Виды соучастников и их уголовная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется тем фактом, что анализ законодательства, практики его применения и специальной литературы показывает, что, несмотря на более совершенное развитие, которое институт соучастия в преступлении получил в Уголовном кодексе РФ 1996 года, он продолжает оставаться одним из самых сложных в теории уголовного права и в правоприменительной практике.

Файлы: 1 файл

Виды соучастников преступления.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Виновное  отношение исполнителя к содеянному включает в себя осознание общественно  опасного характера своего поведения  и присоединяющегося к нему поведения  другого соучастника, предвидение  общего результата от сложения усилий (интеллектуальный элемент умысла) и согласованность волеизъявления с волеизъявлением другого соучастника (волевой элемент умысла).       

Статья 33 УК РФ впервые указывает на посредственное исполнение (причинение):       

“Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее  преступление либо непосредственно  участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом”7.       

Таким образом, под исполнением преступления следует понимать не только непосредственное совершение действий, образующих состав преступления, и не только использование с этой целью различного рода предметов, приспособлений, механизмов и т. ч., но и животных и даже людей при так называемом посредственном причинении, т. е. при использовании людей в качестве орудий преступления.      

Посредственное  причинение невозможно в преступлениях, где законом предусмотрен специальный субъект (исполнитель), например в должностных и воинских преступлениях, а также в преступлениях, где субъект обладает какими-либо физиологическими свойствами, например при изнасиловании. Кроме того, невозможно посредственное причинение при так называемых собственноручных деликтах (дезертирство, уклонение от призыва на воинскую службу и т. ч.). Отсюда вывод – посредственное причинение объясняется:

  • причинами, заложенными в самом исполнителе (невменяемость, несовершеннолетие);
  • ошибкой в основных элементах, образующих объективную сторону состава, если она вызвана самим причинителем или он ей воспользовался;
  • физическим или психическим насилием, заставившим исполнителя действовать помимо воли и желания;
  • отношениями власти и подчинения (исполнение приказа).
 

      Однако  не может быть посредственного причинения при неосторожных действиях, которыми созданы условия, благоприятствующие общественно опасным действиям несовершеннолетних или невменяемых.

 

      В специальной и учебной литературе исполнителем преступления, состав которого рассчитан на специального субъекта, вполне обоснованно признается только лицо, обладающее признаками специального субъекта преступления. Уголовный кодекс в общем плане положительно решил вопрос о возможности соучастия со специальным субъектом, установив в ч. 4 ст. 34 правило, согласно которому лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части Кодекса, участвующее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника. Лицо, совершающее преступление совместно со специальным субъектом, не может быть исполнителем и даже соисполнителем такого преступления, а может играть иные роли, предусмотренные уголовным законодательством для соучастников.  
 
 
      1.3 Организатор преступления и подстрекатель  
 

 

      Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления  или руководившее его исполнением8. Организатор как инициатор и вдохновитель преступления — фигура, близкая к подстрекателю, но, несомненно, более значительная. Для того чтобы организовать преступную группу в любой из известных ее разновидностей, ему приходится, вербуя участников преступления, вступать с ними в контакт, подговаривать; убеждать, подкупать, шантажировать и т.ч., т.е. в арсенале организатора могут оказаться все средства, которыми обычно владеет и подстрекатель. Однако организатор, в отличие от подстрекателя, не ограничивается одним лишь склонением к преступлению других его участников. Организатор планирует преступление, распределяет роли его участников, руководит их действиями и таким образом создает уверенность в благополучном исходе преступного дела в целом.       

Даже  там, где действуют только исполнитель  и организатор, последний идет все  же дальше подстрекателя. В таких  случаях, кроме обычных для подстрекателя  средств воздействия на исполнителя, организатор должен именно организовать деятельность исполнителя — спланировать его действия сообразно с обстановкой, в условиях которой намечено осуществить  преступление, снабдить необходимыми средствами, показать, где и как  лучше замести следы преступления.       

В отдельных случаях организаторские  действия могут выразиться в создании самой обстановки, в условиях которой  осуществляется преступление в соответствии с отведенной для каждого соучастника  ролью.       

Подстрекатель, какие бы действия он ни совершал, имеет  своей целью вызвать решимость  исполнителя совершить преступление, укрепить эту решимость, не дать ей погаснуть, а все остальное уже  не его дело. Организатор же, помимо этого, связывает свою миссию с перспективой развития преступного дела в целом, а его фигура стоит над процессом  совершения преступления от начала и  до конца.       

Несмотря  на разнообразие функций организатора законодательство выделяет лишь несколько  разновидностей организаторской деятельности, к которым относятся:       

- организация преступления;       

- руководство исполнением конкретного  преступления;      

- создание организованной группы  или преступного сообщества;      

- руководство деятельностью организованной  группы или преступного сообщества9.       

Практика  показывает, что деятельность организатора всегда связана хотя бы с примитивным  планированием того, где, когда и  как создать минимум благоприятных  условий или когда и как  использовать ту либо иную ситуацию для  совершения преступления.       

Виновное  отношение организатора включает в  себя сознание общественно опасного характера своей собственной  многоплановой деятельности, а также  подготовленной и направляемой им деятельности исполнителя (исполнителей) преступления, предвидение общественно опасных  последствий (интеллектуальный элемент  умысла) и желание их наступления  от совокупных усилий (волевой элемент  умысла).       

