Учет в Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

1.Клинописные документы Вавилона и Шумера
2. Нормы и хозяйственные вычисления.
3. От инвентарей к приходо – расходным счетам.
4. Первые «Банки» и учет расчетов

Файлы: 1 файл

КЛИНОПИСНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ШУМЕРА И ВАВИЛОНА.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный технический университет»

 

 

 

Факультет экономики и технологий

Кафедра «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 по дисциплине «История  бухгалтерского учета»

 

на тему: Учет в Месопотамии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 9БУ3д-1                                                              Жихарева О.Ю.

                                                                                                         № 09-2412  

                                               

Преподаватель                                                                                 Ри Т.В.                                                   

 

 

 

 

 

2010


1.Клинописные документы  Вавилона и Шумера

Примерно 10 000 лет назад у берегов Персидского залива поселились шумеры (шумерийцы). Кто они были и откуда пришли, точно не известно. До них в этой местности жили другие племена, так как развалины поселений в Месопотамии имеют более древнее дошумерское происхождение. А на севере селились аккадцы. "Колыбель цивилизации" представляла собой длинную и узкую полосу земли вдоль двух рек - Тигра и Евфрата. Сами шумеры называли их Идигина и Бараннуна, "черноголовые". На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. на этой территории появилось целое созвездие городов-государств. "О Шумер, великая земля среди всех земель вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!", так восторженно древний шумерский поэт отзывался о культурном превосходстве Шумера над другими государствами. Его столицей был город Ур. Он существовал долго — от начала III тысячелетия до н.э. до времени Александра Македонского.

Шумеры и аккадцы  со временем объединились.

После гибели Шумера и  Аккада возникло новое государство  Вавилония со столицей Вавилоном. Среди достижений шумеров можно назвать учет. Шумерский язык и письменность существовали и после падения государства еще 1000 лет в среде образованных людей.

История Вавилона знала  взлеты и падения. Его побеждали  Ассирия и Персия, но он опять  возрождался. А сейчас на месте древней столицы пустыня.

"Черноголовые" и,  судя по изображениям, глазастые  и носатые, были людьми на  редкость настойчивыми и немало  сил приложили к развитию своей экономики в скудных природных условиях. Из ресурсов они имели воду, плодородный ил двух могучих рек и огромные запасы глины. Они умели строить речные плотины и каналы для земледелия, города с высокими стенами, пирамиды (зиккуршпы). Возводили из глины, так как камня и дерева практически не было.


В Шумере и Вавилоне многое умели делать. До нас дошли ювелирные изделия, развалины бывших дворцов и зиккуратов, скульптуры, но главной ценностью являются глиняные таблички с клинописными текстами. Их, как и египетские памятники, долгое время не считали письменностью. Но память о них сохранялась.

Одним из первых на клинопись обратил  внимание итальянский путешественник и купец XVII в. Пьетро Делла Балле. Он и придумал название "клинопись". Впервые она была расшифрована (за два года) немецким филологом Георгом Фридрихом Гротефендом (1775-1853) .

Другую надпись прочел Генри  Кресвик Роулинсон, английский востоковед и дипломат, один из основоположников ассириологии (1810-1895). Ключом к расшифровке послужила трехъязычная (на древнеперсидском, вавилонском, эламском) Бехистунская надпись. В XIX в. уже многие ученые могли читать клинопись. А востоковед Михаил Васильевич Никольский (1848-1917), основоположник ассириологии в России, открыл древнешумерское письмо, которое составило историческую основу клинописи.

Удивительное письмо, напоминающее следы птичьих лапок, возникло в Шумере свыше 3000 лет до н.э. Шумеры заимствовали его у своих предшественников, а от шумеров оно перешло к аккадцам; просуществовало около 3000 лет. Первоначально записи-рисунки располагались горизонтально слева направо, а затем их развернули на 90°. Потом рисунки заменили условными изображениями (клинопись). Характер письма зависел от писчего материала. Табличку) изготавливали небольших размеров (чтобы можно было держать на ладони) из мягкой влажной глины. Писали заостренным концом тростникового стилета и на обеих сторонах. От вдавливания стилета в глину получался клин, а рисунки постепенно заменялись геометрическими условными изображениями, потерявшими впоследствии связь с исходными рисунками. Уже известная нам история, происшедшая с древнеегипетской иероглификой. Клинописные знаки иногда настолько мелки и так искусно выполнены, что возникает предположение об использовании увеличительного стекла.


