Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 17:01, Не определен
1. Международные и федеральные стандарты аудита, сходные по содержанию.
2. Аудиторские процедуры: сравнительный анализ МСА и Федерального Правила (стандарта аудиторской деятельности №5
Непрерывность деятельности аудируемого лица согласно МСА и Федерального правила аудиторской деятельности
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» было разработано в 1995—1996 гг. на основе МСА издания 1994 г. В то время в МСА вопросы существенности рассматривались вместе с аудиторскими рисками, а по поводу изучения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента существовал самостоятельный МСА. В 1994 г. в МСА были внесены изменения, в частности, раздел, касающийся аудиторских рисков, был перенесен из МСА по существенности в МСА по внутреннему контролю (это положение сохранилось до настоящего времени). Российские документы соответствуют МСА по существу, но материал в них распределен именно так, как было до 1994 г., т.е. описание аудиторских рисков совмещается в одном документе с рассмотрением существенности, а в Правиле (стандарте) по внутреннему контролю рассматриваются только риски средств контроля и этот материал дублируется.
Что касается отличий Правила (стандарта) по существенности от международного прототипа, то они невелики и также связаны со стремлением сделать российский документ более подробным и удобным для тех российских аудиторов, которые недостаточно искушены в международных стандартах. Во- первых, в отечественном документе выдвигается требование о том, чтобы в аудиторских организациях имелся внутренний стандарт или методика по определению уровня существенности. Это было необходимо, поскольку возникло опасение, что российские аудиторы, не желая портить отношения с клиентом и пытаясь дать ему положительное заключение при наличии у него серьезных ошибок, могут, например, завысить в несколько раз уровень существенности для определенного клиента. Во-вторых, в связи с требованием об обязательности такого внутреннего стандарта, было решено в качестве приложения к отечественному стандарту привести примерный порядок нахождения уровня существенности. В-третьих, из-за сложности сочли нужным в дополнение к примерному порядку дать еще и числовые примеры определения уровня существенности, по аналогии с тем, как это принято в некоторых российских налоговых инструкциях.
Другие отличия от МСА связаны со стремлением сделать российский документ более подробным и более удобным для аудиторов. Например, определено, что оценку аудиторских рисков можно сделать в процентах или долях единицы, но рекомендуется использовать простую полукачественную шкалу: высокий риск — средний риск — низкий риск.
Правило
(стандарт) аудиторской деятельности
«Изучение и оценка систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля
в ходе аудита» в основном соответствует
МСА 400. Выше мы упоминали о том, что
по распределению материала данный российский
документ ближе к МСА, изданному до 1994г.,
часть информации из нынешнего МСА 400 рассматривается
в российском Правиле (стандарте), посвященном
существенности. Другие имеющиеся различия
связаны с тем, что разделы, касающиеся
изучения системы бухгалтерского учета
экономического субъекта, в отечественном
стандарте потребовалось привести в согласие
с российскими же нормативными документами
по ведению бухгалтерского учета, отдалив
тем самым текст российского документа
от МСА.
Вместе с тем при подготовке Правила (стандарта)
выяснилось, что в документах, регулирующих
российский бухгалтерский учет, нет таких
терминов, как «система внутреннего контроля
предприятия», «средства контроля», «контрольная
среда». Причина в том, что в административно-командной
экономике необходимые средства внутреннего
контроля (взаимные сверки, инвентаризации,
подпись руководителя на расходных кассовых
документах и пр.) являлись частью ведомственных
бухгалтерских инструкций, а идея о том,
что предприятия могут самостоятельно
разрабатывать внутренние контрольные
процедуры, была в то время по понятным
причинам неосуществима. Поэтому соответствующие
разделы Правила (стандарта) прописаны
подробнее, чем в МСА, даны необходимые
определения и пояснения. Имеются и некоторые
терминологические расхождения между
российским документом и международным
аналогом.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» аналогичен МСА 401. Основные различия связаны с тем, что российский стандарт более подробный и написан с учетом специфики компьютеризации российских экономических субъектов и особенностей используемого ими программного обеспечения.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности» представляет собой комбинацию двух международных стандартов: МСА 510, посвященного первичным аудиторским проверкам и начальным сальдо, и МСА 710, касающегося сравнительных, или сопоставимых, значений. Это связано с тем, что аудитору следует принять решение о степени доверия не только к начальным сальдо, но и к показателям, которые называются сравнительными. На Западе каждому из этих вопросов посвящен отдельный стандарт. Разработчики Правила (стандарта) считают, что сравнительные показатели это «показатели бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период, включаемые в бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, подлежащего аудиту, для сравнения с аналогичными показателями за текущий отчетный период». Ясно, что речь идет о выручке, затратах, прибыли и прочих показателях за прошлый год, приводимых в аудируемой отчетности.
