сложное правовое явление. Традиционно в юридической литературе его рассматривают с нескольких позиций. В ныне действующем Кодексе Республики Беларусь о браке и семье [1], дано понятие усыновления (удочерения) как основанного на судебном решении юридического акта, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст. 119), которое, на наш взгляд, не передает полного содержания всей его правовой сути.

Нет никаких сомнений, что усыновление есть юридический акт, так как оно совершается со специальной целью породить определенные юридические последствия. Так, В. И. Серебровский характеризовал усыновление как «юридический акт, в силу которого усыновляемое лицо уравнивается в личных и имущественных правах с родными детьми усыновителя» [2, с. 375].

В. А. Рясенцев определял его как «юридический акт, в результате которого усыновленный приобретает в отношении усыновителя и его родственников права и обязанности, установленные законом для родителей и детей, и утрачивает их в отношении своих родственников [3, с. 253].

В отечественной юридической литературе советского периода             В. В. Левым усыновлению было дано определение юридического акта, «в результате которого усыновленное лицо и его потомство приобретают в отношении усыновителя и его родственников такие же права и обязанности, которые закон устанавливает между родственниками по происхождению»   [4, с. 201].

В. И. Пенкрат характеризирует усыновление как «юридический акт, основанный на судебном решении, в результате которого усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению» [5, с.13].

Как видно из приведенных определений, усыновление как юридический акт есть юридический факт, который влечет за собой установление новой правовой связи, прежде всего, между усыновителем и усыновленным, а также между усыновленным (его потомством) и родственниками усыновителя. Поскольку в результате усыновления ребенок с юридической точки зрения приобретает новых родителей и других родственников, то, по общему правилу, актом усыновления одновременно прекращается его правовая связь с биологическими родителями и другими родственниками по действительному происхождению. Следовательно, усыновление – это одновременно и правообразующий, и правопрекращающий юридический факт. Такова точка зрения                        Л. М. Пчелинцевой [6, с. 482], В. Ф. Яковлева [7, с. 216].

Мнение о том, что «усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение» было высказано и М. В. Антокольской [8, с. 313], с чем нельзя не согласиться.

Если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного пола. Однако при этом сущность усыновления как правообразующего и правопрекращающего юридического факта сохраняется, поскольку с другим родителем (родственниками по его линии) усыновленный утрачивает правовую связь, и возникает новое правоотношение.

Исключением может быть лишь тот случай, когда один из родителей усыновленного ребенка умер, и по просьбе родителей умершего родителя (деда или бабки ребенка) сохраняются личные неимущественные и имущественные права и обязанности ребенка по отношению к родственникам умершего родителя, что предусмотрено ч. 4 ст. 134 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. В данном случае усыновление следует расценивать лишь как правоустанавливающий факт применительно к возникшим правоотношениям усыновленного и усыновителя.

Что же имеют в виду, когда говорят об усыновлении как о «юридическом факте»? По мнению Г. М. Свердлова «здесь понимается направленное на создание отношений усыновления волеизъявление усыновителя, родителя (или опекуна, или попечителя) усыновляемого, а в известных случаях и самого усыновляемого, санкционированное государственным органом опеки и попечительства» [9, с. 243].

И. А. Коэткиной было высказано мнение, что «основанием отношений усыновления является фактический состав, элементами которого служат следующие юридические факты: а) волеизъявление усыновителя;                  б) волеизъявление родителей усыновляемого, супруга усыновителя и самого усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста;                                   в) административный акт органа опеки и попечительства». Однако она полагает, что могут иметь место случаи усыновления и при отсутствии некоторых элементов, но всегда «обязательным является наличие волеизъявления усыновителя и административного акта органа опеки»      [10, с. 104].

По мнению Е. М. Ворожейкина «юридическим фактом, влекущим возникновение правового отношения по поводу усыновления, являются действия», к которым он относил изъявление воли усыновляющего лица (в необходимых случаях и усыновляемого), а также вынесение надлежащего акта исполкома [11, с. 216].

