Высшие органы государственной власти Великого Княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является выявление особенностей становления, развития и функционирования государственного строя Великого Княжества Литовского.

Исходя из целей данной работы необходимо обозначить следующие задачи:

1.Определить сущностные характеристики государственного устройства ВКЛ;
2.Выявить источники власти Великого князя и факторы, ее ограничивающие;
3.Определить состав и полномочия Рады;
4.Определить состав, компетенцию и полномочия Сейма;
5.Выявить целесообразность применения Магдебургского права в системе городского самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВКЛ………..5
1.Правовое положение Великого князя……………………………………5
2.Состав и компетенция Рады……………………………………………..10
3.Состав и компетенция Сейма……………………………………….……12
2.ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ВКЛ…………….……………….14
3.МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВКЛ……………...18
4.ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДАХ С МАГДЕБУРГСКИМ ПРАВОМ…………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

СТРОЙ ВКЛ.docx

— 65.42 Кб (Скачать файл)
  • поддержание порядка;
  • управление государственной и великокняжеским имуществом в воеводстве, сборами налогов и сборов;
  • организация вооруженных сил воеводство;
  • осуществление суда в городском (замковым) суде.

     Для поддержания порядка в воеводстве, осуществлении общего управления всеми  источниками государственных и  великокняжеских доходов, воевода мог использовать подчиненные ему гарнизоны и созывать ополчение шляхты. Более того, у него имелся отряд личной охраны и целый штат подчиненных ему служебных особ – урядников и слуг.

     В хозяйственной деятельности воевода  заботился о независимости в  проведении работ в маентках, переданных ему в ведение (временное пользование), своевременном и полном поступлении доходов от налогов и сборов в местную и государственную казну. Он также мог «осаживать» свободных крестьян и бояр на пустых землях, следил, чтобы крестьяне не выходили из государственных земель на земли феодалов-собственников, обязан был охранять великокняжеский земельных фондов самовольных захватов феодалов.

     Как руководитель вооруженных сил воеводства, он следил за независимым удержанием замков, наличием в них необходимых людей, вооружения и припасов.

     В Полоцке и Витебске воевода обязан был советоваться с местными феодалами.

     Воевода в своей деятельности пользовался  помощью штата служебных особ. Каштелян командовал военными силами главного замка воеводства и ополчением военнообязанных особ, приписанных  к данному замку, он же был товарищем  воеводы по представлению интересов  воеводства в Раде. Он так же являлся членом Рады и Сейма.

       Заместителем воеводы был подвоевода. Он управлял канцелярией, свидетельствовал документы, председательствовавший в городском (замковым) суде.

     На  низшей ступени стояли ключарь (сбор налогов), конюший (разведение лошадей  для армии), городничий (комендант  замка). Все эти должности имели  право занимать только феодалы и  только уроженцы княжества, а в некоторых воеводствах и уездах (Витебское и Полоцкое) - только из местной знати.

     Во  главе администрации уезда стоял староста. Обязанности его были похожи на обязанности воеводы. Он заботился об удержании в боевой готовности замков, собирал военное ополчение в обстоятельствах военной безопасности, рассматривал криминальные и общественные дела, следил за исполнением судебных решений. Назначался он князем и Радой пожизненно, с течением времени эта должность стала более почетной, была источником дохода для ее владельца. Непосредственное руководство уездной администрацией проводил подстароста.

     Помогали  старосте и падстарасте уездный маршелок, он председательствовал на уездных сеймиках и руководил уездным ополчением. Знаменосцем уездного ополчения был хоружей.

     На  низшей ступени руководства находились государи (тиуны), управлявшие отдельными государственными имениями. В 16 в. Очень часто государственные маентки отдавались в ведение крупным феодалам, а они от себя назначали своих заместителей, которые выполняли функции господаря управления маентком и органа местной власти. Они пользовались и правом суда над всеми простыми людьми, которые жили в данном уезде. Государи, как и воеводы и старосты, несли ответственность за свою деятельность непосредственной перед Радой (Статут 1566 г., разд. 4, арт. 45).

     Для осуществления надзора за крестьянами  старосты и государи избирали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников, которые следили за поддержанием порядка в селах и выполнением повинностей крестьянами.

