Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 20:36, Не определен
Целью этой курсовой работы является анализ такой важнейшей части Российского права как частное право, которое берет свое начало еще во времена Римского права. В нашей стране частное право развивалось не такими темпами, как в западных странах, но тем не менее к настоящему времени в Российской федерации уже создан прочный фундамент для формирования и развития частного права
обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот Обязательственное право в свою очередь разделяется на подотрасли договорного и деликтного права, имея при этом единую для них собственную Общую часть Договорные обязательства далее дифференцируются на группы обязательств по передаче имущества в вещное право, в пользование, по выполнению работ, по оказанию услуг, по совместной деятельности; выделяются также обязательства из односторонних действий (сделок).7 Правоохранительные обязательства разделяются на деликтные и на обязательства из неосновательного обогащения В целом обязательственное право представляет собой наиболее тщательно структурированную часть гражданского права, исключительные права, охватывающие институт так называемой интеллектуальной собственности (права, оформляющие принадлежность и режим использования нематериальных объектов, являющихся результатами творческой деятельности, — произведений науки, литературы и искусства, изобретений и полезных моделей и тп. ) и институт так называемой промышленной собственности (устанавливающий правовой режим промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и т п), наследственное право, регулирующее переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам, защиту нематериальных (личных неимущественных) благ (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан, их частной жизни и т п)
В
свою очередь перечисленные
При
этом общие положения подотрасли
распространяются и на правила, составляющие
входящий в подотрасль институт, а
общие положения
2.3
Система частного права
в зарубежных правопорядках
Следует отметить отсутствие единого подхода к составу частного права в различных зарубежных правопорядках. Этот состав определяется не какими-то абстрактными «мировыми стандартами», а особенностями исторического и социально-экономического развития конкретных стран, в которых тем не менее можно видеть и некоторые общие черты и закономерности.
Так, англо-американская правовая система формально вообще не знает деления на частное и публичное право. Как известно, она сложилась на основе решений по конкретным спорам (прецедентов), выносившихся в феодальной Англии двумя различными видами королевских судов: судами «общего права» и судом лорда-канцлера («судом справедливости»). Они-то и сформировали в качестве особых, самостоятельных ветвей этого правопорядка общее право (common law) и право справедливости (law of equity). Лишь в конце XIX в. эти ветви начали сливаться.
Данное обстоятельство обусловлено особенностями развития англосаксонского права, отличающими его от континентальной европейской системы (в рамках которой, в основном на базе ее германской ветви, традиционно развивалось российское частное право). Впоследствии эта система была рецепирована (заимствована) США, Канадой, Австралией и рядом других англоязычных стран.9
В
настоящее время и в англо-
В ряде западноевропейских стран (Германия, Франция, Испания и др.) частное право традиционно разделяется на две основные ветви: гражданское и торговое, что позволяет говорить о дуализме частного права.
При этом торговое право охватывает регламентацию предпринимательского оборота, т. е. одну из специальных сфер гражданского права. Оно, следовательно, не является вполне «равноправной», самостоятельной правовой отраслью по отношению к гражданскому праву. Об этом свидетельствует и такой факт, как отсутствие в торговом праве сколько-нибудь развитой самостоятельной Общей части, что и вызывает неизбежную необходимость распространения на его сферу действия общих положений гражданского права.
Поэтому принято считать, что нормы торгового права являются специальными по отношению к гражданско-правовым. Следовательно, при отсутствии специальных правил к отношениям, регулируемым торговым правом, применяются нормы гражданского права. Это обстоятельство отразилось здесь в принятии двух различных кодексов — гражданского и торгового, соотношение которых обычно рассматривается как соотношение общего и специального законов.
Историческим
основанием для выделения торгового
права в этих государствах послужила
необходимость объединения
Не
во всех западноевропейских странах
идея самостоятельного торгового права
получила признание и законодательное
закрепление. Пионером в этом отношении
стала Швейцария, в которой еще в
начале этого века (1911 г.) было принято
единое законодательство, в равной мере
распространявшееся на гражданские и
торговые отношения. В 1942 г. Италия, являющаяся
родоначальницей обособленного торгового
права, также отказалась от этой идеи.
По пути единого частного права развивается
и современное законодательство, которое
ни в одной из стран, обновлявших гражданское
законодательство уже в начале 90-х гг.,
не пошло на обособление торгового права
(Нидерланды, канадская провинция Квебек,
американский штат Луизиана).10 Более
того, единодушно отмечается общая тенденция
к «коммерсализации» гражданского права,
т. е. к его развитию под влиянием более
гибких норм о торговом обороте и тем самым
— к его максимальному приспособлению
к потребностям предпринимательской деятельности.
