Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Изменения в экономике, политике, социальной жизни России вызвали необходимость в кардинальном преобразовании законодательства Российской Федерации.
Договор банковского вклада является одним из наиболее распространенных видов банковских операций. Так по информации Центрального Банка РФ до 1998г. темпы роста депозитных операций (то есть операций по вкладу) превышали темпы роста операций банков в целом.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, элементы договора банковского вклада…………………….6
2. Основания заключения, изменения, расторжения договора
банковского вклада…………………………………………………….…14
3. Судебно- арбитражная практика………………………………….…..23
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………
По договору между сторонами Р. был обязан внести на счета банка денежные средства в иностранной валюте, а банк - обеспечить возврат вкладов с процентами. Дополнительными условиями уточнялось, что операции со средствами вкладчика в иностранной валюте производятся в соответствии с действующим законодательством, правилами и тарифами, утвержденными банком. Следовательно, ответчик должен был исполнить свои обязательства по возврату вкладов в той валюте, в которой они были внесены.
В п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"32 установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.
Согласно ст.36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"33 вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода; вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором; банки, имеющие необходимые лицензии на принятие вкладов, обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.
Из приведенных положений вытекают следующие выводы. Банк обязан по требованию вкладчика вернуть ему сумму вклада в той валюте, которая обусловлена договором банковского вклада. Если в договоре указано, что вклад, внесенный в иностранной валюте, подлежит возвращению вкладчику в той же валюте, то в случае нарушения банком этого обязательства с него по требованию вкладчика должен быть взыскан вклад в иностранной валюте, обусловленной договором.
Поскольку предметом вклада является определенная денежная сумма в иностранной валюте, одной из основных целей вложения вклада является хранение его банком и последний обязан обеспечить сохранность вклада и выдачу его вкладчику по первому требованию, вклад, внесенный в иностранной валюте, должен быть выдан вкладчику в той же валюте и в случае, если в договоре банковского вклада отсутствует условие о выдаче вклада в иностранной валюте».34
В случае обращения наследников бывших вкладчиков в суд с исковыми требованиями к банкам суды должны разрешать споры, основываясь на положениях ст. 1110 ГК РФ, согласно которой имущество умершего переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое.
Гражданин Т. являлся клиентом Приволжского отделения Волго-Вятского банка Сбербанка России, заключив договор банковского вклада сроком на два года на условиях 8% годовых. Через год после его смерти наследник обратился с заявлением в Сбербанк о вступлении в договор, заключенный умершим гражданином Т., с тем, чтобы наследник получил повышенные проценты по договору срочного вклада. Сбербанк расторг договор с гражданином Т., предложив выплатить наследнику сумму вклада и проценты по вкладу до востребования, поскольку договор срочного вклада был расторгнут досрочно.
Приволжский районный суд г. Казани решением от 3 июня 2003 г. в иске отказал. В решении отмечается, что наследник вправе заключить новый договор банковского вклада, но не может быть включен в договор, который был заключен наследодателем. Истец не согласился с судебным решением и обжаловал его в суд кассационной инстанции, посчитав свои права как наследника нарушенными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан рассмотрела дело в кассационном порядке и оставила решение суда г. Казани без изменения. В кассационном определении отмечалось, что со смертью наследодателя договор банковского вклада прекращается. Наследник вправе истребовать сумму основного вклада и проценты за пользование банком денежных средств вкладчика в соответствии с условиями договора срочного банковского вклада. Согласно данному договору банк обязан начислить на сумму вклада 8% годовых. Но срочный договор банковского вклада был прерван смертью вкладчика через один год. Банк начислил не 8, а 2% годовых по правилам, применяемым ко вкладам до востребования. Действия банка признаны правомерными, а оснований для отмены решения суда первой инстанции кассационный суд не нашел.
На данные судебные акты была подана надзорная жалоба, в которой наследник указывал, что универсальное правопреемство предоставляет ему право вступить в договор банковского вклада, заключенный наследодателем. Дело было истребовано в суд надзорной инстанции. Судья Верховного Суда Республики Татарстан, ознакомившись с материалами дела, вынес Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
В Определении от 3 февраля 2005 г. отмечалось, что и наследственное, и банковское законодательство не предусматривают возможности для наследника заменить собой наследодателя в договоре банковского вклада. Наследник имеет права на суммы банковского вклада и установленные проценты в соответствии с договором. В рассматриваемых судебных актах, как представляется, весьма спорно толкуется понятие "универсальное правопреемство". Позиция судов находит подтверждение в ст. 1128 ГК РФ, в которой права наследников ограничиваются правами на денежные средства.
