Архитектура Смоленского и Черниговского княжеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2017 в 20:19, реферат

Описание работы

Художественные достижения полоцких зодчих 12 века были сразу же подхвачены в других землях и ,прежде всего, в Смоленске. Вспомним эти достижения: крестовокупольный храм теперь был более вытянут с запада на восток; сооружение принимало на себя некоторые особенности базиликальных западных христианских храмов; основной чертой стала башнеобразность барабана купола с постаментом под ним; углы постамента и самого здания были оформлены трехлопастными пилястрами. Сами пилястры стали более выразительны и смотрелись вертикальными пучками лучей вдоль высоты храма, что придавало объёму сооруженияв целом высотность и ощущение взлёта.

Содержание работы

Архитектура Смоленского Княжества……………………………………………………………….3
Архитектура Черниговсвкого Княжества……………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Архитектура Смоленского Княжества……………………………………………………………….3

Архитектура Черниговсвкого Княжества……………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура Смоленского Княжества

Художественные достижения полоцких зодчих 12 века были сразу же подхвачены в других землях и ,прежде всего, в Смоленске. Вспомним эти достижения: крестовокупольный храм теперь был более вытянут с запада на восток; сооружение принимало на себя некоторые особенности базиликальных западных христианских храмов; основной чертой стала башнеобразность барабана купола с постаментом под ним; углы постамента и самого здания были оформлены трехлопастными пилястрами. Сами пилястры стали более выразительны и смотрелись вертикальными пучками лучей вдоль высоты храма,  что придавало объёму сооруженияв целом высотность и ощущение взлёта. Это достигалось ещё и такими приёмами, как понижение двух боковых апсид и центральная больше и выше (апсида — изначально полукруглый алтарный выступ стены восточного фасада, обычно это: центральная апсида — для непосредственно алтаря, две боковые — для жертвенника и дьяконника) , или же высокие прямолинейные притворы, которые тоже подчеркивали высоту храма. Боковые апсиды теперь иногда становились прямолинейными по силуэту. Внутри сохранялся в схеме плана крест, где центр под куполом — это центр креста в плане, который называется средокрестием. Но в отличие от полоцких храмов здесь в плане храм более квадратный.  Вокруг главной центральной части храма могла быть сооружена галерея. Притворы были выше или ниже апсид. Так или иначе все эти части храма создавали ступенчатость силуэта памятника церковного зодчества. Это тоже был своеобразный приём, чтобы подчеркнуть высоту храма.  
 
 Около 1190 года ,уже теперь в Смоленске, была возведена по указанию Давыда Ростиславовича, князя Смоленского (1180-1197 годы правления), церковь архангела Михаила (Свирская), которая очень близка по плану церкви в Полоцком детинце. По версии летописи она входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. На строительство придворного великокняжеского храма князь выделял немалые средства из собственной казны. 

Необходимо отметить, что история церкви Михаила Архангела связана с ныне несуществующим Борисоглебским монастырём. Этот монастырь был построен на Смядыне на месте гибели святого мученика Глеба. На западной окраине Смоленска, на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель. Возможно, отсюда возникло еще одно название храма — Свирская церковь. Согласно другой гипотезе один из приделов церкви в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому.  
 В летописи говорится о её богатом внутреннем убранстве, украшенном серебром, золотом и жемчугом, дорогим каменным украшением. Ранее в церкви находилась ,по мнению большинства ведущих смоленских исследователей краеведов, каменная гробница князя Давыда, четвёртого сына князя Киевского Ростислава Мстиславовича.  
В 1611 году православный приход был обращён в католический, но позже, через столетие, вновь восстановлен для православного богослужения при митрополите Сильвестре (Крайском).  
 
Во второй половине 18 века назначили старостой храма купца Василия Григорьевича Хлебникова, благодаря которому по благословению епископа Парфения были пристроены каменные сооружения: колокольня, ограда и одноэтажный дом в юго-западном углу церковного участка. В этом доме на средства Хлебникова обучались бедные и бесприютные мальчики.   
 
Со временем обитель пришла в упадок, и в 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек для добычи каменного бута, необходимого для строительства дороги Москва-Смоленск. В руинах Борисоглебского собора была обнаружена та самая гробница из белого известняка. 

Современное состояние  
В 1963 году были удалены некоторые архитектурные детали 19 века, во время устройства кровель храма (проект П.Д.Барановского). В результате были удалены наслоения 18-19 веков, кровля устроена в формах 17 века – однако, из-за неполноты данных, точное восстановление первоначальных форм невозможно.  
 По проекту С.С.Подъяпольского и Т.Е. Каменевшей в 1976 -1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм 12 века (узкие высокие окна храма, окна барабана купола, киот над южным порталом (входом) и другие детали) и восстановлением некоторых деталей 18 века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и некоторые другие детали).  

В основу проведенных работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора 12 века при сохранении поздних наслоений. В настоящее время продолжается реставрация интерьера храма, которому, по проекту, предполагается вернуть облик 12 века. Храм действует.  
 
Период 20 века раскрыл много прежде неизвестного в истории русского искусства, благодаря письменным трудам и интересу к более глубокому изучению культуры и искусства. Это касается и изобразительного искусства, и литературы, и науки. В 60-е годы 20 века исследование исторических судеб художественных памятников искусства и произведений, истории их восприятия наряду с причинами их происхождения и типологии всё настойчивее выдвигаются как специфические научные задачи.  Обострилось внимание к точкам соприкосновения и моментам смены художественных эпох, периодов, стилей.  
 
В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера 12 века (восстановление облика хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства). 

План церкви архангела Михаила вписывается в квадрат. Однако в этом храмовом сооружении притворы были уже отворены внутрь храма, чем обеспечено единство интерьера, которое увеличивало его. Так зодчие развили полоцкие приёмы. 

Новой чертой является вдобавок  усложненные многообломные пилястры (вертикальные полосчатые выступы стены, как декор), дополненные тонкой полуколонкой. При этом эти полосатые "лучи", дополненные полуколонкой, тянулись снизу до верха сооружения по его углам, являясь их особенной проработкой. Динамика сложных масс дополнена большим количеством вертикалей, создаваемых сложно профилированными пучковыми пилястрами.  Новой чертой является вдобавок  усложненные многообломные пилястры (вертикальные полосчатые выступы стены, как декор), дополненные тонкой полуколонкой. При этом эти полосатые "лучи", дополненные полуколонкой, тянулись снизу до верха сооружения по его углам, являясь их особенной проработкой. Динамика сложных масс дополнена большим количеством вертикалей, создаваемых сложно профилированными пучковыми пилястрами.  

Храм высок, к тому же внутреннее пространство интерьера высоко и свободно за счёт отсутствия хоров. Вместо хоров для князя и свиты стали предназначены вторые этажи притворов, которые образуют своеобразные открытые внутрь храма ложи. Церковь архангела Михаила в Смоленске (Свирская) восхищала современников красотой  и богатством внутреннего убранства.   “Ей-же несть подобной во всей полуношной стране и многие иностранные приходяще для смотрения оной” – отзывается о славе великокняжеской церкви автор Ипатьевской летописи. Говоря же далее об убранстве церкви, летописец восклицает: “Такой церкви несть в полуношной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ее, иконы златом и серебром и жемчугом, камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена”.  

Однако этот храм был не единственным памятником этого типа: была так же раскрыта раскопками церковь Троицкого  монастыря в устье речки Кловки, которая очень близка по плану церкви архангела Михаила, по композиции.   
Новое достижение начало использоваться и в постройках, имеющих более обычную схему плана: это были небольшие шестистолпные и даже четырёхстолпные храмы. Они не имеют притворов, но вместо этого окружены галереями (галерея- в плане коридор), создающими ярусность объема. Их отличает особенность — большая полукруглая центральная апсида, а боковые меньше и имеют проямолинейное очертание снаружи. О том, что такие храмы имели башнеобразную композицию свидетельствуют сложно профилированные упомянутые ранее пилястры. Подобные пилястры, образующие на фасадах целые пучки вертикальных членений, могли иметь смысл лишь в том случае, если зданию хотели придать динамическую композицию, создать впечатление высоты и взлёта.   
 
Наряду с такими памятниками смоленского церковного искусства строили памятники иного типа: они имели три плоские апсиды, прямолинейные. Наиболее примечателен и крупный памятник из этой группы — собор на Протоке. При его раскопках много фрагментов фресковых росписей было вывезено в музеи.   
 
На рубеже 12-13 веков Смоленск стал одним из ведущих архитектурных центров Руси. Смоленск обошёл Киев и Новгород по числу монументальных построек. Смоленских зодчих, конечно же, приглашали сооружать памятники церковной архитектуры в другие русские земли. Так, ими возведён Спасский Собор в столице Рязанской земли — Старой Рязани, известной по археологическим раскопкам. Так же с работой смоленских мастеров связана церковь Параскевы Пятницы в Новгороде (1207 г.), близкая по композиции церкви архангела Михаила в Смоленске.    

Динамичность церкви Параскевы Пятницы придавали такие приёмы: трёхлопастные кривые как завершения фасадов высокого четверика (четырёхгранный вертикальный архитектурный) и три пониженных по отношению к нему (главному объёму) притворы, при этом вертикальность выразительных пилястр. Очевидно, в возведении главного храма Пскова — Троицкий собор, также участвовали смоленские мастера. Даже в Киеве обнаружена небольшая 4-стольная церковь с такими же особенностями.  
 
Так сформировался смоленско-полоцкий архитектурный стиль. В строительстве к этому времени использовались отличные от византийских прототипов три типа кладки: кроме "полосатой" кладки из плинфы, начали применять порядовую кладку из кирпича прямоугольной формы или из белого тёсанного камня — белокаменное зодчество. Архитектура русских земель представлялась несколькими школами зодчества: основными из них были киевская, черниговская, новгородская, псковская, галицко-волынская, владимиро-суздальская, рязанская, полоцкая и смоленская. В 12 веке православие объединяло все русские земли.  

