Древнеримская система учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2009 в 01:07, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Рим.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

     Введение

    У истоков научного толкования окружающей действительности стоят два великих  философа : Гераклит, который утверждал, что все течет и все изменяется, и Парменид, считавший, что ничего не течет и все неизменно.

    Если  вы сторонник диалектики Гераклита, то история раскроет вам законы эволюции, и вы сможете предвидеть, в каком  направлении пойдет развитие учета  и что ждет бухгалтеров как  ближайшее время, так и в отдаленной перспективе. Такой подход позволяет раскрыть закономерности развития учета, эволюцию творческой мысли, которая направляла и формировала это развитие.

      Если же вы придерживаетесь  метафизики Парменида, то роль  истории даже возрастает, ибо  предполагается, что методология учета как бы изначально задана, и все дело бухгалтера сводится к тому, чтобы он хорошо понимал ее возможности.

    Таким образом, специалист, знающий методологию (счетоведение), а не только процедуры (счетоводство), готов к переменам, которые происходят всегда и представляют собой обычно новые комбинации уже известных элементов.

    И чтобы  расширить свой кругозор и  углубиться в методологию (счетоведение), рассмотрим, как же был организован, как велся и кем велся бухгалтерский  учет в Древнем Риме.

 

     1. Зачатки бухгалтерского учета

    Жители  древнего Рима были прежде всего прагматичны  и ничего не делали зря.

    Необходимость ведения бухгалтерского учета была осознана ими с появлением системы  взимания налогов, величина которых  зависела от исчисляемой по данным учета величины облагаемой базы.

    Дело  в том, что первоначально, в ранний (царский) период развития Рима постоянного  налогообложения не существовало, также  как не было и регулярных государственных  расходов. Никакого вознаграждения за военную службу или выполнение каких-либо работ государство своим поданным не выплачивало. Налог взыскивался с граждан только в случае крайней государственной необходимости. Фактически это был принудительный заем, так как взятые суммы возвращались плательщикам по мере наступления более счастливых времен. Помимо этого собирались портовые пошлины, пастбищная пошлина за выгон скота на общинный луг и часть урожая тех, кто пользовался полями. Все это поступало в общественную сокровищницу, ключи от которой находились у самого царя. Однако несмотря на то, что он управлял государственными финансами, государственная собственность не смешивалась с личным имуществом царя.

    История бухгалтерского учета общественной собственности берет начало с  дней возникновения Рима, символом первоначальной основы которого служила так называемая “священная яма” (мундус), куда каждый из первых поселенцев клал запасы всего, что было нужно для ведения домашнего хозяйства, составлявшие общинный фонд взаимопомощи. Таким образом, уже с первых дней существования Рима в нем возникает идея налоговой системы, существующей до наших дней - система взноса части личного имущества на обеспечение общественных потребностей. Напомним, что в предыдущие эпохи сбор налогов имел единственную цель - счастливую жизнь царя.

    До  тех пор, пока взимание налогов никак не было связано с учетом хозяйства, учет существовал только как “управленческий”, и по этим причинам велся римлянами из рук вон плохо. Не случайно письменные памятники, касающиеся бухгалтерского учета древнейшей римской общины, до нас не дошли. И еще Цицерон отмечал, что римская община уделяла мало внимания записям и документам. 
 
 
 
 
 

    2. Реформа Сервия Тулия

    Поводом для изменения отношения римских  граждан к бухгалтерскому учету  послужила реформа шестого римского царя Сервия Тулия (VI в. до н.э.). В основу нового общественного устройства Рима были положены только имущественные различия между гражданами. Таким образом, структурирование Римского общества строилось на исключительно экономической основе: если ты сумел сколотить огромное состояние, если ты имеешь большие наделы земли, если у тебя много рабов, иными словами, если ты владеешь искусством быть богатым - ты достоин стоять на одной из высших ступеней общественной лестницы.

