Архитектура Смоленского и Черниговского княжеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2017 в 20:19, реферат

Описание работы

Художественные достижения полоцких зодчих 12 века были сразу же подхвачены в других землях и ,прежде всего, в Смоленске. Вспомним эти достижения: крестовокупольный храм теперь был более вытянут с запада на восток; сооружение принимало на себя некоторые особенности базиликальных западных христианских храмов; основной чертой стала башнеобразность барабана купола с постаментом под ним; углы постамента и самого здания были оформлены трехлопастными пилястрами. Сами пилястры стали более выразительны и смотрелись вертикальными пучками лучей вдоль высоты храма, что придавало объёму сооруженияв целом высотность и ощущение взлёта.

Содержание работы

Архитектура Смоленского Княжества……………………………………………………………….3
Архитектура Черниговсвкого Княжества……………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

Архитектура черниговских зданий XII в. существенна отлична от киевских. Об этом свидетельствуют различия в технических особенностях кладки, несколько отличный от черниговского характер раствора, знаки на кирпичах черниговских зданий и отсутствие их на кирпичах киевских, иной характер выделки и размеров кирпича. Но особенно важно применение в декоре фасадов черниговских зданий резных белокаменных деталей, известных в рязанских постройках, выполненных, очевидно, черниговскими мастерами и не применяемых ни в киевской, ни в смоленской, ни в волынской архитектуре XII в.

Во второй половине XII в. на Руси сложились три школы каменной резьбы - Владимиро-Суздальская, Черниговская и Галицкая. Каждая из школ имела свои особенности при определенной стилистической близости к романскому искусству. При этом если во Владимиро-Суздальской резьбе отмечали близость к Кавказу, а в Галицкой - к венгерской и западнославянской романтике, то черниговская резьба была наиболее оригинальной. Идеологические задачи связанные с укреплением родовых прав и политическими претензиями черниговских князей, вызывали потребность обращения к более сильным художественным средствам. Так, входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден угловой камень; на нем в сочном рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица, а с другой - драконоподобное существо, скорее всего симаргл - мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемическое значение для древних черниговцев. Не случайно ведь впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы (гепарды) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.

Последний этап черниговского зодчества конца XII - начала XIII вв. больше связан с общерусским архитектурным процессом. Прославленным памятником нового архитектурного стиля, возникшего на Руси в конце XII в., является Пятницкая церковь на торгу, столь блестяще восстановленная в первоначальном виде П. Д. Барановским. Все исследователи отмечают бурный рост ремесла и торговли в Поднепровской Руси в конце XII - начале XIII в. В жизни древнерусских городов все большее значение начинает играть городское сословие. Застраиваются посады, на торгах строятся церкви, чаще всего в честь «покровительницы торговли» Параскевы-Пятницы (Новгород, Смоленск, Чернигов). Резко меняется стилистическая направленность монументальных зданий. Архитектура приобретает экстерьерный характер, статические формы прошлого стиля сменяются динамическими, с подчеркнутыми профилированными тягами вертикализмом. Отходят в прошлое и византинистические традиции, и романские формы фасадов. Существенные изменения отмечаются в конструкциях и строительной технике.

Основные усилия от сводов переносятся на столбы в наружных стенах. Строители отказываются от ленточных фундаментов, распространяется кладка «ящиками» с бетонной забутовкой. Боковые нефы церквей перекрываются не полуциркульными, как было раньше, а четвертькружными арками и сводами, в связи с чем в композиции зданий позакомарные завершения фасадов заменяются трехлопастными. В Пятницкой церкви в Чернигове наблюдается некоторая стрельчатость в арках. Новаторство и рационализм строительной техники этого времени также напоминают тенденции готики.

 
Конечно же, говоря об архитектурной школе, нужно сказать о ее произведениях. Здесь будут только некоторые из них. Первым будет Спасо-Преображенский собор, он не является ярко выраженным произведением именно черниговской школы, но черты уже есть. Спасо-преображенский собор - один из первых каменных зданий в Чернигове - это выдающееся произведение древнерусского зодчества. Строительство собора приходится на время правления князя Мстислава Владимировича, который княжил в Чернигове. С 1024 по 1036 гг. Но закончилось строительство уже после его смерти.

Храм имел придворный характер, являвшийся в то же время главным собором города.

После осады Батыем в 1239 г. храм находился долгое время в полуразрушенном состоянии. В 1611г. - пострадал от польской шляхты. В 1750 г. - был разрушен пожаром. В период с 1770 по 1799 гг. собор был существенно обновлен. План собора представляет собой вытянутый с востока на запад четырехугольник размером 28.25 на 19.20 см. Этим он значительно отличается от плана современному ему Софийского собора в Киеве, у которого ширина преобладает над длиной. В своей композиции плана Спасо-Преображенского собора заложены принципы, которые получают дальнейшее развитие в русском зодчестве XII - XIII веков в классическом типе шестистолпных храмов.