В. Ф. Маслов, З. А. Подопригора, Л. А. Пушкин полагают, что «усыновление, в конечном счете – это акт государственной власти, но выносимый лишь по просьбе лица, усыновляющего ребенка» [12, с. 170].

Сопоставив приведенные выше мнения ученых, можно сделать вывод, что в каждом конкретном фактическом составе, порождающем правоотношение по усыновлению, имеются обязательные юридические факты, являющиеся действиями, без которых не может возникнуть ни одно правоотношение данного вида. Это – волеизъявление лица на усыновление и акт компетентного государственного органа, по нашему законодательству – решение суда.

В науке семейного права общепризнано мнение, согласно которому усыновление порождает семейное правоотношение. Однако дискуссионным является вопрос, какое именно. То обстоятельство, что усыновленные в правовом отношении полностью приравниваются к родным детям, привело некоторых авторов к выводу о тождественности отношений по усыновлению кровному родству. Такой точки зрения придерживались, в частности,            Г. М. Свердлов и некоторые другие авторы. Они полагали, что основанием возникновения родительских прав и обязанностей является не только происхождение детей, но и их усыновление. При этом, по мнению                 Я. Ф. Веберса, «юридический акт усыновления создает родственную связь в общественном смысле» [13, с. 117]. А. И. Пергамент был сделан вывод, что «в правовом отношении акт усыновления приравнивается к рождению ребенка» [14, с. 67].

Е. М. Ворожейкин, придерживающийся противоположной точки зрения, различает отношения, возникающие при усыновлении, и отношения кровных родителей и детей. По его утверждению, правоотношения между родителями и детьми – «следствие события», а между усыновителями и усыновленными – «результат волевого акта» [11, с. 67]. Также он считает, что «родство – это только биологическая категория и никакого иного, в том числе и юридического или «формального» родства, не существует»            [11, с. 38].

По мнению И. М. Кузнецовой, семейными отношениями являются «не только общественные отношения, но «естественно-биологические», а такая связь не может быть создана искусственно» [15, с. 129]. Точку зрения, что в результате усыновления возникают отношения, лишь схожие с родственными, также поддерживают В. Н. Забродина [16, с. 85],                     Т. В. Ткаченко [17, с. 8] и другие авторы.

Своеобразную позицию заняли В. Ф. Маслов, З. А. Подопригора,        А. А. Пушкин. По их мнению, «усыновление – это равнозначное родству по своей юридической силе основание семейных отношений», но при этом в отличие от родства оно должно быть не удостоверено, а произведено в установленном законом порядке» [12, с. 170-171].

На наш взгляд, развернувшаяся полемика по данной проблеме в настоящее время утрачивает свою актуальность, поскольку при применении технологии искусственного оплодотворения, признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка, «социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое» [16, с. 311]. И нельзя не согласиться с   М. В. Антокольской, что «происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении» [8, с. 310].

Подводя итог всему выше сказанному, представляется более удачным изложение ст. 119 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в следующей редакции: «Усыновление (удочерение) это юридический акт, основанный на волеизъявлении усыновителя и решении суда, в силу которого между усыновителем, усыновленным и другими указанными в законе лицами возникают семейные правоотношения».

В работах многих авторов, в том числе Е. М. Ворожейкина [11, с. 215], Л. И. Пергамент [14, с. 76] и других усыновление представлено как форма воспитания детей. Полагаем, что эта точка зрения не совсем удачна, поскольку существуют формы устройства детей (ст. 118 Кодекса), и усыновление одна из них. Воспитание же усыновленных всегда являлось и является правом и обязанностью усыновителей. При этом они вправе самостоятельно определять формы, средства и методы воспитания              (ст. 64-65).

Следует также обратить внимание на закрепленное в законе положение, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (ст. 120). Семья представляет собой объединение лиц, связанных моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления (ст. 59). Государственная политика в отношении детей в Республике Беларусь является важнейшей политической и социально-экономической задачей и предусматривает всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства, семьи, материнства, отцовства, что закреплено в ст. 32 Конституции Республики Беларусь [18]. Поэтому усыновление можно рассматривать и как способ реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семью.

Информация о работе Институт семейного права, как усыновление