Шпаргалка по "Избирательное право по Конституции 1918"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2016 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

1. Ликвидация буржуазно-помещичьего и возникновение советского избирательного права

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Оно допускало выборы с большой неохотой, в предельно ограниченных размерах и лишь вынуждаемое революционным движением. Так, ситуация времен проведения крестьянской реформы заставила создать земское самоуправление с его выборными органами, революция 1905 г. привела к созданию Государственной думы с надлежащим избирательным законом.

Файлы: 1 файл

Избирательное право.docx

— 86.11 Кб (Скачать файл)

Неравенство представительства городского и сельского населения вытекало также из того, что городские Советы посылали своих делегатов на вышестоящие съезды непосредственно, а сельские - опосредованно, через уездные, губернские, областные съезды. Неравенство существовало не только между городскими и сельскими избирателями, но и внутри этих категорий.

В городе оно вытекало из того положения, что наряду с гражданами в выборах участвовали и их организации - партийные, профессиональные и др. При этом один и тот же человек мог иметь два, три и больше голосов (как член рабочего коллектива, член той или иной партии, профсоюза, кооператива и т.п.). В городах неравенство избирателей иногда вытекало и из того, что местные Советы устанавливали разные нормы представительства для различных категорий трудящихся (например, для рабочих и служащих, для рабочих и солдат, для рабочих и неорганизованного населения). Отношение к служащим было различным в разных местах и в разное время. Иногда они голосовали вместе с рабочими и никак не выделялись. Иногда нормы представительства от них устанавливались более низкие, чем для рабочих, иногда - и более высокие.

Неравенство среди сельских избирателей могло вытекать из пестроты норм представительства, устанавливаемых самими местными Советами. На низовом звене - сельском сходе - все избиратели были равны, но уже в уезде, где сходились представители разных волостей, избранные по-разному, такое равенство, естественно, нарушалось.

Практика деятельности Советов выработала и соответствующий порядок выборов. Первое время она знала и прямые, и многостепенные выборы. Первые Советы, разумеется, избирались только прямым голосованием, ибо это были Советы отдельных населенных пунктов. Для городов и селений такой порядок сохранился и в дальнейшем, но прямое голосование применялось и при выборах вышестоящих советских органов. Съезд Советов латгальских уездов Витебской губернии, проходивший в декабре 1917 г., постановил созвать следующий съезд Советов Латгалии на основе прямых выборов*(486). В октябре 1917 г. Чебоксарский уездный Совет крестьянских депутатов было решено образовать путем прямых выборов*(487). Упоминавшаяся "Инструкция организации Советской власти на местах" рекомендовала избирать волостные Советы прямым голосованием.

Наряду с этим усложнение системы Советов, создание съездов Советов, особенно губернских и всероссийских, приводит к появлению многостепенности выборов. Поскольку на любом съезде Советов представлены не непосредственно избиратели, а соответствующие Советы (или съезды Советов), то здесь уже имеют место, по крайней мере, двухстепенные выборы: граждане избирают Совет, а Совет посылает своих делегатов на съезд Советов - уездный, губернский, всероссийский. По мере формирования вышестоящих советских органов, которое шло снизу вверх, количество ступеней на избирательной лестнице увеличивается: сельский или волостной Совет, уездный съезд Советов, губернский, а затем Всероссийский съезды Советов.

Однако полной стройности эта система не имела до самой Конституции. Количество ступеней не было унифицировано, часто бывало, что на всероссийских и губернских съездах Советов были представлены одновременно советские органы разного порядка. Так, на II Всероссийском съезде Советов кроме губернских и областных съездов Советов были непосредственно представлены городские и поселковые Советы, уездные, окружные и районные советские органы*(488).

Наряду с прямыми и многостепенными имели место и элементы косвенных выборов, т.е. выборы через уполномоченных, выборщиков. Например, рабочие-табачники Петрограда в марте 1917 г. избрали своих депутатов в Петросовет не непосредственно, а на собрании представителей восьми фабрик*(489). Так бывало и на селе, когда волостные Советы избирались на волостном сходе, состоявшем из представителей сельских обществ, а не из всех избирателей волости.