Любопытно, что учетные документы  и Шумера, и Вавилона имеют внешнее сходство с современными. Документ строки в них отделены одна от другой горизонтальными линиями, а информация поделена на колонки.

После записи таблички высушивались на солнце и приобретали серый  цвет или обжигались и тогда становились красными, коричневыми, черными. Но с топливом в Месопотамии всегда было трудно, поэтому обжиг обходился дорого и применялся редко, хотя имел большие преимущества. Таблички встречаются разных размеров: квитанции - обычно 3-4 см, договоры - 7-9, учетные регистры и отчеты - 20 см и более. Были и объемные конусовидные буллы с отверстиями для нанизывания на шнурок.

Глиняные таблички не единственный писчий материал. Использовались и деревянные дощечки, камень, металл, слоновая кость. Известен кожаный свиток из архива делового дома Мурашу. Применяли в Вавилоне и папирус. Интересно выражение, встречающееся в аккадских текстах, о "вощеных дощечках". Первое упоминание о них относится к XIV веку до н.э. 

В 1953 г. при раскопках ассирийского города Кальху (Нимруд) археологи обнаружили около 20 табличек из слоновой кости и орехового дерева (12,5*31,3 см). По форме они соответствовали римским вощеным таблицам и относились к 700-м годам до н.э. , на них сохранились следы клинописи. Обычно деревянные таблички связывают с учетом Древней Греции и Рима (диптихоны, кодексы). Но, как видим, они не обладают монополией на подобный способ записи. Однако в Шумере и Вавилоне бухгалтеры делали записи по большей части на глине, хотя глиняная бухгалтерия со временем стала исчезать, как, впрочем, и сама клинопись. Последняя табличка из Вавилона относится к 75 г. н.э.


С VIII века до н.э. ассирийцы используют простое арамейское письмо - будущий язык международной торговли всего Ближнего Востока. Арамейцы писали чернилами и справа налево. Процесс вытеснения клинописи арамейским письмом шел постепенно. В VII веке до н.э. в Ассирии на клинописных табличках стали делать приписки чернилами или стилетом на арамейском языке. В эллинистическое время учетные документы составлялись уже по-гречески - на папирусе, а позже на пергаменте.

Порядок оформления и  содержание документов формировались  постепенно. Самыми ранними условными изображениями учетных объектов стали фишки разной конфигурации.

Любопытно, что на некоторых  из них просматриваются оттиски  печатей. Неудобство состояло в том, что, когда требовалось добраться до содержимого, приходилось разбивать конверт. Тогда фишки стали оттискивать на глине. Известно 186 таких табличек с оттисками, относящимися к 3200-3000 гг. до н. э. г.

Самые ранние документы примитивны, записи кратки и отрывочны. Связь между объектами учета определить затруднительно. Неразвитость письма, некоторые знаки которого непонятны, не позволяла ясно выразить сущность операций. Тем не менее даже краткие записи являются свидетельствами письменного учета. С развитием экономики документы становятся обширнее по содержанию, а их оформление приобретает более законченный вид; к тому же информация делится на столбцы и строки. Месопотамские документы имеют внешнее сходство с современными за счет графления. Линии заранее отмечал ниткой помощник бухгалтера, но делалось это на "глазок", не всегда расчетливо, так, что оставалось незаполненное место. Но и преуменьшать значение усилий, направленных на стандартизацию документов, значит проявлять неуважение к древним бухгалтерам, так как построить в один прием таблицу и сейчас непросто.