     В воеводствах и уездах проводились  местные (воеводские или уездные) сеймики, которые могли решать различные вопросы в жизни воеводство или уезда. На сеймиках присутствовали все руководящие лица и все желающие шляхтичи территориальной единицы. Главная роль сеймиков - это выбор двух послов на общегосударственный (вальный) сейм и выработка для них инструкций и ходатайств перед правительством. На сеймиках слушали отчеты вальных сеймов, выбирали судей и назначали на должности местного управления.

     Система органов местного управления складывалась параллельно обустройству административно-территориального деления ВКЛ. Долгое время княжество  не имело равного разделения. В состав ВКЛ входили удельные княжества, что руководствовались своими княжеским династиями, наместничества (ликвидированы удельные княжества, которые руководствовались великокняжескими заместителями). Они образовывали около 20 судебно-административных округов, в XV в. – пер. пол. XVI в. границы их четко определены не были. Постепенно удельные княжества ликвидировались, росла численность наместничеств. В 1413 г. были учреждены первые воеводства - Виленское и Тракайское. После Городельской унии ВКЛ стала перенимать принципы территориального деления, существовавшего в Польше. Большие наместничества стали называться воеводством, маленькие - уездами или староствами. В 1504 воеводством стало Полоцкое наместничество, в 1507 - Новогрудское, В 1508 г. - Витебское. Окончательно разделение на воеводства и уезды был проведен в ходе административной реформы 1565-1566 гг. В результате ее последние удельные княжества (Слуцкое, Друцкое, Лукомльской) были ликвидированы. ВКЛ было разделено на воеводства: Брестское, Виленской, Витебской, Минской, Мстиславское, Новогрудское, Полоцкое и Тракайский. В состав воеводств входило 30 уездов, 16 из них - на территории современной Беларуси. Такое разделение было закреплено в Статуте ВКЛ 1588 г. и сохранялось до конца существования государства [10, c. 72].

 

4. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДАХ С МАГДЕБУРГСКИМ ПРАВОМ 

     В XIV-XVIII вв. на Беларуси стало расширяться  так называемое Магдебургское право - право на самоуправление городов. Это было результатом развития городского хозяйства и желанием великих князей иметь города в союзниках в противостоянии с феодалами княжества. Каждый город получал свою грамоту. Степень свобод, предоставлявшаяся городам, была разная. Общим было то, что мещане освобождались из-под административной и судебной власти воевод и старост, вместо феодальных повинностей вводился единый государственный денежный налог на город. В городе создавались органы самоуправления и суды [2, c. 97].

     Магдебургское право возникло в конце XIII века в Германии. Расположение белорусских земель в центре Европы содействовало их развитию в русле мирового экономического, политического и культурного процессов. В то время Беларусь освоила многие приобретения Запада, в том числе и организацию жизни города на основе самоуправления, совмещая нормы Магдебургского права с традициями самоуправления, которые существовали ранее. Поэтому вполне логично объясняется факт того, что в конце XIV века города ВКЛ уже стали получать привилеи на Магдебургское право (Вильно, Брест, Гродно) [10, c. 76].

     Исследование  Магдебургского права вызывает огромный интерес, так как в нем заложены основы существования института самоуправления. Его становление было связано с процессом перехода от феодализма к существующему индустриальному обществу. Так же Магдебургское право представляет собой существенный этап как в развитии городского самоуправления, так и в формировании института самоуправления на территории Европы.

     Самоуправление  городов Беларуси взяло свое начало еще с времен Киевской Руси. В Полоцке и в Витебске, как в Киеве и в Новгороде всеми полномочиями обладало вече. Оно утверждало управителей города - «мужей», старшин, тысячников, сотников и других представителей городской администрации. Эти традиции сохранялись и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских городах.

     Находясь  в составе Великого Княжества  Литовского, Беларусь осваивала многие приобретения Запада. На  ее территории увеличился ряд типично европейских  норм правовой и политичной культуры, в частности право организации  жизни города на основе самоуправления. И происходило это не случайно. В средневековье население крупных  городов Беларуси, особенно западных было уже полиэтничным, что само по себе благоприятствовало развитию культурных отношений между народами. В 13-14 вв. тут поселилось много иноземцев, особенно немцев. В Полоцке, например, была частная ганзейская фактория. Много немецких  купцов  и ремесленников поселяются в Гродно и Бресте. Формируя вольную общину, они управлялись своим, принесенным с немецких земель, правом, знакомым нам как Магдебургское.