В Правилах совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 35135, подробно рассматривается порядок выплаты денежных средств со счетов умерших завещателей.
Вместе с тем необходимо руководствоваться ст. 1112 ГК РФ, которая включает в наследственную массу не только имущество, но и имущественные права. Статья 418 ГК РФ устанавливает, что по общему правилу смерть гражданина, в том числе вкладчика, влечет не прекращение обязательства, а перемену лица в договоре банковского вклада, когда права и обязанности переходят к наследнику вкладчика. Из указанного общего правила имеются исключения, установленные ст. 383 ГК РФ, согласно которой переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, не допускается. В первую очередь не допускается переход требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. В статье 383 ГК РФ не приводится исчерпывающий перечень обязательств, неразрывно связанных с личностью кредитора. Лишь в некоторых статьях ГК РФ прямо указано на данную связь (п. 2 ст. 596; п. 1 ст. 605; ст. 701 ГК РФ и др.).
Более того, Гражданский кодекс в отдельных случаях предусматривает возможность не прекращать обязательства, тесно связанные с личностью их участников. Такое исключение допускается в нормах о договорах безвозмездного пользования (ст. 701 ГК РФ); доверительного управления имуществом (п. 1 ст. 1024 ГК РФ); простого товарищества (п. 1 ст. 1050 ГК РФ).
Что касается договора банковского вклада, то права и обязанности вкладчика не являются тесно связанными с его личностью. Представляется, что нет каких-либо оснований отказывать наследнику в его праве заменить собой наследодателя в договоре банковского вклада.
Итак, изучение действующего гражданского законодательства и иных нормативно-правовых актов по теме исследования, анализ научной литературы и обобщение судебной практики показали, что выбор данной темы диссертационного исследования сделан обоснованно. В ходе проведенной работы выявлено определенное количество нерешенных вопросов и проблем научного и практического характера, связанных с определением правовой природы договора банковского вклада, регламентацией прав и обязанностей сторон по данному договору, толкованием норм о содержании и форме договора банковского вклада.
Заключение.
В представленной работе была предпринята попытка комплексного и системного исследования договора банковского вклада, результатом которого можно считать следующие теоретические выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Договор банковского вклада относится также к числу реальных, возмездных и односторонних соглашений. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком выступает физическое лицо, признается публичным договором и является, как правило, разновидностью договора присоединения.
Целью исследуемого договора может быть только предоставление денежных средств, с последующим их возвратом с определенными процентами.
Правом на привлечение во вклады денежных средств обладают только банки, получившие на это специальное разрешение (лицензию) Центрального Банка РФ. Небанковские организации и физические лица, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе принимать денежные средства во вклады.
Первым существенным условием исследуемого договора является предмет договора, который включает в себя соглашение о размере денежной суммы и валюте вклада. Предметом договора банковского вклада следует считать принятую банком от вкладчика денежную сумму, именуемую вкладом.
Следующим существенным условием договора банковского вклада является условие о процентах по вкладу. Несмотря на то, что данный договор всегда является возмездным, законодатель предусматривает возможность заключения договора без определения размера процентов.
Другим существенным условием договора является условие о выдаче вклада (до востребования, по истечению определенного срока). Причем для срочного (условного) вида вклада существенным также является условие о сроке или условии возврата.
В договоре банковского вклада, заключенном в пользу третьего лица, существенным условием является имя гражданина или наименование юридического лица, в пользу которого вносится вклад.
Договор банковского вклада предусматривает обязательную письменную форму. Это и составление одного документа, подписанного сторонами, и обмен документами, и выдача банком вкладчику сберегательной книжки, сберегательного или депозитного сертификата, либо иного документа. То есть законодатель в ст.836 ГК РФ не предусматривает обязательность составления специального письменного документа, подписываемого сторонами.
Учитывая исследованные признаки договора банковского вклада, предлагается определить его как реальное, возмездное и одностороннее соглашение, в силу которого банк принимает поступившую от вкладчика или третьего лица денежную сумму (вклад) и обязуется возвратить ее вкладчику с установленными процентами.
Список литературы.
Нормативно- правовые акты:
Учебно- методическая литература:
Судебно- арбитражная практика: