Гражданское право защита личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………2
1. Понятие личности в гражданском праве России…………………………..6
1.1 Правовой статус личности в РФ………………………………………8
1.2 Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………………………………………..9
2. Понятие дееспособности гражданина………………………………………17
3. Защита личных прав………………………………………………………….22
3.1 Юрисдикционные способы защиты гражданских прав………….22
3.2 Неюрисдикционные способы защиты гражданских прав.............28
3.3 Особенности и пределы судебной защиты гражданских прав…..37
3.4 Защита достоинства личности………………………………………..43
Заключение...................................................................................................50
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.24 Кб (Скачать файл)

К судебным органам, защищающим гражданские права, относятся суды общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд. Подведомственность дел между судами разграничивается процессуальным законодательством – Гражданским процессуальным кодексом и Арбитражным процессуальным кодексом.

Для разграничения компетенции судов при защите гражданских прав процессуальным законодательством использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношения, по которому возник спор. Как правило, субъекты спорных отношений предопределяют подведомственность спора. Споры между юридическими лицами подведомственны арбитражному суду, как и споры, стороной которых выступает гражданин как индивидуальный предприниматель. В судах общей юрисдикции рассматриваются остальные споры с участием граждан.

По соглашению сторон спор может быть передан на разрешение третейского суда. В Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного дела или постоянно действующие суды. Стороны вправе предусмотреть в договоре передачу возникших или могущих возникнуть споров на рассмотрение соответствующего третейского суда, т.е. включить в договор арбитражную оговорку ,но возможно соглашение о передаче в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений. Решение третейского суда исполняется сторонами добровольно, при неисполнении применяется принуждение на основе исполнительного листа, выдаваемого судом общей юрисдикции или арбитражным судом.10 Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц. Чем же определяются пределы осуществления требования о защите права? Следует прежде всего иметь в виду, что требование защиты права имеет две стороны: процессуально-правовую, связанную с порядком заявления и рассмотрения требования, и материально-правовую, связанную с его удовлетворением. Поэтому вопрос о пределах осуществления названного требования следует рассматривать с позиций как материально-правовых, так и процессуально-правовых. Проблемы процессуально-правовых границ осуществления требования защиты права выходят за рамки настоящей работы. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь те вопросы, которые в значительной мере связаны с проблемами материально-правового характера. В связи с этим особенно важное значение приобретают три проблемы: во-первых, вопрос о пределах осуществления управомоченным лицом требования защиты права в связи с установлением определенной подведомственности гражданско-правовых споров; во-вторых, вопрос о пределах осуществления названного права во времени; в-третьих, вопрос об осуществлении требования защиты права в соответствии с его назначением.

Пределы осуществления требования защиты права и рассмотрение гражданских дел в административном порядке. Вопрос о подведомственности – это прежде всего вопрос о том, какой государственный орган правомочен рассматривать тот или иной гражданско-правовой спор, на ком именно лежит обязанность защитить нарушенное субъективное гражданское право заявителя. От правильного решения о подведомственности споров зависит обеспечение реальности и гарантированности прав граждан и организаций. Особенно важное значение проблема подведомственности гражданско-правовых споров приобретает в связи с рассмотрением гражданских дел в административном порядке. Это объясняется прежде всего тем, что административный порядок рассмотрения споров, обладая некоторыми достоинствами, в частности возможностью значительно сократить сроки рассмотрения споров, тем не менее не обладает необходимым количеством правовых средств, обеспечивающих максимальную гарантию правильного разрешения дела. Разрешение гражданских споров в административном порядке характеризуется минимумом определенной законом процессуальной формы, хотя и в этом случае защита права осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных правил и предоставлением сторонам известных правовых гарантий. Административное разрешение гражданских дел имеет исключительный характер, т.е. применяется лишь в случаях, предусмотренных законом. Особенность гражданских правоотношений заключается прежде всего в равном положении их участников, в их независимом (в административном или имущественном отношении) положении по отношению друг к другу. Из этого следует, что процессуальная форма защиты гражданских прав должна отвечать по крайней мере следующим требованиям:

  1. Ее применение должно быть рассчитано на возникновение спора между сторонами;
  2. Она должна использоваться при возбуждении дела самими сторонами (или лицами, призванными действовать таким образом в интересах одной из сторон);
  3. Она должна обеспечить равное положение сторон при рассмотрении спора;
  4. Орган, рассматривающий спор, не должен быть заинтересован в разрешении дела в пользу одной из сторон;
  5. Форма защиты должна обеспечить максимум гарантий правильного разрешения спора.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает лишь исковая форма защиты гражданских прав, которая поэтому и является основной формой их защиты.

Административный порядок этим требованиям в значительной мере не отвечает. По своему характеру он соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому. Поэтому основная сфера его применения – это рассмотрение споров, возникающих из административно-правовых отношений.11

Пределы осуществления требования защиты права во времени. Как уже отмечалось, основной процессуальной формой защиты гражданских прав является исковая форма их защиты. Однако требование защиты права в исковой форме, обращенное к суду или арбитражу, не может быть безграничным во времени. Это обусловлено, во-первых, установлением в законе или договоре сроков существования самого субъективного права, с прекращением которого естественно отпадает и надобность в его защите; во-вторых, недопустимостью продолжительной неопределенности в существовании самой возможности применения мер принудительного воздействия к правонарушителю, действия которого, совершенные в прошлом, по истечении значительного времени могут утратить свой общественно опасный характер, и применение к нему мер принудительного воздействия может оказаться не только не нужным, но и противоречащим целям правового принуждения в обществе; в-третьих, необходимостью выяснения объективной истины при рассмотрении каждого гражданского дела, так как со временем могут быть утрачены или обесценены доказательства, без которых правильное решение дела станет невозможным; в-четвертых, необходимостью устранения медлительности и волокиты при защите прав граждан и юридических лиц. Осуществление управомоченным лицом требования защиты права, обращенного к суду, ограничено сроками исковой давности. Ст. 195 ГК РФ12 определяет исковую давность как срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Это значит, что правовым последствием истечения срока исковой давности является утрата управомоченным лицом возможности осуществить принадлежащее ему материальное право в принудительном порядке.

Осуществление требования защиты права в соответствии с его назначением. Требование защиты права, т.е. обращение граждан и организаций к компетентным государственным или общественным органам за защитой нарушенного права, представляет собой, если так можно сказать, последний этап реализации субъективного гражданского права. Особенностью этого этапа реализации материально-правовых требований является то, что в данном случае управомоченный субъект прибегает к помощи государства, требует обеспечения осуществления или защиты его права посредством подключения к этому аппарата государственного принуждения.

Обязанность лица осуществлять право в соответствии с его назначением действует на всех стадиях осуществления субъективного гражданского права. Управомоченный субъект обязан надлежащим образом осуществлять принадлежащее ему право как при реализации его своими собственными действиями, например, при осуществлении владения, пользования и распоряжения своим имуществом, так и при заявлении тех или иных требований к обязанному субъекту гражданского правоотношения. Лицо обязано соблюдать это правило также и при осуществлении права на защиту, в том числе и при заявлении требования о защите права компетентным государственным органом. Более того, именно в этом последнем случае обязанность осуществления субъективного права в соответствии с его назначением действует с особой силой, так как в данном случае речь идет не об обычном, а о принудительном осуществлении права с использованием в отношении правонарушителя мер государственно-принудительного характера. Злоупотребление правом в этом случае может не только привести к нарушению законности и ущемлению прав и интересов других граждан и организаций, но в известной мере может также нанести ущерб авторитету органа, рассматривающего спор. Установление факта злоупотребления требованием защиты права, как и всякое иное осуществление права в противоречии с его назначением, должно иметь своим последствием отказ в защите права, а в ряде случаев и иные предусмотренные законом последствия. Однако не всякий отказ в защите права, например, не всякий отказ в иске, свидетельствует о злоупотреблении правом на защиту. В связи с этим прежде всего необходимо выяснить, в чем состоит назначение требования защиты права должно быть признано осуществленным в противоречии с его назначением в обществе.

Назначение требования защиты права состоит, прежде всего, в том, что оно имеет своей целью обеспечить принудительную реализацию нарушенного субъективного гражданского права.

Это означает, что требование защиты права имеет достаточные основания материально-правового характера для применения мер принудительного порядка лишь при наличии нарушения права. В тех же случаях, когда требование защиты права заявлено при отсутствии самого факта нарушения права, таких оснований, как правило, нет.

