Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 16:24, реферат
Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого — муза) — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. - особая отрасль живописи, преимущественно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий.
Введение……………………………………………………………….……3
История возникновения………………………………………….…….4
Италийская мозаичная живопись……………………………..……5
Влияние церкви на развитие мозаичного искусства………….…..8
Равеннская школа мозаичной живописи…………….…………..10
Римская и сирийская школы………………………………………11
Сицилийская школа………………………………………………..15
Венецианская школа………………………………………….……17
Флорентийская школа……………………………………………..18
Эпоха расцвета……………………………………………………..20
Мастера мозаики………………………………………………..….21
Развитие мозаики на Кавказе…………………………………..…22
Гелатские мозаики……………………………………………..…..24
Древнерусская мозаичная живопись………………………..……25
Мозаичная живопись киевского Софийского собора…………..27
Мозаичная живопись Златоверхого собора Михайловского монастыря…………………………………………………………..28
Разновидности мозаики………………………………………………29
Керамическая мозаика…………………………………………..…29
Природный камень…………………………………………………30
Искусственный гранит………………………………………….…30
Смальтовая мозаика…………………………………………….….31
Венецианское стекло……………………………………..………..31
Декоративный потенциал мозаики…………………………………..32
Литература………………………………………………………...………34
Объединяющее эти мозаики единство стиля и техники типично для равеннской школы мозаичной живописи VI—VII вв. и резко отлично от стиля и техники, принятых в то время в константинопольской и синайской школах мозаичного искусства.
Для
мозаик, выполненных мастерами, принадлежавшими
к равеннской школе мозаичной живописи,
были характерны жесткая, подчеркнуто
линейная трактовка форм и отсутствие
легкости и изящества в передаче движения.
В мозаиках преобладали четко индивидуализированные,
чисто семитического типа лица, выполненные
в реалистической манере письма и наделенные
несомненными чертами портретности. Для
равеннских мозаик была типична пестрая
колористическая гамма, выдержанная в
холодноватых, преимущественно локальных
тонах.
В VIII—XIII вв. основным центром мозаичной живописи в Италии была римская школа, мастерами которой был выполнен целый ряд мозаичных росписей в римских храмах как декоративно-орнаментального, так и живописного характера. Наряду с мозаичной живописью мастера-мозаичисты римской школы создали в XI—XIII вв. ряд первоклассных, высокохудожественных мозаик пола. В особенности в этой области больших успехов достигло семейство итальянских мозаичистов Косматов, набравших мозаичные полы в римских храмах: Санта Мария ин Космедин (1120 г.), Санта Мария ин Трастевере (1140 г.), Санта Мария Маджоре (1150 г.), Сан Лоренцо Фиори ле Мура (1220 г.) и др.
Наряду с римской школой мозаичной живописи в Италии существовали и другие центры мозаичного искусства: сицилийская, венецианская и флорентийская; художники-мозаичисты, принадлежавшие к этим школам, занимавшим свое особое место в истории развития итальянского мозаичного искусства, внесли много нового и ценного в него и способствовали тем самым его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Итальянских художников-мозаичистов, принадлежавших к различным школам, объединяла общность применявшихся ими материалов и технических методов выполнения мозаичных работ.
В VIII—XI вв. западноевропейская мозаичная живопись, в том числе и итальянская, развивалась под сильным воздействием сирийского монументального искусства.
Хорошо известная на всем Востоке сирийская школа мозаичного искусства, опиравшаяся на старопалестинские и эллинистические традиции, в эпоху своего расцвета, в VIII—IX вв., создала превосходные произведения орнаментально-декоративного искусства во многих храмах Иерусалима, Вифлеема, Антиохии, Газы, Лидды, Месопотамии, а также в мечетях Багдада, Дамаска и Константинополя. Ее мастерами были выполнены великолепные орнаментальные мозаики в мечети Омара в Иерусалиме (691—692 гг.), в мечети Омейядов в Дамаске (705—711 гг.).
Мозаичная орнаментальная живопись в мечети Омара (храм Скалы) состояла из исключительно пышного и отличающегося своим разнообразием орнаментального узора из стилизованных розеток, виноградных лоз, листьев аканфа, пальметок, украшенных крыльями лиственных побегов, ваз и пр., изображенных в самых смелых сочетаниях и ракурсах.
Декоративные мозаики в мечети Омейядов в Дамаске, выполненные под несомненным эллинистическим воздействием, состояли из целого ряда постепенно развертывающихся на фризе композиций: ландшафт с протекающей на переднем плане рекой и различными строениями, окруженными кипарисами, яблонями, фиговыми и миндальными деревьями. Домики, портики, колоннады, павильоны, купольные здания самой причудливой архитектуры в окружении деревьев сменяют друг друга. Растительные орнаменты окружают композиции и вплетаются в них. Растительные мотивы геометризируются, отдельные их элементы утрачивают свой органический характер и объединяются в сложнейшие узоры, состоящие из фантастических сочетаний.