Постепенно учет перестает быть случайным, нерегулярным. Определилось содержание показателей, устоялись формы учетных документов. Они настолько закрепились в учете, что на протяжении столетий в них ничего не изменялось. "Постоянство формуляра и его равномерность не имеют себе подобных в древнем мире". Внешнее оформление выдержано в установленном порядке: с печатями, датами, именами ответственных лиц и писцов - бухгалтеров, а в сделках - и свидетелей. Наиболее важные печати и имена помешались на видном месте, менее важные - на ребрах таблички и на свободных местах. Иногда на одном документе могло быть до десятка печатей. Печати свидетельствовали о подлинности документов. Их оттиски выглядели как полоски одинаковых изображений (они выполняли те же функции, что подписи и печати в современном понимании), которые невозможно подделать. Резчик по камню как изготовитель печати указывался в документах сделок в качестве свидетеля.

Печати изготавливали из твердого или мягкого камня, раковин или даже драгоценных материалов. На них наносили имя владельца. На многих по выбору их владельцев изображали разнообразные сюжеты. Печать делали в одном экземпляре (реже в двух). Для большей сохранности и удобства носили на шнурке на шее (всегда на виду). Потеря печати была несчастьем. А если все-таки это случалось, то принимали соответствующие меры: дату потери печати и имя ее владельца регистрировали с тем, чтобы документы объявить недействительными.

Наряду с печатями-цилиндрами использовали печати-штампы. Они были без изображений, с именем владельца  печати и именем его отца. Но такие  печати составлялись для оформления одной сделки (например, раздела  имущества по наследству) и затем уничтожались.

Встречается даже отпечаток  ногтя справа и слева документа: "ноготь такого-то (имя), подобно его печати, оттиснут" или след кромки платья с припиской: "кромка такого-то". В позднем Вавилоне стали использовать и перстни с указанием имени, а иногда металла, из которого сделан перстень.


Документы датировались с указанием числа, месяца и года. Годы составления документов отсчитывали вначале по времени правления царей. Затем датировка ведется по важным историческим и хозяйственным событиям. Сведения о новой датировке рассылались по стране в конце старого года, а иногда в течение текущего. В некоторых документах описание времени их составления занимает больше места, чем содержание операции. В контрактах имелось особое указание на то, что при окончании срока сделки документ разбивается.

Документы, важные в юридическом  отношении, помещались в конверты и запечатывались. На конверте дублировались текст и печать, которая могла прокатываться по бокам и краям конверта. Вообще, и конверт, и печать - неплохо придумано. Печать была индивидуальна, и конверт вместе с документом также нельзя было подделать. Причем печать ставили и на документе, и на конверте.

Конверт предохранял  документ от механических повреждений. Его стороны специально делались выпуклыми. Он представлял собой тонкий лист из глины, в который заворачивали исходный документ. Подделка документа неизбежно должна была начинаться с конверта и оказывалась делом заметным. Глина при высыхании уменьшается на одну пятую и на уже высохшем документе покрывается трещинами. Позже конверты перестали использовать, остались только печати.

Сохранность учетной  документации обеспечивалась и специальными печатями-буллами из битума. Ими скрепляли кожаные или папирусные свитки. Если регистры были на табличках, то буллы привязывали к ним шнурками. Остатки шнурков сохранились среди табличек до нашего времени.

Документы могли иметь  посередине отверстие для нанизывания  их на шнурок или палку. Для порядка  внизу каждой таблички, если ее текст  продолжался на другой табличке, делали указание: "табличка номер такой-то, серии такой то" и для пояснения добавляли первую строку следующей таблички.

Хранились документы  в предназначенных для этого  корзинах, сосудах.


К каждой емкости прикреплялся ярлык с указанием назначения документов и времени составления. В таком виде они и дошли до нашего времени. Документы казны Персеполя обматывались шнурком, причем так, чтобы держать таблички в подвешенном состоянии. Очевидно, это делалось для того, чтобы они не отсырели и не покоробились. Шнуры скрепляли печатями, или буллами. Наряду с этим шнуры использовались и для объединения одних документов с другими, взаимосвязанными с ними по определенному признаку.

Информация о работе Учет в Месопотамии