     «Немецкое»  право давало им значительные преимущества по сравнению с другими горожанами.

     Вече, особенно в первое время, еще собираются, но дела, обсуждаемые на них, все  меньше и меньше касаются волости. Их интересуют почти что исключительно жизнь города. Только на востоке державы долго сохраняется древний вече вый обычай. Тут вече собирает на свои сходы не жителей городов, но и жителей округи, деревенских крестьян. Тут еще долго сохраняется мещанско-крестьянское самоуправление; старосты, выбранные вечем, собирают дань, распределяют между всеми жителями волости обязательные работы, ведут все судебные дела. Но и на востоке с течением времени в городах начинают вводиться новые порядки и обычаи, базированные на нормах магдебургское право.

     Белорусская Советская Энциклопедия дает такое  определение этого явления: «Магдебургское право – это феодальное городское право, на основании которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное положение горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и товарно-денежного обмена». Белорусские города получали самоуправление на основе привилеев на Магдебургское право. Привилеи на Магдебургское право представляли собой своеобразные статуты, которые определяли основные моменты в организации и деятельности органов самоуправления в городах, а также закрепляли положения, реализация которых должна была способствовать улучшению жизни горожан. Причем следует отметить, что привилеи на самоуправление имели как великокняжеские, так и частнособственнические города.

     Не  существовало единого образца привилеев. На белорусских землях была известна общая идея – идея самоуправления, а каждый город реализовывал ее по-своему. Но можно выделить наиболее общие положения, которые в той или иной степени были похожи. Например, по Магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили единый большой денежный налог. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников или феодалов. Это в значительной степени ограждало от своеволия экономическую деятельность и имущество горожан.

     Установление  самоуправления улучшало условия ремесленной  и торговой деятельности, ослабляло  феодальную зависимость горожан, которые  были лично свободными. Города стали  центрами ремесла и торговли, культуры, свободомыслия и демократических  традиций. Именно Магдебургское право стало тем переходным моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических отношений.

     Привилеи на Магдебургское право явились удачным применением норм «иностранного» права на территории ВКЛ. Они регулировали только те отношения, которые не были определены нормами обычного или общегосударственного права. Это значит, что Магдебургское право свое образно ликвидировало те пробелы в праве ВКЛ, которые мешали городам развиваться в соответствии с требованиями времени.

     Утверждая свободу «communitas civium» и культивируя ее правомочность, Магдербургское право включало белорусские города в лоно западноевропейской цивилизации, одним из феноменов которой были принципы городского самоуправления.

     На  определенном этапе Магдербургское право способствовало экономическому расцвету городов.

       Во главе городской администрации  суда в городах с Магдебургским правом стоял войт. Его назначал хозяин с Радой из числа феодалов или знатных горожан. В функции войта входило:

  1. поддержание порядка в городе;
  2. определение правил торговли;
  3. отстаивание интересов горожан перед правительством и феодалами;
  4. сбор налогов; осуществление правосудия вместе с другими членами самоуправления.

     Помогал войту его заместитель - лен-войт. Памошники войта - бургомистры - могли избираться горожанами, назначаться войтом. Бурмистров решали текущие вопросы городской жизни - наблюдали за торговлей, ремесленниками, занимались благоустройством города, городскими укреплениями, караульную службу, осуществляли правосудие по мелким делам.

     Городская Рада (магистрат) выбиралась мещанами или предназначалось войтом. Она определяла общее направление развития городского хозяйства, занималась благоустройством, оборонительными сооружениями, сбором налогов с населения, контролировала городские расходы, осуществляла суд с войтом и бурмистром.

     Войтовско-лавничий суд (лава) занимался рассмотрением уголовных и гражданских дел горожан. Состоял из войта, лен-войта, лавника - лиц, избранных из мещан.

     На  первом этапе распространения самоуправления значительную роль имело общее собрание мещан (сейм, вече, капо). На нем слушали отчеты Бурмистров, составляли жалобы в правительство, определяли размеры сбора средств на городские нужды, могли вместить некоторых лиц самоуправления. Постепенно роль собрания снижалась, даже среднее мещанства отклонялась от участия в управлении городом. Вся полнота власти в городах принадлежала наиболее богатым и влиятельным купцам-гостям и цэхмайстрам - руководителям ремесленных цехов.

Информация о работе Высшие органы государственной власти Великого Княжества Литовского