Формы и способы защиты гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Исходя из круга задач, вытекающих из поставленных целей, автор исходил из следующего понимания, о том, что основной целью охраны гражданских прав, является исключение или максимальное снижение вероятности нарушения или оспаривания субъективного права либо создания реальной угрозы его нарушения. Поэтому охрана гражданских прав имеет в основном превентивное значение и направлена на предупреждение возможности гражданского правонарушения.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Глава 1 . Гражданское право как совокупность правовых норм...........6
1.1 Общая характеристика гражданского права.............................6
1.2 Понятие защиты гражданских прав........................................10
Глава 2. Формы и способы защиты прав................................................13
Заключение....................................................................................................23
Список использованных источников.........................................................24

Файлы: 1 файл

гражданское право1.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

    Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты соединяет  в себе два начала: материально-правовой – обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав и гражданско-процессуальный – судебную защиту нарушенных прав.

    Восстановление  нарушенных гражданских прав продолжает оставаться одной из основных задач  гражданского права в условиях рыночной экономики в России. Восстановление нарушенных субъективных прав граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований обеспечивается также применением мер гражданско-правовой ответственности, получившей в новом гражданском законодательстве дальнейшее развитие, особенно в сфере предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК).

    Судебная  защита гражданских прав как наиболее эффективная форма удовлетворения нарушенных законных интересов субъектов гражданского права получила в современном гражданском законодательстве по существу монопольное признание. Она применяется во всех случаях защиты нарушенных и оспариваемых гражданских прав, в том числе и тогда, когда законом в порядке исключения допускается защита в административном порядке. В этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК). В таком порядке обжалуются, в частности, решения налоговых органов (ст. 142 НК) и постановления региональных таможенных управлений (ст. 9 ТК ТС ).

 

    1.2. Понятие защиты  гражданских прав 

 

    Понятие защиты гражданских прав является общим  для гражданского права и гражданского процесса (ст. ст. 11 – 16, 151 – 152, гл. 20 ГК, ст. ст. 2, 3 и др. гл. 1 ГПК). В материально-правовом смысле оно связано с содержанием субъективного гражданского права. Право на защиту – одно из правомочий субъективного гражданского права, элементов его содержания и представляет собой возможность применения управомоченным лицом мер правоохранительного характера, соответствующих характеру самого субъективного права.

    Неоднозначное использование в Конституции  РФ терминов «защита», «охрана», а также  «обеспечение», «гарантирование» и  т.п. (ср., например, ст. ст. 38, 46, 52, а также  ст. ст. 17, 18, 45) требует рассмотрения вопроса о соотношении защиты со смежными понятиями.

    В русском языке смысловое значение термина «охрана» определяется через  слово «охранять», что означает, согласно словарю Ожегова С.И.,  «оберегать», «бережно относиться»4. Таким образом, понятие охраны имеет явно выраженный превентивный характер, предусматривает систему мер (в том числе норм), обеспечивающих рациональное использование и сохранение. Как функция, охрана связана с обеспечением прав до тех пор, пока права и (или) законные интересы не будут ограничены на основании закона или нарушены. Защищать же - значит, охраняя, оградить от посягательства, враждебных действий, от опасности. Следовательно, защита как вид деятельности направлена на выполнение правоохранительных задач. Их соотношение по поводу субъективных прав удачно охарактеризовал Н.И. Матузов в своей работе «Правовая система и личность»: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются5.

    К сожалению, и в литературе, и в  нормативных актах подчас происходит смешение этих понятий: говорят о защите в широком смысле слова – охране, согласно предыдущему абзацу, и о защите в узком смысле слова, которая предусматривает специальный объект, специальные основания, специальные меры. ГК и ГПК в основном ориентируются на это ограниченное понятие.

    Природой  права на защиту (его неразрывной  связью с субъективным правом) определяются его характер и содержание. Это  выражается, во-первых, в том, что  право на защиту, как и субъективное право в целом, есть мера возможного поведения управомоченного лица, направленного на достижение восстановительно-пресекательной цели и связанного с использованием мер правоохранительного характера. Во-вторых, меры правоохранительного характера должны соответствовать характеру самого субъективного права. В-третьих, право на защиту, как и субъективное право в целом, включает в себя несколько возможностей, обеспечивающих реализацию субъективного права на различных ее этапах и в различных ситуациях.

    Защита  гражданских прав имеет специальный  объект в виде субъективного права, закрепленного законодательством и иными правовыми актами за участником гражданского оборота.