Из сказанного выше, конечно, не вытекает, что нарушение права является единственным материально-правовым основанием для применения заявленного требования. Для удовлетворения заявленного требования защиты права необходимы и иные условия, в частности противоправное поведение правонарушителя, наличие вреда или убытков, вина, и т.п., наличие которых в разных сочетаниях необходимо в зависимости от характера того или иного конкретного случая. Однако нарушение субъективного гражданского права является обязательным условием удовлетворения заявленного требования во всех без исключения случаях.13

 

3.4 Защита достоинства личности

 

Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо, наделенное разумом, волей и чувствами, т.е. качествами, которые выделяют его из окружающего мира. Достоинство — признание за человеком этой ценности, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Достоинство субъективно (чувство собственного достоинства) и в то же время объективно (всеобщее признание и уважение человеческой личности). Принижая чужое достоинство, человек роняет собственную честь. Достоинство не вполне тождественно чести, под которой следует понимать положительную моральную репутацию человека, признание его заслуг, всеобщее уважение. Любой человек имеет определенные заслуги, поэтому общество охраняет не только его достоинство, но и честь. Это тем более необходимо, если учесть, что оценки чести довольно субъективны. Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял ,что достоинство и не наносил урон его чести. В части первой статьи 21 Конституции РФ говорится об охране достоинства личности. Эта гарантия дается любому человеку, т.е. Конституция ставит знак равенства между человеком и личностью.

Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но также ребенка и душевнобольного. В частности, оскорбление таких лиц, даже ими не осознаваемое, — это тоже преступление (статья 130 УК РФ). Запрещая унижать достоинство и честь всех лиц, подвергаемых освидетельствованию (статья 181 УПК РФ), привлекаемых к участию в следственном эксперименте (статья 183 УПК РФ), закон исходит из того, что они — личности. В Конституции РФ 1978 г. и российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) ничего не говорилось об охране достоинства личности. Восполнение этого пробела в действующей Конституции — существенный вклад в усиление гарантий прав личности. В УПК РФ есть общая норма о неприкосновенности личности, в которой ничего не сказано об охране ее достоинства. В проекте нового Уголовно-процессуального кодекса соответствующие нормы нашли свое место. В части первой статьи 21 Конституции большую смысловую нагрузку несет слово «ничто». Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, заставляющая просить милостыню, ни тяжкая либо позорная, по общепринятым представлениям, болезнь (душевная болезнь, СПИД, венерическое заболевание и т.п.) — ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности. Особенно остро стоит вопрос о защите достоинства личности в тех местах, где человек оказывается «в чужой власти», т.е. становится объектом воспитания, лечения, государственного или военного управления с его чинопочитанием и строгой дисциплиной (школа, больница, тюрьма, армия, чиновничья служба).

Личность, ограниченная в правах или поставленная в служебную (иную) зависимость, особенно нуждается в уважении ее достоинства. Уголовный кодекс РФ вводит уголовную ответственность за преступления, связанные с жестокостью и насилием или посягающие и честь и достоинство личности: оскорбление (статья 130), клевету (статья 129), неуважение к суду (статья 297), совершение умышленного убийства с особой жестокостью (пункт «д» статьи 105), доведение до самоубийства или покушения на него путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (статья 110). К отягчающим обстоятельствам отнесено совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего (пункт «и» статьи 63).

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ охрана человеческого достоинства обеспечивается такими мерами, как присутствие понятых того же пола, что и обыскиваемый или освидетельствуемый (статья 172), запрет насилия, домогательства и угроз при проведении любого следственного действия (статья 20 УПК РФ). Закон от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предоставляет всем психически больным право на «уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства». Насилие рассматривается как крайняя мера, применяемая в случаях, когда больной представляет опасность для себя или окружающих (статья 30). Существуют и гражданско-правовые средства защиты чести и достоинства — предъявление в суд исков о материальном возмещении морального вреда, причиненного распространением порочащих человека сведений, и их опровержении (статья 151 ГК РФ, статья 62 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»). Бремя доказывания истинности сведений возложено на того, кто их распространил. Порочащие сведения, опубликованные в печати, в случае их несоответствия действительности опровергаются в печати. Сумма денежной компенсации за причинение морального вреда определяется судом без четких правовых критериев ее исчисления. Материальную ответственность несут как редакция (издательство), так и автор. В статье 21 Конституции РФ нашли воплощение нормы международного права о признании достоинства, «присущего всем членам человеческой семьи» (преамбула Всеобщей декларации прав человека), запрете подвергать человека «пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию» (статья 5). В статье 22 Всеобщей декларации прав человека обращено внимание на необходимость создания социально-экономических условий, исключающих унижение человеческого достоинства.

Запрет унижать достоинство человека, применять пытки и другие жестокие методы обращения с людьми установлен и в статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Российская Федерация связана обязательствами, вытекающими из Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 9 декабря 1975 г.), .Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 10 декабря 1984 г.), Стандартных минимальных правил обращения с заключенными (ООН, 1984 г.), Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка14 и из других международных актов. Понятие пытки раскрыто в статье 1 Международной Конвенции против пыток. Наиболее существенные элементы этого понятия:

Информация о работе Гражданское право защита личность