Становление конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Развитие и становление современной Конституции неразрывно связано с историческими предпосылками, существовавшими задолго до её принятия, причем не столько с законодательной практикой, сколько с развитием идей и представлений о системе государственной власти, механизмах ее функционирования и взаимодействия с обществом, т.е. теорий конституционализма.

Файлы: 1 файл

Куровая 2.docx

— 85.59 Кб (Скачать файл)

Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР.

Конституция 1925 г. в отличие от расплывчатых фраз прежнего основного закона четко говорит, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета».

К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательное утверждение конституций автономных республик, остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа. Фактор вхождения в СССР становится весьма ощутимым: почти в каждом случае указано, что полномочие осуществляется этими российскими органами в соответствии с Конституцией и законодательством Союза ССР. В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция 1925 г. отразила уже известную нам систему органов РСФСР: съезд - ВЦИК - Президиум ВЦИК - СНК - народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство республики.

Новшеством Конституции 1925 г. стала глава 4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях". Впрочем, это и понятно - они появлялись в РСФСР, начиная с 1919 г. Предусмотрено, что АССР имеют свои основные законы (конституции); они принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов. Положения об автономных областях принимаются их съездами Советов и утверждаются ВЦИКом (ст. 44). В остальном Конституция закрепляет систему органов власти автономий. Для автономных республик она определяет возможность принятия законодательных актов их центральными исполнительными комитетами.

Особенностью советского периода была руководящая роль Коммунистической партии. В. И. Ленин говорил: «Мы должны знать и помнить, что вся юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу». Партия большевиков осуществляла подбор кадров в государственном аппарате на основе номенклатурного механизма. Руководство партии принимало все важнейшие решения, которые в форме директив передавались Советам. Последние осуществляли эти директивы как свои или совместные с партийными органами решения.

 

2.3 Конституция СССР 1936 года и РСФСР 1937 года

Конституция СССР 1936 года принималась в ситуации, когда сформировался режим личной власти - как тоталитарный режим, построенный на жесткой централизации всех линий управления, строгой иерархии в системе государственных органов и негосударственных структур (чему благоприятствовало полное огосударствление экономики), беспрекословном выполнении указаний сверху, отсутствии любой возможности публичных критических оценок сложившихся политических отношений. Отношения, характерные для многонациональной страны, в эти годы укрепились еще на идейной основе пролетарского интернационализма.

Методами государственного регулирования, поощрений и запретов из сфер политических и экономических отношений вытеснялись социальные слои и формы деятельности, считавшиеся уже отжившими, оставшимися от прежнего общества, и, наоборот, закреплялись в качестве господствующих новые, угодные организационные механизмы. При необходимости не только осуществлялась фактически, но и получала конституционные предпосылки борьба с противниками строя, вплоть до их изоляции и уничтожения. Например, Конституция СССР 1936 года определила, что лица, покушающиеся на общественную социалистическую собственность, являются «врагами народа» (ст. 131). Это уже само по себе позволяло придавать политический смысл действиям соответствующих лиц, который они сами и не имели в виду. Это понятие получило широчайшее толкование, его стали применять ко всем, кто по подозрению в отсутствии симпатий к режиму мог быть привлечен к ответственности за так называемые политические преступления и контрреволюционную деятельность.

Вместе с тем власть, должна была отразить в Конституции положения, создающие представление о се заботе о гражданах, о достижениях системы, позволяющих даровать им какие-то права и свободы. К тому же население своим самоотверженным трудом действительно создало фундамент для закрепления в Конституции ряда социально-экономических прав.

Первая советская Конституция СССР 1936 года и соответственно Конституция РСФСР 1937 года смогла «юридически закрепить вопросы общественного строя в единстве его социально-экономической и политической сторон».53 Как отмечает В.А. Ржевский: «это была первая в мире Конституция, включившая в свое содержание новую главу об общественном устройстве».54

Введение Конституцией СССР 1936 г. термина «общественное устройство» повлекло попытки отграничить эту категорию от употреблявшегося ранее в литературе понятия «общественный строй». В 60 - 70-е годы XX века изучение категории «общественное устройство» и ее интерпретация в государственно-правовой науке приобрели критическую направленность. В литературе отмечался определенный схематизм, искусственность этого понятия, так как оно не охватывало наряду с общественными и государственные институты, указывалось на его несоответствие классификации научных понятий. В исследованиях предлагалось использовать другие, более приемлемые с точки зрения тех или иных авторов категории, такие как «общественно-политический строй», «общественный строй». Этими исследованиями было подготовлено изменение названия соответствующего института в последних советских конституциях.

В Конституции СССР 1977 г. (Конституции РСФСР 1978 г.) используется термин «основы общественного строя и политики СССР (РСФСР)». Так стал называться раздел 1 Основного закона, состоящий из нескольких глав, три из которых закрепляли политическую, экономическую и социальную системы общества и государства. Этот институт занял ведущее место в системе советского конституционализма, о чем свидетельствует его расположение в Конституции, содержание норм, превратившихся в гарантирующую основу для иных конституционных институтов -конституционного статуса личности, национально-государственного устройства, страны и системы органов государственной власти, - и принципы их формирования и функционирования.

Теоретически конституции СССР 1936 и РСФСР 1937 годов были демократическими и народными. Они предоставляли трудящимся реальные права и гарантии в социальной сфере. Большая часть общества была удовлетворена режимом и находила возможным в рамках конституции участвовать во власти и проявлять свою активность. Конституция СССР установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

К положительным моментам этих конституций можно отнести то, что был выделен закон в юридическом смысле этого слова. Кодификация законодательства позволила отличить закон от подзаконных документов, выстроить иерархию правовых актов.