Содержание  умысла организатора определяется как  ролью, которую он играл при  совершении преступления непосредственно, так  и теми руководящими функциями, которые  он при этом исполнял. Известно, что  он может выступать и в роли исполнителя, и подстрекателя, и  пособника, совмещая их или выполняя одновременно либо последовательно. В  каждом конкретном случае минимум объема знаний, образующих интеллектуальный момент умысла, может быть различным. Если же он не участвует в совершении самого преступления, а лишь организует предварительную деятельность, то, естественно, он может и не знать  многих обстоятельств, но поскольку  при подготовке плана реализации преступного замысла обсуждались  различные варианты, то знание деталей  преступления не обязательно для  него лично. Если, например, организатор  разбойного нападения знает, что  исполнители вооружены холодным или огнестрельным оружием, то он должен нести ответственность за любые последствия, связанные с  применением этого оружия, даже если он не знал, при каких обстоятельствах  это оружие было применено или, узнав  о его применении, неодобрительно к этому отнесся.      

Личные  цели организатора могут и не совпадать  с целями прямого исполнителя, тем  не менее, он должен отвечать за все, что способствует целям, которые были внушены непосредственным исполнителям преступления. Так, лицо, организующее разбой, может лично преследовать цель мести, тем не менее организатор отвечает за все, что совершено другими соучастниками во исполнение задуманного и организованного им преступления10. Здесь необходимо подчеркнуть, что главным признаком субъективной стороны организатора является намерение совершить преступление.      

Плодом  деятельности организатора (организаторов) нередко может быть многочисленное и сложное по структуре преступное формирование. В подобных случаях лицо (или лица), создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, несет ответственность за организацию и руководство этими формированиями, а также за все совершенные каждым из них преступления, если они охватывались его умыслом11.        

Подстрекатель - это лицо, которое склоняет к  совершению преступления, путем уговоров, подкупа, угроз или другом образом. Именно он является идейным вдохновителем преступной деятельности. Формы, с помощью которых осуществляется подстрекательство, могут быть самые разные, при этом могут быть использованы различные приемы: вербальные, жестикулярные, мимика и т.д. Подстрекательство всегда характеризуется конкретностью, лицо подстрекает всегда к конкретному преступлению.           

Подстрекательство может быть как открытым, так и  завуалированным, скрытым. Можно подстрекать к совершению преступления путем четких и ясных рекомендаций, а можно - путем высказывания своих возможных пожеланий, действий по отношению, например, к человеку, его жизни. В этом случае как раз появляется возможность косвенного умысла при подстрекательстве: лицо желает наступления последствий, а с другой стороны - если не будет исполнения того, к чему подстрекают, он может действовать по формуле, что если не получится сейчас, то можно попробовать потом.           

С внешней стороны подстрекательство  характеризуется активной формой поведения - действием, направленным на возбуждение у подстрекаемого лица решимости совершить конкретное преступление. В результате бездеятельности склонить кого-либо к совершению преступления нельзя. Подстрекательство - это внушение другому лицу мысли о желательности, необходимости, потребности или выгодности конкретного преступления, т.е. процесс воздействия на волю и интеллект исполнителя. Подстрекательство как вид соучастия предполагает, прежде всего, результат этого процесса.           

Итак, подстрекательство возможно лишь в  отношении конкретного лица и  конкретного преступления. Подстрекатель  действует всегда с прямым умыслом. Он сознает, что своими действиями активно  направляет волю другого лица к совершению конкретного преступления.            

Особенности субъективной стороны подстрекательства  заключаются в следующем: подстрекатель, возбуждая в другом лице решимость, совершить преступление, всегда должен предвидеть, во-первых, все те фактические  обстоятельства, которые образуют преступления, и, во-вторых, развитие причинной связи  между своими действиями и совершением  преступления.           

Умысел  подстрекателя может быть неопределенным в отношении тяжести последствий, к которым данное конкретное преступление может привести, поэтому квалифицируется в зависимости от реально наступивших вредных последствий. Однако он всегда прямой в отношении намерений склонить другое лицо к совершению преступления. Мотивы и цели подстрекателя и исполнителя могут не совпадать по своему содержанию, что не влияет на решение вопроса о квалификации содеянного.           

Подстрекательство возможно к исполнительским, организаторским, а также пособническим действиям. Подстрекательство считается оконченным с момента получения соглашения на совершение преступления.        
        

1.4 Пособник  
       

Пособники - это лица, которые содействуют, помогают исполнителю в совершении преступления. Так, в соответствии с ч. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое"12 действия лица, непосредственно не участвовавшего в хищении чужого имущества, но содействовавшего совершению этого преступления советами, указаниями либо заранее обещавшего скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи непосредственным исполнителям преступления, сбыть похищенное и т.ч., надлежит квалифицировать как соучастие в содеянном в форме пособничества со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК РФ.      

Существенными особенностями пособничества являются отсутствие непосредственного исполнения действий, охватываемых признаками объективной стороны состава преступления. Именно по этому критерию разграничивают участие в преступлении, совершенном по предварительному сговору группой лиц, и пособничество в преступлении. Пособник присоединяет свои усилия к деятельности других (другого) после возникновения у них намерения и решимости на совершение определенного преступления, оказывая при этом существенную помощь в его осуществлении13.      

Информация о работе Виды соучастников и их уголовная ответственность