    Одним из главных условий законности субъективных гражданских прав является законность основания их возникновения. Однако гражданское право, использующее в основном дозволение, допускает возникновение прав из оснований, не предусмотренных законодательством. Таким образом, для характеристики права и определения отношения к нему закона кроме (или вместо) конкретной нормы подчас требуется использование основных принципов гражданского права, «общих начал и смысла гражданского законодательства» (ст. ст. 1, 6, 8 ГК и др.). При несоответствии действий смыслу гражданского законодательства за совершенными действиями не признается юридическая сила, они рассматриваются как юридически нейтральные и в отношении порождаемых ими прав не осуществляется гражданско-правовая защита6.

    Так, не подлежат судебной защите требования граждан и юридических лиц, связанные  с организацией игр и пари, или  с участием в них, за исключением требований лиц, участвовавших в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в ст. 1062, п. 5 ст. 1063 ГК. Указанные действия не являются противозаконными, но требуют специального разрешения (лицензии), подпадают под более строгий налоговый режим, убытки от участия в играх, лотереях и пари не подлежат страхованию (ст. 928 ГК) – налицо отрицательное отношение к ним государства и общества. Наоборот, оказание материальной помощи родственникам, с которыми лицо не связано алиментными правоотношениями, обязательствами по возмещению вреда и т.п., является положительным действием с точки зрения нравственности, но права, возникающие из моральных обязательств, также не подлежат гражданско-правовой защите как не соответствующие гражданскому законодательству.

    При несоответствии действий принципам  гражданского права такие действия считаются противозаконными независимо от содержания или отсутствия запретительных норм. Права, порождаемые ими, не только не подлежат гражданско-правовой защите, но в ряде случаев эти действия влекут за собой гражданское, административное или уголовное преследование.

    Условия и пределы защиты гражданских  прав зависят и от содержания субъективного права. Однако не все субъективные права имеют четко очерченные законодательством или индивидуальными волевыми актами границы, к которым примыкают общие и специальные запреты. Закон может в ряде случаев поставить защиту прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно (п. 3 ст. 10 ГК).

    Характер  общего правила носит отказ в  защите права лицу, осуществляющему  его с нарушением общих и частных  пределов. Окончательное решение  по этому вопросу должно быть принято с учетом всех обстоятельств, связанных с субъективным правом.

    Итак, если какие-либо права в законодательстве не признаются субъективными гражданскими правами, или признаются юридически безразличными, или имеется запрет либо ограничение на их защиту, то они не могут быть защищены в гражданско-правовом порядке.

    2. Формы и способы  защиты прав

 

    Основанием  для защиты субъективного гражданского права является реальное или потенциальное  препятствие для его осуществления, в первую очередь, правонарушение.

    В литературе высказано множество суждений в отношении понятия и квалификации форм защиты гражданских прав и интересов. Довольно широкий разброс мнений по этому вопросу обусловлен, прежде всего, тем, что в основе разграничения и классификации форм защиты исследователи применяют неодинаковые подходы. Так, некоторые авторы считают, что формы защиты следует разграничивать с учетом специфики объекта и характера защищаемого права. При этом они выделяют такие формы защиты, как признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, его нарушающих; присуждение к исполнению в натуре; прекращение или изменение правоотношения; взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени)7.

    По  другому подходу отстаивается идея об исковой и неисковой формах защиты гражданских прав и интересов. «Все спорные правовые требования, подлежащие рассмотрению с соблюдением  процессуальной формы защиты права, называются исковыми, а правовые требования, подлежащие рассмотрению без соблюдения установленной законом процессуальной формы защиты права (например, при защите права в административном порядке), в законодательстве и в теории вполне справедливо не называются исковыми»8.

    По  третьему подходу, понимая под формой защиты комплекс внутренне согласованных  организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов, выделяют две  основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Рамками юрисдикционной формы защиты охватывается защита в судебном (общий порядок) и в административном порядке (специальный порядок). Самостоятельная деятельность гражданина или организации по защите гражданских прав без обращения к государственным или иным компетентным органам квалифицируется в качестве неюрисдикционной9. Такая деятельность получила название самозащиты.

    Подводя итог под вышесказанным, защита гражданских  прав и интересов может осуществляться в трех формах:

    а). судебной (обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, в том числе задействовать механизм гражданско-правовой ответственности);

    б). административной (применение предоставленных законом мер оперативного воздействия);

    в).  самозащиты.