    Согласно  этой реформе все население Рима подразделялось на пять классов или разрядов. К первому классу принадлежали граждане с имущественным цензом в 100 тысяч медных ассов или (в переводе на земельный ценз) с полным земельным наделом; ко второму - с цензом в 70 тысяч ассов или с тремя четвертями земельного надела; к третьему - с 50 тысячным цензом или с половинным наделом; к четвертому - с 25 тысячным цензом или с одной восьмой частью надела. Все остальные граждане были поставлены вне классового деления.

    В зависимости от последующего изменения  имущественного положения, граждане могли заноситься в списки более высоких или более низких имущественных разрядов. Это обстоятельство соответствующим образом отражалось на политическом удельном весе этих граждан и на возможности для них занимать государственные должности.

    В древнем Риме считали, что справиться с государственными делами под силу только тому, кто справляется с  делами личными. Если человек не преуспел в своем собственном хозяйстве, то есть если человек беден, то что  может он сделать для государства?

    Ведение учетных записей, позволявших определить имущественное положение гражданина, стало, таким образом, служить как интересам государства (от имущественного разряда зависела величина взимаемых налогов), так и граждан, всеми силами стремившихся обнародовать свое состояние, что позволяло занять определенные должности. Так провозглашенный еще в Древней Греции принцип публичности бухгалтерской отчетности в Древнем Риме получает практическую подоплеку и всецелое общественное признание.

    Работа  по определению имущественного положения граждан возлагалась на специальных государственных чиновников - цензоров. Им и представлялись для просмотра “отцами римской семьи” (pater familias) учетные записи так называемой “домашней книги”, причем pater familias клятвой подтверждал достоверность их содержания. Домашние книги служили цензорам основанием для составления кадастровых списков, передававшихся затем в государственный архив на хранение. 
 

    3. Носители учетной информации

    В качестве носителей бухгалтерских  записей римлянами использовались самые разнообразные материалы.

    Записи  выполнялись на лыке, на деревянных, покрытых воском дощечках, медных досках, коже, холсте, пергаменте и папирусе, но чаще всего применялись навощенные дощечки, а потом папирус и  пергамент.

    На  деревянных дощечках, покрытых воском, писали при помощи особой металлической или костяной палочки, нижний конец которой был острым и служил для писания, а верхний - более широкий и плоский - для уничтожения записей и сглаживания исчерченного воска. Наносившийся на табличку воск окрашивался в черный цвет для того, чтобы начерченные палочкой буквы выходили белыми и ярче выделялись на темном фоне. Таблички могли быть одиночными. Их снабжали колечком для подвешивания и пользовались ими для беглых заметок о хозяйственных операциях, впоследствии более тщательно записывавшихся в домашнюю учетную книгу.

    В этом разграничении этапов бухгалтерской  процедуры на хронологическую и  систематическую запись и состоит  важнейшее достижение древнеримского учета.

    В системе учетных регистров древнеримской бухгалтерии первой книгой была Adversaria, которая предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни. Эту книгу в дальнейшем назовут памятной, или Мемориалом. Далее необходимо выделить две книги (кодекса): Codex acceptiet expensi и Codex rationum domesticorum. Adversaria служила черновой книгой. Этот вывод вытекает из речи Марка Туллия Цицерона “За Росция - актера”. Он говорил: “... не безумие ли представлять в суд свои дневники (Adversaria) со всеми пометками и перечерками?... Почему же то, чему сами хозяева не придают никакой цены и значения, должно иметь большой вес и важность в глазах судей? ... Первые (Adversaria) служат месяц, последние (Codex) - вечно, первые немедленно рвутся, последние бережно хранятся; в первые относятся записи за короткий срок, на последних основано доверие к ним в течение всей нашей жизни; первые - отрывочные, последние ведутся в строгом порядке. Никто поэтому не предъявляет в суд дневников” (Цит.: Помазков, 1940). Кодексы были книгами для белой записи, причем совершенно очевидно, что именно кодексы рассматривались как юридически полноценные документы. При этом правильнее всего предположить, что в кодексах практиковались хронологическая, а не систематическая запись.