Шестистолпный собор имеет внутри три нефа, которые оканчиваются с восточной стороны тремя апсидами. С западной стороны собора находится нартекс шириной в 5 м. Центральный, цилиндрической формы, барабан прорезан восемью окнами для освещения внутреннего пространства. Барабаны малых куполов имели восьмигранную форму в плане и по восемь оконных проемов. В древности свинцовая кровля лежала непосредственно по сводам, и здание имело позакомарное покрытие.

Хоры в Спасо-Преображенском соборе занимали не только западную часть, но и боковые нефы. Они отделялись вдоль северной и южной стен трехарочной аркадой. Опорами для арок служат два квадратных в плане столба, украшенные по граням полуколоннами.

Аркада нижнего яруса поддерживается двумя колоннами. Эти колонны первоначально были мраморными и небольшого сечения.

Пол на хорах представлял собой простую деревянную конструкцию состоящую из прямоугольных деревянных балок и дощатого настила. Хоры в боковых нефах заканчивались у восточной пары крестчатых столбов. Они имели парапет в виде резных шиферных плит, так же как и в киевском Софийском соборе.

В западной части собора хоры отделены от центрального нефа, так же как и боковые галереи, трехарочной конструкции. Арки опирались на два восьмигранных кирпичных столба.

Материалы и конструкции Спасо-Преображенского собора являлись типичными для русской архитектуры XI столетия. Стены, пилоны и подкупольные барабаны сложены техникой смешанной кладки - из рядов кирпича и ровного камня - песчаника темного цвета сложены техникой смешанной кладки - из рядов кирпича и рваного камня-песчаника темно-серого цвета.

Все конструкции внутри храма - своды, арки, паруса, оконные перемычки, столбы на хорах и т. д. - сложены из плинфового кирпича размером от 30 до 32 см при толщине 3 см. Вяжущим веществом являлась искусственным гидравлическим добавлением к извести и придает вяжущему раствору свойство исключительной прочности.

Архитектурная обработка плоскостей кирпичной кладки здания характерна для киевской и черниговской архитектуры X - XI веков. Несколько заглубленные ряды кирпича покрывались плотным слоем розового цемяночного раствора и чередовалась с выступавшими рядами кирпича, что создавало горизонтальные членения. Таким же приемом выполнена кладка арок.

Фасады здания расчленялись лопатками, которые отвечали внутренним членениям храма. Первоначально кладка не штукатурилась, выступающие и заглубленные ряды кирпича оставались открытыми, создавая живописный рисунок кладки с пятнами выступающих плоскостей вделанных в стену камней.

Внешний облик здания собора в настоящее время лишь силуэтом куполов может несколько напоминать нам архитектурное сооружение XI века. Тщательно отштукатуренные белой известью фасады, позднейшие пристройки тамбуров с трех сторон, конусообразные кровли башен - все это является позднейшими наслоениями.

Не сохранилось каких-либо сведений о внутреннем убранстве здания. При исследовании собора обнаружено лишь несколько фресок, вернее фрагментов их, а также часть древнего пола из резных шиферных плит. Хорошо сохранилась только часть фрески на нижней поверхности подпружной арки, поддерживающей северо-западный барабан. Прекрасно выполненное женское лицо написано в широкой живописной манере с большим чувством реализма. Перед нами не изображение изнуренного аскетизмом лица святой, а образ живого человека, полного жизни и сил.

А вот классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120 - 1123 гг. в период княжения одного из сильнейших князей - Давида Святославича. Новый храм занял весьма ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. На княжеский двор вела со стороны площади перед древним собором проездная каменная башня. Между парадным въездом и Борисоглебским собором возвышался, подобно стражу, однокамерный терем.

Для классического собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.

Существенные нововведения внесли черниговские зодчие во внешний облик Борисоглебского собора. Более дробной, мелкомасштабной обработке фасадов Спасского собора, с нишами, расчлененными лопатками и орнаментальной кладкой, противопоставлена относительно целостная плоскость стен, покрытая тонким слоем розоватой затирки, расчерченной на крупные квадры. К широким лопаткам приставлены мощные полуколонны диаметром около метра, завершающиеся кубообразными каменными резными капителями. На уровне их низа, связывая весь объем узорной каймой, проходит аркатурный фриз. А ниже его храм опоясывает ряд двухступенчатых маленьких ниш.

Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, подчеркивая массивность стены и создавая тем самым впечатление необычайной устойчивости храма. Зрительно воспринимаемое облегчение кладки кверху, тектонически отражавшее уменьшение нагрузок и работу стены, дополнялось в свое время расширением основания за счет галереи и пределов, усиливавших впечатление незыблемости и монументальности храма-усыпальницы рода Святославичей.

Борисоглебский собор - не единственный памятник рассматриваемого стилевого направления в Чернигове. Очень близок к нему, даже по размерам, Успенский собор Елецкого монастыря, построенный также в начале XII в. Его отличает крещальня в нартексе и небольшие притворы у трех входов. Внешняя отделка этого храма скромнее, в ней отсутствуют тематические резные рельефы и пояс маленьких ниш. Незначительные объемы притворов, сильное понижение боковых абсид и, возможно, как предполагают некоторые исследователи, наличие еще двух глав над хорами лишали его торжественности и предавали ему более индивидуальный характер.

В конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже XIII столетия возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве-Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья. Это популярное в народе божество, олицетворяющее женское начало в природе, церковь дипломатично причислила к лику святых.

Храм, поставленный в честь любимого простым людом образа Параскевы, воплотил художественные идеалы посадского населения. В отличие от монументальных княжеских храмов, Пятницкая церковь отражала более общие тенденции развития культовых зданий. Тенденции, которые начали складываться еще в середине XII в. в постройках полоцкого зодчего Иоанна, получили свое дальнейшее развитие в творчестве смоленских мастеров.

Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной схемы. Небольшой четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую динамичную композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями.

Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру - главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены - прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненной одной центральной оси.

Впечатлению устремленности форм вверх, к венчающей здание главе, способствуют уступчатые лопатки, фланкирующие входы. Напластование тонких вертикальных элементов направляет движение глаз ввысь, подхватывается ритмом уступчатых закомар и завершается в вытянутых колонках барабана.

Оригинальность объемно-пространственной структуры Пятницкой церкви, не имеющей аналогов в византийском и западноевропейском зодчестве, усиливается необычной красочностью внешнего вида, особой праздничностью, свойственной народному мировосприятию. Верхние части фасадов покрыты орнаментально-пластическими деталями, которые включают мотивы, близкие произведениям славянского прикладного искусства. Все это богатство линий и пластики дополнялось световыми пятнами расписанных маленьких ниш, придававших еще более жизнеутверждающий характер посадскому храму. Использование кирпича для архитектурно-пластических деталей придавало особую оригинальность сооружению и масштабность, не героизированную, как обычно в храмах, а приближенную к человеку.

Пятницкий храм - убедительное свидетельство широты творческого кругозора черниговских зодчих, их знакомства с художественной культурой соседних стран. Так, безвестные строители приближают формы дверных обрамлений к перспективным романским порталам, талантливо ассимилируют готические веяния в пучковых лопатах и незначительной стрельчатости закомар, они новаторски используют детали балканского зодчества: сетчатый фриз на апсидах и необычную нишу на юго-западном пилоне. Но самое замечательное в том, что в конечном результате народные мастера создали самобытное произведение, воплотившее художественные идеалы народа.                     Однако в конце XII в. в Чернигове сооружаются также храмы, продолжавшие традиции княжеского строительства. Черниговский князь Святослав Всеволодович, заняв великокняжеский «стол» в Киеве, возводит в своем родном городе, на княжеском дворе, церковь Благовещения (1183 - 1186 гг.). Это самое большое культовое здание древнего Чернигова, которое наглядно отражало общественный вес Святослава - «старейшего в Ольговичах», победителя половцев в 1183 и 1184 гг.                                                   Шестистолпный храм, видимо с удлиненной предапсидной частью, что характерно для черниговской архитектурной школы, был окружен галереей. Громадные размеры, галерея и, скорее всего, завершение пятью главами сближали храм Благовещения с монументальными храмами эпохи Ярослава, времени расцвета Древнерусской державы. Надо полагать, что это были преднамеренные черты сходства, носившие идеологический характер и обусловленные политическим соперничеством Святослава Всеволодовича с владимиро-суздальскими и галическими князьями. Внешние формы Благовещенской церкви стилистически связаны с княжескими постройками Чернигова XII в.                                                                           Стены галереи были расчленены лопатками с полуколоннами. Эти полуколонны, выполненные из светло-желтого кирпича, выделялись на фоне красной кладки стен. Не менее живописен был и интерьер княжеского храма, расписанный фресками, с каменным резным киворием, разноцветными мозаичными и керамическими полями. В центральном подкупольном квадрате на полу было помещено единственное в свеем роде многокрасочное изображение павлина из стеклянной смальты.

Информация о работе Архитектура Смоленского и Черниговского княжеств