    Самозащита  гражданских прав – «совершение  управомоченным лицом дозволенных  законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов» (ст. 14 ГК).

    Ей  свойственны дозволенность законом, осуществление против наличного  посягательства на права и законные интересы управомоченного лица, осуществление, прежде всего, но не исключительно силами самого потерпевшего. Она применяется  в тех случаях, когда обстоятельства исключают возможность в данной ситуации обратиться за защитой к государственным и общественным органам. Самозащита должна не выходить за пределы тех прав, которые защищает потерпевший, и быть соразмерной по своим формам посягательству. Как правило, она обеспечивает защиту вещных прав. Примерами самозащиты являются действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости (ст. ст. 1066, 1067 ГК, а также ст. ст. 37, 39 УК РФ). В то же время в статье 14 ГК РФ говорится, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что условием самозащиты является факт нарушения права. Нет нарушения – невозможна и самозащита. Необходимая оборона и крайняя необходимость – это два самостоятельных способа самозащиты, предусмотренных специальными нормами (ст. 1066, 1067 ГК РФ). Особенность их в том, что они могут быть применимы еще до нарушения. Во всяком случае, ст. 14 ГК РФ увязывает самозащиту с уже нарушенным правом, а не с правом, которое еще только может быть нарушено в будущем. Об этом же свидетельствует и терминология, используемая законодателем. В статьях 12 и 14 ГК РФ говорится именно о защите, а не об охране. Следовательно, речь идет о самозащите, а не о самоохране, когда возможно использование определенных приемов и мер, направленных на обеспечение каких-либо прав в будущем.

    Самозащита  – это особый (частный) случай защиты, специфика которого проявляется  в том, что управомоченное лицо непосредственно своими действиями может защитить нарушенное право. Даже если третье лицо будет оборонять потерпевшего от нападения, то о самозащите можно говорить в отношении прав и интересов обороняющегося. Что касается потерпевшего, то это не реализация им своего права на самозащиту, а его защита. В этом случае осуществляется защита другого субъекта.

    Существует  мнение, что самозащита гражданских  прав – это форма, а не способ защиты: «Учитывая, что ст. 14 ГК РФ допускает  защиту нарушенных гражданских прав самостоятельно управомоченным лицом, которое, защищая принадлежащее ему право, устанавливает фактические обстоятельства, применяет нормы материального права, определяет способ защиты от посягательства и принимает конкретное решение, которое само и воплощает, вполне логично представить самозащиту как форму защиты гражданских прав». Защитники подобного мнения предлагают внести изменения в п. 2 ст. 11 ГК РФ, изложив их в следующей редакции: «Защита гражданских прав в административной форме или в форме самозащиты осуществляется в случаях, предусмотренных законом. Действия по самозащите гражданских прав, а также решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд»10.

    Однако  если посмотреть на вопрос иначе, возможно следует изменить лишь формулировку, поскольку, видимо, имеет место неудачная редакция нормы права. Кроме того, феномен самозащиты нельзя сводить только к форме защиты. Дело в том, что содержание ст. 14 ГК РФ представляется более объемным и сложным, чем может показаться на первый взгляд: «Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения». Есть необходимость еще раз отметить словосочетание «способы самозащиты». Отсюда вытекает, что самозащите присущи свои, особые способы защиты гражданских прав и интересов. Например, необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д. Следовательно, самозащита – это не только форма, но и способ. С той лишь разницей, что в ст. 12 ГК РФ есть примерный перечень способов защиты, однако перечня способов самозащиты в законе нет. И этот пробел следовало бы устранить. Конечно, это будут разные способы. Поэтому примерный их перечень необходимо привести не в ст. 12 ГК РФ, а в ст.14 ГК РФ, соответствующим образом изменив редакцию указанной нормы.

    Есть  также необходимость обсудить вопрос о том, возможно ли определение способов защиты (ст. 12 ГК) и способов самозащиты (ст. 14 ГК) в договорном порядке. Статья 12 ГК РФ заканчивается указанием, что защита гражданских прав может осуществляться иными способами, предусмотренными законом. Такое решение представляется спорным ввиду того, что следовало бы предоставить участникам гражданского оборота возможность устанавливать в договорном порядке иные способы защиты. Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422). В связи с этим уместно предположить, что стороны вправе указать в договоре и такие способы защиты права, которые законом не предусмотрены, но и не запрещены. Поэтому представляется необходимым последнее предложение ст. 12 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Иными способами, предусмотренными законом или договором».

Информация о работе Формы и способы защиты гражданских прав