    Итак, систематическая запись распределялась по двум кодексам: Codex acceptiet expensi и Codex rationum domesticorum. В одном приводились только счета денежных средств и расчетов, в другом - все материально-вещественные счета (зерна, вина, масла, пастбищ, скота, кормов и т. д.). По счетам двух кодексов выводилось сальдо (это понятие уже существовало в бухгалтерии того времени). Поскольку систематическая запись распределялась между двумя кодексами, то вполне разумно предположить, что Adversaria велась только в части операций, связанных с движением денег и расчетов. Codex acceptiet expensi, который вел кредитор, сверялся с тем, что записывал должник. В кодексе не должно было быть исправлений ранее сделанных записей. 

    4. Области применения бухгалтерского учета

    4.1. Государственная казна

    Установившееся в Риме в конце VI в. до н.э. аристократическая республика отличалась тем, что вместо одного царя, правившего пожизненно, стали выбираться на год два консула из патрициев. Абсолютно самостоятельно выборные консулы ведали только текущими делами государства. Все важнейшие государственные акты, последствия которых простирались дальше, чем должностной год консулов, подлежали обязательному согласованию с сенатом. В отличие от царя, консулам запрещалось иметь при себе государственные средства. Для их хранения было устроено особое казнохранилище - эрарий при храме Сатурна, где оно и в последующие века римской истории помещалось под наблюдение казначеев - квесторов, избиравшихся из числа молодых патрициев. Первыми квесторами были выбраны Публий Ветурий и Марк Минуций.

    Квесторы (от лат. quaestor - изыскатель) вначале назначались  консулами, а с 447 г. до н.э. избирались народом. С 421 г. существовали четыре квесторские  должности, с 267 г. - восемь, при Сулле - двадцать, при Цезаре - временно - сорок. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные - финансовым управлением провинции. Квесторы образовали низший класс в римском сенате.

    Любопытно, что в новое время в некоторых  странах бухгалтерию университета называют квестурой.

    Контролируемые  квесторами выплаты производились при представлении первичных документов, служивших единственным основанием для составления записей. Была создана специальная налоговая полиция, сотрудники которой прибегали к пыткам даже женщин и детей для получения сведений об укрываемых от обложения доходах и имущества.

    Существование общественной казны делало необходимым  учет доходов и расходов государства. В Риме в значительной степени  развивался бюджетный учет в масштабе всего государства, и в отдельных  провинциях велась специальная книга - бревариум (Brevarium), где отражались как сметные ассигнования, так и их исполнение. В дальнейшем в литературе этот регистр получил название книги имперских счетов, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства.

    Рост  имущества Римской империи, ее завоевания приносили казне огромные доходы в виде трофеев и податей. Однако прямо пропорционально увеличению объемов государственного имущества  увеличивался и объем хищений  и растрат со стороны государственных  чиновников и военных.

    Политик Марк Порций Катон отмечал в те времена, что “кто обкрадывает кого-нибудь из граждан, тот кончает свою жизнь  в оковах и неволе, а кто обкрадывает  общину - в золоте и пурпуре”.

    Известно, что даже величайший римский полководец Суппион Африканский, победитель Ганнибала, оказался замешанным в злоупотреблениях своего брата, также выдающегося полководца Суппиона Азиатского, которого обвинили за то, что он за заключение мира с Антиохом на более снисходительных условиях получил шесть тысяч фунтов золота и четыреста восемьдесят фунтов серебра, т.е. более, чем внес в казну в качестве военных трофеев.

    Сумма иска, предъявленного к Суппиону по указанию Тита Ливия, составляла четыре миллиона. Отчитываясь перед сенатом, он приказал принести счетную книгу, и на глазах сенаторов изорвал ее собственными руками, негодуя при этом на то, что от него, принесшего казне двести миллионов, требуют отчета в четырех. Победителя оправдали.

Информация о работе Древнеримская система учета