Как это
часто бывает, российский документ
более подробен, чем МСА, и содержит
конкретный рекомендованный перечень
необходимых аудиторских
В МСА
приведены некоторые варианты аудиторского
заключения, связанного с ошибками
в начальных значениях
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» близко к МСА 520, но материал структурирован по-другому и использованы примеры, близкие к российской практике.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете» является аналогом МСА 540, в основном соответствует ему, но не играет той роли, что МСА 540 на Западе, поскольку нормативные требования, предъявляемые к российским оценочным значениям, находятся еще на стадии разработки. Видимо, по данной причине отечественный стандарт включает особенно большое количество иллюстративных примеров.
В заключение
комментируемого Правила (стандарта)
приводится довольно подробный и полезный
как аудиторам, так и бухгалтерам перечень
оценочных значений, встречающихся в современном
российском бухгалтерском учете.
Заметим, что в МСА 540 подобный перечень
приведен не в приложении, а в п. 3, где содержится
определение оценочного значения. Там
даны следующие примеры (весьма отличающиеся
от примеров отечественного стандарта):
V резервы
на уменьшение стоимости
V начисляемая выручка;
V отложенный налог;
V резервы
на возможные потери
V убытки
от незавершенных гарантийных
обязательств.
В перечень, предусмотренный российским
Правилом (стандартом), входит амортизация
основных средств, нематериальных активов,
малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
когда руководство экономического субъекта
самостоятельно определяет сроки их полезного
использования и соответствующие нормы
амортизации. Если сроки полезного использования
перечисленных активов определяются не
самостоятельно, то получаемые показатели
амортизации к оценочным значениям не
относятся, поскольку в этом случае нет
никакой неопределенности в их величине.
Думается, что в ходе дальнейшей разработки нормативной базы российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, можно будет еще больше приблизить российское Правило (стандарт) по расчетным, оценочным значениям к ныне действующей редакции МСА 540.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» составлено на базе МСА 550. Последний был разработан еще до того, как в российском бухгалтерском учете появились требования по раскрытию информации об аффилированных лицах. Поэтому отечественный стандарт содержит дополнительные пояснения и комментарии по сравнению с международным прототипом.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности» сформировано на основе МСА 560. При этом были учтены разработанные до него нормативные документы (инструкции и ПБУ, посвященные подготовке и передаче пользователям или опубликованию бухгалтерской отчетности). Однако российское ПБУ, касающееся событий после отчетной даты, увидело свет только через два года после выхода Правила (стандарта).
В отличие от многих развитых стран Запада российские юридические лица заканчивают финансовый год одновременно — 31 декабря. Как следствие — аудиторы ведут свою работу с клиентами на протяжении нескольких месяцев, зачастую уже после того, как бухгалтерская отчетность подготовлена, подписана и передана пользователям. Учет этого различия потребовал внесения соответствующих изменений в российский документ по сравнению с МСА.