Развитие Руси в виде отдельных княжеств, в составе единой Русской земли, не могло не отразиться на древнерусской архитектуре. Стремление князей к первенству находило зримое воплощение в формах и образах их дворцовых храмов. Это стремление и дало толчок развитию архитектуры. Строить огромные соборы времён Киевской Руси не было ни возможности, ни необходимости. Поэтому начали  развиваться новые типы храмов: городские, монастырские, дворцовые, посадские. В главных городских и монастырских соборах сохранялась византийская традиция, но уже в формах берущих начало в Великой Печерской церкви. К концу 12 в. большие соборы с позакомарным покрытием, как художественная система, становятся традиционными. Поиск новых пластических форм идёт в небольших по размеру дворцовых и посадских храмах.  
Основой всех школ архитектуры оставалась византийско-киевская традиция, но со временем в каждом регионе она приобретала свои особые черты. Если киевская архитектура вторила  уже созданной византийской, развивая её, то в Смоленске и Полоцке храмы одноглавые, в отличие от византийского приземистого барабана купола здесь он вытянут, вертикален в пропорциях, о чем мы говорили ранее. Спокойное чередование закомар киевских храмов сменяется динамичным трехлопастным завершением,  посводные купольные покрытия заменяются шлемовидными и луковичными главами, на смену греческому равноконечному надкупольному кресту постепенно приходит стройный восьмиконечный русский крест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура Черниговского Княжества

В начале XI столетия образовалось большое Черниговское княжество, границы которого протянулись от Днепра до верховий Оки и предгорий Кавказа. Именно в те времена, когда Чернигов стал стольным градом отдельного княжества, в городе появляются первые камене здания.

В XII в. в Чернигове утвердилось господство Святославичей, которые сумели найти общий язык с городской знатью.

Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья - Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.

Были возведены княжеские терема, Борисоглебский и Успенский соборы, Михайловская, Ильинская, Благовещенская церкви. В конце XII - начале XIII столетия. В торгово-ремесленном предместье Чернигова - так называемом «посаде» - строится Пятницкая церковь, один из лучших памятников древнерусского зодчества.

Расцвет Чернигова приходится на этот промежуток времени, а именно на XII - XIII вв., поэтому произведения этого периода и рассматриваться в этой работе.

Конечно, о городе Чернигове есть много литературы, но отдельно о черниговской архитектурной школе говорится только в общих чертах. В этом и заключается сложность написания работы.

Чернигов прекрасный город. У него непростая судьба. Может быть, не будь монголо-татарского ига, его школа могла бы стать одной из главнейших в стране. Но этого не случилось.

 

 
Чернигов - один из самых известных городов по числу выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Спасский собор - первое на Черниговской земле монументальное каменное сооружение - является одним из наиболее ранних архитектурных памятников Древней Руси. Уникальными являются также памятники XII - XIII вв. - Борисоглебский и Успенский соборы, Ильинская, Пятницкая, Михайловская, Благовещенская церкви. Как и многочисленные письменные источники, они убедительно подтверждают важную роль Чернигова в жизни древнерусской державы. Отличаясь своеобразными чертами: развитие керамики, переход на равнослойную кирпичную кладку, совершенствование строительных конструкций, применение резных каменных архитектурных деталей, его архитектурная школа в тоже время указывает на единство древнерусской народности, в основе которой лежали общая территория, единый язык, общая культура. Во всей полноте в них отражается высокий уровень развития производительных сил, искусства в Киевской Руси.

Одной из отличительных черт черниговской школы является соединение в себе черты романского и вообще запанного стиля и византийского.

Элементы романского стиля, переосмысленные и использованные для зданий крестово-купольного типа, приобрели местные славянские черты. Примером тому служит переработка широко распространенного мотива аркатурного фриза, выполнявшегося в Западной Европе обычно из камня. В Чернигове эта деталь сделана из четырех «стандартных» керамических элементов, размеры которых согласованы с размерами кирпича, в силу чего они органично включились в кладку.

Два памятника Чернигова, в которых ярко выразились романские черты - Успенский собор Елецкого монастыря 1097 г., и Борисоглебский собор - 1123 г.

Следует сразу же назвать отличия форм обоих зданий от византийской архитектуры, кроме кладки из плинфы на известковом с цемянкой растворе (кстати, известной и в архитектуре Запада, например в базилике св. Георгия в Риме) и крестово-купольного типа здания, продиктованного традицией восточно-христианской церкви. Традиционными оставались позакомарные завершения фасадов, хотя для византийской архитектуры этого времени более характерны покарнизные завершения боковых частей здания. Полуколонны на фасадах, аркатурные пояса на фасадах и барабане, резные белокаменные детали, бесспорно, близки формам романского зодчества.

Информация о работе Архитектура Смоленского и Черниговского княжеств