Художниками-мозаичистами, принадлежавшими к римской школе мозаичного искусства, в VIII—XI вв. были выполнены многие мозаики; в частности, ими были исполнены мозаики в римских храмах: Санти Нерео эд Акиллео (795—816 гг.), Санта Прасседе (817—824 гг.), Санта Мария ин Домника (817—824 гг.), Санта Чечилия (817—824 гг.), Сан Марко, Санта Пуденциана (IX в.), Санти Косма э Домиано (IX в.), Сан Стефано Ротондо (IX в.) и мозаичная живопись в парижском храме Жерминье де Прэ (VIII в.) и в ряде храмов северной и южной Италии, в том числе и ныне не существующие мозаики Капуи (конец XI в.).
Мозаичная живопись римских художников содержала в себе характерные черты, типичные для сирийского искусства, довольно сильно проявлявшиеся в той или иной степени почти во всех итальянских мозаиках этой эпохи. Для них были характерны: жесткая, линейная манера исполнения, неподвижность фронтально стоящих крупных фигур, одетых в одежды с жесткими, ломкими складками; лица святых обычно имели ярко выраженные восточно-сирийские черты. С особенной силой сирийское влияние сказалось в распространении в храмах Италии в XI—XII вв. декоративно-орнаментальной мозаики с преобладанием в ней различного рода геометрических как простых, так и более сложных построений. В итальянских храмах этой эпохи орнаментальная мозаичная живопись нашла себе широкое применение для украшения алтарных перегородок, кафедр, колонн, фризов и т. п. Введение в живописную практику итальянских мастеров-мозаичистов декоративной орнаментальной росписи колонн, кафедр, фризов и т. п. приписывается настоятелю монастыря Монте Кассино аббату Дезидерию, призвавшему во второй половине XII в. греческих мастеров, по происхождению сирийцев, для украшения храма Монте Кассино. Этот вид мозаичной декоративной живописи, получивший широкое распространение в храмах Италии, имел и выдающихся мастеров, пользовавшихся известностью. Родоначальником его считают некоего магистра Павла, передавшего свое искусство своим сыновьям и внукам; особенной известностью в этом роде мозаик пользовалось семейство художников-мозаичистов Косматов. Одним из них, мастером Якобом, отцом Космы-первого, были выполнены превосходные орнаментальные мозаики в римском храме Саввы в 1205 г. Выдающиеся по своей красоте и искусству выполнения декоративные орнаментальные мозаики сохранились, в частности, в галерее клуатра Латеранской базилики (1222—1230 гг.) и церкви Сан Паоло Фуори ле Мура (1220—1241 гг.), в которых мраморные колонны и фризы орнаментованы мозаикой, состоящей из сложных геометрических узоров.
Наряду с орнаментальной мозаикой римские мозаичисты выполняют в XII столетии превосходные мозаики в церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме (1148 г.), причем эта мозаичная живопись выполнена на золотых фонах и отличается превосходной по своим цветам палитрой смальт, из которых исключительны по своей красоте и глубине тона голубые, синие и красные смальты. Золотые стеклянные кубики вводились художником и в одежды, обогащая их цветовое звучание. Мозаики в Санта Мария ин Трастевере отличались типичными для романской манеры той эпохи резкими, угловатыми формами.
Несколько ближе к византийским прототипам были мозаики церкви Санта Франческо Романа (XIII в.) и мозаичная живопись в церкви Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме (начало XIII в.).
В
эту эпоху получила вновь широкое
распространение мозаичная живопись
полов; одним из интереснейших произведений
раннероманской мозаики пола являются
мозаичные полы с изображением отдельных
сцен из Ветхого завета в церкви св. Герона
в Кельне (XI в.).
Необходимо отметить
существование в XI в. и провинциальной
мозаичной школы
в Афоне; ее мастерами были выполнены
мозаики Ватопедского храма в резко отличной
от византийского классического стиля
манере, отличавшейся сильно выраженным
линейно-схематическим характером исполнения.
Для афонских мастеров были типичны чисто
восточные типы лиц с большими глазами
и крупными носами, тяжелые, плоские фигуры,
жесткость линий, схематизм. Моделировка
форм лиц святых велась ими посредством
резко положенных зеленых теней при полном
отсутствии развитой системы тонко положенных
бликов.
Сицилийская школа итальянского мозаичного искусства XII столетия занимает особое место в развитии романской мозаичной живописи. Одним из интереснейших произведений мозаичного искусства Италии являются мозаики собора в Чефалу, выполненные группой византийских и местных итальянских мастеров. Византийским мозаичистам принадлежат мозаики верхнего регистра хора, а все остальные мозаики, о чем свидетельствуют и их латинские надписи, выполнены местными художниками-мозаичистами в 1150—1165 гг.
Хотя
художники-мозаичисты, принадлежавшие
к сицилийской школе мозаичной живописи,
находились под сильным влиянием византийского
мозаичного искусства, но в их манере ясно
чувствуется стремление к полному растворению
византийских живописных приемов в характерных
для сицилийских мозаичистов реалистических,
романских формах. Если это еще мало заметно
в мозаиках Санта Мария дель Аммиральо
(Марторана) 1143 г., отличавшихся несколько
сухим линейным стилем, но имевших очень
красивую и выдержанную в теплых тонах
колористическую гамму, и в редком по своей
сохранности ансамбле мозаик Палатинской
капеллы, где также господствует сухая,
абстрактная линия, то уже в мозаиках нефа
этой же капеллы, исполненных другой группой
мастеров, ясно намечается отход от византийских
прототипов: лица становятся более одухотворенными,
движения — более свободными, одежды ниспадают
на фигурах более естественно, так, что
под ними чувствуются формы тела. Этот
процесс развития стиля, характерного
для сицилийской школы мозаичного искусства,
находит свое наиболее полное выражение
в мозаиках собора в Монреале (1174—1189 гг.),
в которых мозаичные композиции развернуты
на плоскости стен сплошным ковром, в то
время как в византийских мозаиках мы
наблюдаем совершенно иное — в них каждая
композиция представляла собой строго
замкнутое целое. В монреальских мозаиках
движения передаются более естественно
и непринужденно, лица фигур отображают
душевные волнения и переживания, тип
лица приобретает романские черты. Одежды
святых распадаются на мелкие тонкие складки,
хорошо способствующие выявлению округлых
форм тела. Архитектурные пейзажи принимают
вполне реальные формы, и композиционные
построения их начинают исполняться с
соблюдением простейших правил перспективы.
Все эти типичные для сицилийской школы
мозаичной живописи черты проявляются
в той или иной степени в мозаиках Палермского
собора (конец XII в.), в первой капелле Палермского
собора (XII в.), во дворце Зиса (1154—1166 гг.),
в зале Рожера в королевском дворце в Палермо.
Мозаики последнего представляют собой
редкий пример светской мозаичной живописи.
Мастера сицилийской школы мозаичной
живописи XIII—XIV столетий осуществляют
ряд мозаик в церкви монастыря Сан Грегорио,
в Мессине (XIII в.), в Мессинском соборе (1337—1342
гг.) и в центральном корабле Палатинской
капеллы (1345 г.). Превосходно выполненные
мозаики Сан Грегорио ясно говорят о процессе
нарастания реалистических черт в мозаичном
искусстве сицилийских мастеров, в частности
проявляющихся в тщательной моделировке
лиц святых, в подчеркивании пространства
и в более свободной трактовке складок
одежды. Продолжающийся процесс постепенного
растворения византийских форм эпохи
Комнинов в реалистических формах романского
искусства троченто находит свое выражение
в мозаиках боковых апсид собора в Мессине
(середина XIV в.). Национальные итальянские
черты получают в дальнейшем преобладающее
значение в мозаичном искусстве сицилийских
мастеров.
Не менее важным центром итальянского мозаичного искусства XII столетия являлась венецианская школа. Мастера-мозаичисты, принадлежавшие к этой школе, выполнили целый ряд мозаик в Италии; ими были исполнены мозаики в Архиепископской капелле в Равенне (1112 г.), в апсиде собора в Триесте (начало XII в.), в соборе в Торчелло (XII в.), в апсиде церкви Санта Мария э Донато на острове Мурано (вторая половина .XII в.), в соборе Сан Марко в Венеции (XII—XIII вв.).
Для венецианских мастеров-мозаичистов, выполнявших мозаики в упомянутых храмах, характерна чисто линейная стилизованная манера исполнения, хотя и развивавшаяся под несомненным влиянием византийской мозаики, но содержащая в себе целый ряд чисто романских элементов. Тяжелые, несколько грузные фигуры с чисто романскими типами несколько однообразных лиц, обладающие крупными, резкими чертами, в одеждах, ниспадающих грубыми, тяжелыми и жесткими складками. Сильно выраженная линейная стилизация, жесткая линейная разделка плоскости, заменяющая византийскую очень тонкую светотеневую и красочную моделировку форм, неестественность и напряженность в движении, отсутствие смягчающих переходов от света к тени и преобладание в колорите тяжелых, сумрачных тонов зеленого, коричневого, серо-белого и темно-синего приводят к выработке типичного для мастеров венецианской мозаичной школы жесткого линейного стиля. Если в мозаиках, выполненных этими мастерами в трансепте и в капеллах хора собора Сан Марко в Венеции во второй половине XIII в., еще не чувствуется в полной мере характерная для более позднего времени неестественность в движении, и перенапряженность форм, то уже в мозаиках того же собора, но выполненных в последней четверти XII в. и в начале XIII столетия, совершенно четко проступают характерные романские черты, а именно: сильно выраженная линейная стилизация, жесткая линейная разделка плоскости, отсутствие тонкой светотеневой и красочной моделировки форм, напряженность и неестественность в передаче движений и более плоскостная трактовка форм.
Венецианские
мастера в XIII в. выполняют целый
ряд мозаик в соборе Сан Марко в Венеции
(капеллы хора, в трансепте, в куполах),
причем для их манеры исполнения является
характерным дальнейшее развитие процесса
романизации византийских форм и решительный
разрыв с Константинопольскими мозаическими
традициями. Основным средством художественного
выражения становится линия, рисунок уточняется,
и одновременно усложняется ритм линий,
плоскостное решение фигур заменяется
более объемным, моделировка их форм становится
пластичной, движения передаются более
свободно и живо, в живопись вводится ряд
реалистических деталей— чисто западного
типа архитектура, современные итальянские
костюмы и пр.; все это говорит, с одной
стороны, об усилении западных элементов,
а с другой стороны, подчеркивает нарастание
реалистических тенденций в живописи.
Флорентийская школа мозаичного искусства XIII столетия, развивавшаяся под непосредственным влиянием венецианской школы, отличалась вплоть до 60-х гг. XIII в. сильно выраженным провинциализмом; византийские влияния проникали в нее не непосредственно, а передавались через мастеров, принадлежавших к венецианской школе; в 1225 г. флорентийские мастера-мозаичисты выполняют мозаичные росписи в баптистерии. Во главе группы художников-мозаичистов, выполнявших мозаики во Флорентийском баптистерии, стоял францисканец «брат Иаков», выученик венецианцев, от которых он заимствовал резкую моделировку лиц посредством тяжелых зеленых теней, грубый небрежный рисунок, сумрачный колорит и граничащую с маньеризмом стилизацию. Ему принадлежат мозаики алтарной ниши и центральной части купола баптистерия. В последующие годы над мозаиками купола и фризами работают 'мастера Паццо и Бинго, затем мастер Константин с сыном (после 1301 г.) с приглашенными ему в помощь венецианскими мастерами, в том числе Андреа Тафи и приехавший из Венеции грек Аполлоний; несколько позднее в работах участвует и Гаддо Гадди. Флорентийская провинциальная манера, в особенности проявившаяся в мозаиках Флорентийского баптистерия, отличалась сильной 'перегруженностью композиционных построений, чисто западным характером архитектурного ландшафта, грубой стилизацией деревьев и скал, безвкусным нагромождением различных украшений, небрежным и грубым рисунком, тяжелой, сумрачной гаммой красочных тускловатых тонов. Очень близки к мозаикам Флорентийского баптистерия мозаики церкви Сан Миньято во Флоренции (1327 г.) и Флорентийского собора (начало XIV в.). В работах над мозаиками Флорентийского баптистерия принимал участие и Чимабуэ; вполне возможно, что ему принадлежат мозаики из жизни Иосифа (сцены: «Извлечение Иосифа из колодца и продажа его купцам», «Принесение одежды Иосифа родителям») и «Наречение имени Крестителю». Им же были выполнены мозаики в апсиде собора; в Пизе (1301—1302 гг.). В своих мозаичных работах Чимабуэ остается приверженцем византийской манеры.
В 1291 г. известный римский живописец, мастер монументальной живописи Пьетро Каваллини выполняет по картонам, исполненным Джотто, шесть больших мозаик на золотых фонах в церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме. В этом же году Джакобо Торрити совместно с Якопо да Камерино набирает мозаику в апсиде церкви Сан Джованни ин Лате-рано, а в 1296 г. они набирают большую мозаику в апсиде церкви Санта Мария Маджоре в Риме «Небесное коронование Богоматери». В этом же храме в 1296 г. набирает свои мозаики и Филиппе Русути, а в 1296—1299 гг. известный итальянский мозаичист Иоанн Косматы создает мозаичные изображения мадонн для римских церквей Санта Мария Маджоре и Санта Мария Сопра Минерва.
Информация о работе Мозаика. История возникновения. Разновидности