Правило
(стандарт) аудиторской деятельности
«Применимость допущения
Имеются непринципиальные различия по
форме. Так, перечень оснований, по которым
могут возникнуть сомнения в применимости
допущения непрерывности деятельности,
и примеры применяемых аудиторских процедур,
которые в МСА 570 (п. 6 и 9) включены непосредственно
в текст, в отечественном стандарте вынесены
соответственно в приложения 1 и 2.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта» подготовлено на основе МСА 580. С одной стороны, российский документ очень близок по содержанию к международному аналогу, и это можно отнести к достоинствам данного Правила (стандарта). С другой стороны, российский текст примерно в два раза превышает международный по объему (текст МСА без приложений занимает чуть более двух страниц). Причина в том, что российские аудиторы редко запрашивают письменные подтверждения у руководителей экономического субъекта и российским руководителям непривычен такой документ, да они и не стремятся что-то подтверждать в письменной форме, оставляя себе «пространство для маневра». Поэтому была сделана попытка создать не просто Правило (стандарт) для аудиторов, а такой документ, который можно показать руководителю проверяемой организации с целью получить от него желаемые письменные разъяснения. Соответственно в отечественном стандарте почти на каждой странице содержатся указания на то, какие неприятности постигнут руководителей экономического субъекта, если они не предоставят необходимые письменные разъяснения.
В отличие от российского Правила (стандарта), МСА 580 содержит положение о том, что письмо с официальными разъяснениями руководителей экономического субъекта датируется, как правило, тем же числом, что и аудиторское заключение (п. 13). Из этого следует, что такое письмо обычно составляется в заключение аудиторской проверки. Лица, подписавшие его, констатируют, что все документы, переданные аудиторам, подготовлены согласно законодательству и в полной мере отражают фактически совершенные хозяйственные операции и пр. Из п. 2.1 отечественного Правила (стандарта) следует, что официальные разъяснения могут иметь характер предварительной декларации, выражения желания клиента сотрудничать с аудиторами еще до того, как они приступили к работе. Здесь наблюдается определенное противоречие между отечественным и международным стандартом. Однако это противоречие может быть объяснено спецификой российского аудита: на Западе одновременная подготовка бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения является правилом, а у нас скорее исключением. Если к началу аудита отчетность уже составлена и даже представлена в органы статистики и налоговую инспекцию, заявление руководителей организации о том, что, по их мнению, отчетность подготовлена надлежащим образом, не противоречит здравому смыслу.
В рассматриваемом
Правиле (стандарте) описаны необходимые
процедуры получения
Правило
(стандарт) аудиторской деятельности
«Использование работы другой аудиторской
организации» по содержанию близко к
МСА 600. Вместе с тем есть некоторые
достаточно характерные расхождения.
В российских
Правилах (стандартах) иногда прослеживается
тенденция защитить интересы экономических
субъектов. Так, в п. 2.5 Правила (стандарта)
«Документирование аудита» содержится
положение о том, что копии документов
могут быть включены в состав рабочей
документации аудиторской организации
только с согласия экономического субъекта.
В п. 2.6 Правила (стандарта) «Использование
работы эксперта» руководителям экономического
субъекта предоставляется право давать
отвод независимым специалистам, которых
считает необходимым привлечь аудитор.
Нечто подобное имеет место и в комментируемом
Правиле (стандарте). Например, в соответствии
с п. 2.9, другая аудиторская организация
должна согласовывать с руководством
проверяемого подразделения передачу
информации основной аудиторской организации.
В п. 2.13 приведено аналогичное требование
в отношении информации, которую основная
аудиторская организация собирается передать
другой организации. В МСА 600 названных
положений нет.
Правило
(стандарт) аудиторской деятельности
«Изучение и использование
Правило
(стандарт) аудиторской деятельности
«Использование работы эксперта» подготовлено
на основе МСА 620 и близко к нему по содержанию.
Российский документ имеет несколько
иную структуру и в нем больше внимания
уделено формальным моментам. Так, в отличие
от МСА, в отечественном стандарте приведено
примерное заключение эксперта, по тексту
стандарта (п. 3.6) указаны обязательные
реквизиты, которые должны содержаться
в таком отчетном документе. В приложении
к данному Правилу (стандарту) дан примерный
перечень работ, для выполнения которых
аудиторской организации может потребоваться
использовать работу эксперта.