2.4
Проблема «предпринимательского»
права
В России не было ни исторических, ни социально-политических причин для обособления торгового права. Особенностью российского государственного строя всегда было отсутствие в нем сколько-нибудь серьезной сословной автономии (как и отсутствие частноправовых традиций в целом). Поэтому и до революции 1917 г. никакого «дуализма частного права» у нас не существовало. Дореволюционный проект гражданского уложения также основывался на принципе единства частного права. Частное право в России всегда было представлено исключительно гражданским правом. Таким образом, никаких исторических корней для развития особого торгового (или «коммерческого») права у нас не существует.11
В прежнем правопорядке, основанном на огосударствленной экономике, возникла идея так называемого хозяйственного права, которое было призвано «объединить» планово-организационные (административно-правовые, т. е. публичные) и имущественно-стоимостные (гражданско-правовые, т. е. частные) элементы в некое «новое качество правового регулирования», соединяющее в себе два несоединимых начала.
Результатом
такого «объединения» должны были стать
«новые» категории и понятия,
«устраняющие» традиционные гражданско-правовые
конструкции: «хозорган» вместо юридического
лица (т. е. хозяйственная организация
государства, находящаяся под его полным
контролем и лишенная собственных имущественных
интересов), «хозяйственный» (или «плановый»)
договор, участникам которого почти ничего
не надо было согласовывать, ибо все основные
параметры такого «договора» спускались
им сверху (в нарядах и иных плановых актах)
и т. п.
Ясно, что такого рода конструкции, в которых
гражданско-правовые элементы были полностью
задавлены административными, в действительности
представляли собой не «соединение», а
поглощение частноправовых начал публичными,
что вполне отвечало условиям прежнего
экономического строя. Ученые-цивилисты
и ранее остро критиковали хозяйственно-правовую
концепцию. С переходом к рыночным преобразованиям
она утратила и социально-экономическую
основу, и сколько-нибудь серьезное теоретическое
обоснование.12
В
настоящее время имеются
При этом обычно указывается на неприемлемость частноправового подхода, якобы устраняющего всякое государственное вмешательство в экономику, и возможность нового «объединения» в рамках «предпринимательского права» частных и публичных элементов. 13Примечательно, что идея «хозяйственного» («предпринимательского») права, ранее обосновывавшаяся ссылками на специфику социалистического общественного развития, теперь не менее «успешно» обосновывается ссылками на особенности государственно-регулируемого капиталистического рыночного хозяйства.
Необходимо поэтому вновь подчеркнуть, что частное право по самой своей природе является единственно приемлемой формой нормального имущественного, в том числе предпринимательского, оборота. Рыночное хозяйство как раз и рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, действующих в своих частных интересах при отсутствии произвольного вмешательства государства в частные дела. Публично-правовые правила в силу своей природы неизбежно подавляют и ограничивают частноправовые начала, а потому их соединение в одной отрасли исключается, о чем бесспорно свидетельствует как отечественный, так и мировой опыт.
Правовое
регулирование
Предложение об объединении всех соответствующих правил в единую правовую отрасль не только искусственно и надуманно, но и вредно, поскольку его реализация неизбежно ведет к подавлению частноправовых начал. Для отечественных же условий их развитие имеет особое значение, становясь важной гарантией ликвидации многовековых традиций всеобъемлющего огосударствления. С этой точки зрения концепция «предпринимательского права» становится очевидным тормозом на пути прогрессивных преобразований нашего общества, выражающим попытку консервации существенных элементов прежнего правопорядка.
Гражданское право включает в свой состав ряд специальных норм, рассчитанных на применение исключительно к отношениям с участием предпринимателей. К ним, в частности, относятся правила об имущественно-правовом статусе предпринимателей, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности. 14Однако специфика выступления в имущественных отношениях профессиональных участников (предпринимателей, коммерсантов) не исключает, а предполагает применение к этим отношениям общих положений гражданского права, например о юридических лицах, вещных правах, сделках, обязательствах и т д.
Сами же эти нормы, как и их совокупность, являются гражданско-правовыми. Для их обособления в специальную самостоятельную отрасль, тем более в рамках частного права, нет ни теоретических, ни практических оснований. Взаимоотношения предпринимателей, как теперь прямо говорит российский закон, регулируются гражданским правом (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).
Иное дело обособление соответствующего законодательного массива либо также выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности. И законодательство о предпринимательстве, и учебный курс предпринимательского права носят комплексный характер, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции. С учетом прикладных целей их выделения это вполне допустимо. Для конкретных потребностей утилитарного характера можно также условно обособлять, допустим, сферу «страхового», «транспортного» или «банковского права».15