2.4 Конституция СССР 1977 года и РСФСР 1978 года

Последующее конституционное развитие в стране работало на воскрешение идеи верховенства закона. Закон все больше стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений. Это положение стало приоритетным в последующих Конституциях СССР 1977 года и РСФСР 1978 года. В этот период формируется доктрина общенародного государства, которая нашла воплощение в нормах Конституции СССР 1977 года и соответствующих конституций союзных республик.55

Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.

Доктрина общенародного государства была призвана показать изживание классовых противоречий внутри советского общества, которое основывалось, как утверждала официальная идеология, на союзе рабочих, крестьян и интеллигенции. Этот политический союз свидетельствовал о том, что советская конституция достигла своего наивысшего развития и имела максимально широкую социальную базу. Объективно, советский конституционализм имел достаточно положительный опыт в реализации основных своих принципов, которые нашли наиболее демократическое выражение в Конституции СССР 1977 года.

Несмотря на то, что Конституция СССР 1977 года, как и прежние советские конституции, была традиционно коллективистской, т.е. интересы общества и государства ставились выше интересов личности, все же в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был перенесен на соответствующее ему второе место после раздела основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено. По сравнению с главой X Конституции СССР 1936 года об основных правах и обязанностях граждан, состоящий из 16 статей, раздел «Государство и личность» Основного Закона СССР 1977 года включал в себя две главы и 37 статей. Развитие статуса личности в нем шло по четырем основным направлениям: во-первых, расширялись права и свободы, зафиксированные ранее; во-вторых, вводились многие новые права и свободы; в-третьих, укреплялась взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностями; в-четвертых, одновременно с расширением прав и свобод предусматривалось усиление их политических, экономических, и в особенности, юридических гарантий.56

Принятие Конституции СССР 1977 года имело огромное значение для быстрого развития и глобального совершенствования всего советского законодательства и конституционного в особенности. Нормативным документом, регулирующим этот процесс, было постановление Президиума Верховного Совета СССР «Об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР»2. Вслед за этим постановлением стали регулярно приниматься программы законодательных работ. Была проведена кодификация жилищного и природ ресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях. Из 1367 актов, помещенных в 1986 году в первых десяти томах Свода законов СССР, 370 составляли акты, принятые после вступления в силу Конституции СССР 1977 года.57 При этом первоочередное внимание уделялось конституционному законодательству.58

В то же самое время, справедливо заметить, что, несмотря на огромную законодательную работу, проведенную в первое десятилетие действия Конституции, многие ее положения оставались лишь на бумаге. Они не были в достаточной степени оснащены средствами и механизмами реализации провозглашенных норм в чем состоит главное противоречие советского конституционализма.

В заключении, отметим основные особенности советского конституционализма. Они выражаются в следующих чертах: его идеологическом характере, одно партийности, руководящей роли Коммунистической партии, бюрократическом централизме, указном правотворчестве, отсутствии законодательного признания частной собственности и замене ее на личную, пролетарском интернационализме. На наш взгляд, советский период никак нельзя исключать из логики развития конституционализма в Российском государстве, несмотря на то, что в различные временные периоды развития советского государства степень его проявления была различной, он имеет не только свои особенности, но и не исключает нити преемственности с досоветским периодом развития власти отношений, а также его некоторые традиции имеют место и в настоящее время. В данном случае это бюрократический централизм, замена закона - указом и некоторые другие. Однако некоторых черт советского конституционализма, возможно, не хватает для полного обеспечения в Российской Федерации демократических принципов. Это касается роли профсоюзов в обществе, общественных движений, которые в тот период развития социалистического государства стали действенными механизмами в раскрытии мощного потенциала советского конституционализма.

Особенностью советского конституционализма являлась также непротиворечивость союзных конституций и конституций республик, чем фиксировалась органическая связь принципов построения союзного государства с принципами Конституции РСФСР и других республик, входящих в состав СССР.

Российский конституционализм -это саморазвивающаяся система, которая представлена автором работы на трех взаимосвязанных уровнях: конституционных идей; конституционных учреждений в их историческом становлении; конституционных норм в их практической реализации. Развитие этой системы зависит от экономических, политических, географических, этнических факторов и исторических особенностей развития государства и общества. Это система, определяющая строй политических отношений в обществе, учитывающая культурно-организационный опыт в области устройства отношений государства и общества, граждан и политических структур, основывающаяся на совокупности национальных традиций, порожденных опытом различных исторических стадий. Этот опыт имеет исключительно важное значение для уяснения принципов конституционализма; объяснения многих проблем конституционного развития на современном этапе, а также выработки перспектив развития конституционализма в России.

 

III. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации

Конституция СССР 1977 г., конституции союзных и автономных республик сыграли свою роль - во многом положительную и конструктивную - в социально-экономическом и политическом движении страны. Однако не следует предаваться иллюзиям: даже отражая благие намерения, наши конституции отнюдь не становились главным определяющим фактором развития общества и государства. К тому же объективные неувязки в создании концепций переплетались с субъективными моментами в методах руководства.

В итоге страна вместо всеобщего благоденствия - на основе новых конституций - пришла к кризису. Данная книга - не место, где удастся подробно рассмотреть все его проявления. Но хотелось бы обратить внимание читателя на ряд моментов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала ни новых качественных характеристик строя, ни принципиальных отличий от предшествующих этапов, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.59

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Информация о работе Становление конституционного строя России