Столь же пестро складывался и порядок голосования. Применялось и тайное, и открытое голосование, причем порой оба эти порядка имели место в пределах одного уезда. Скажем, в Холмыщенской волости Жиздринского уезда (Калужская губерния) голосование проводилось тайно, а в Песочинской волости того же уезда - открыто. Впрочем, В.В. Гришаев утверждает, что после Октября сельские Советы избирались преимущественно открытым голосованием*(490).

Открытое голосование предопределяло и форму организации выборов. Такой формой могло быть и было на практике только избирательное собрание. Эти собрания были разнообразными.

Первое время, еще в ходе Февральской революции, Советы нередко избирались прямо на митингах. Так, например, было в Чиатурах (Тифлисская губ.), где 11 марта 1917 г. Совет рабочих депутатов был избран на десятитысячном митинге*(491).

Со временем выборы стали обычно проводиться на собраниях рабочих коллективов. Впрочем, так было и с самого начала. На собраниях рабочих избирались депутаты первого в стране Петроградского Совета*(492). Так же было и в Москве, и во многих других городах.

Иногда даже не собиралось специальное избирательное собрание. Вопрос о выборах в Совет ставился лишь одним из пунктов повестки дня рабочего собрания.

Кроме собрания коллективов предприятий депутаты Советов избирались и на партийных, профсоюзных, кооперативных и тому подобных собраниях.

В деревнях выборы проходили на сходах - сельских или волостных*(493).

Обычно голосовали поднятием рук. Но Джон Рид описывает и такой красочный способ голосования, правда, не на выборах, но в поддержку Советской власти: "Всем, кто за эту резолюцию, предложили отойти направо, всем, кто против, - налево. Сначала был момент сомнения и как бы выжидания, но затем толпа стала все быстрее и быстрее перекатываться влево. Сотни дюжих солдат с топотом двигались по грязному, еле освещенному полу, натыкаясь друг на друга: Около нас осталось не больше 50 человек. Они упрямо стояли за резолюцию, а когда под высокими сводами манежа загремел восторженный клич победы, они повернулись и быстро вышли из здания"*(494).

Наряду с открытым нередко применялось и тайное голосование. Съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов латгальских уездов Витебской губернии в декабре 1917 г. постановил созвать следующий съезд на основе тайного голосования*(495). "Закрытое" голосование предлагалось и Положением о выборах в сельские, волостные и губернские Советы крестьянских депутатов, применявшимся в Казанской губернии в начале 1918 г.*(496) Оно допускалось альтернативно также "Инструкцией организации Советской власти на местах". В Петрограде тайное голосование применялось широко. Так было и в других местах.

Тайное голосование могло проводиться записками или шарами. В Олонецкой губернии делегатов уездных Советов избирали записками. "Инструкция организации Советской власти на местах" допускала голосование и записками, и шарами.

Все это многообразие местной практики и должна была учесть и обобщить Конституционная комиссия ВЦИК при работе над проектом Основного Закона. Ей не пришлось придумывать чего-то принципиально нового. Требовалось выявить основные тенденции, отбросить случайное и несущественное, отобрать все лучшее, способствующее укреплению государства диктатуры пролетариата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституционное  закрепление основных принципов  избирательного права

 

Необходимость раздела об избирательном праве в Конституции была очевидна с самого начала. Уже на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК об этом говорил Магеровский. Левые эсеры поспешили набросать и свой вариант норм избирательного права, заключенный в шрейдеровском (Михаил Павлович - сотрудник ВЧК-ОГПУ-НКВД, заместитель народного комиссара внутренних дел Казахской Советской Социалистической Республики по милиции, депутат Верховного Совета Казахской ССР) "Учреждении Советов". Эти нормы занимают в проекте основное место.

 

"Учреждение Советов" не могло не считаться 

-с твердо установившимся на практике классовым принципом избрания Советов,

-с лишением эксплуататоров избирательных прав.

Поэтому в нем записано, что "Советы избираются трудовыми классами населения".

 

В специальных статьях дается перечень лишенцев.

    • Сюда относится прежде всего буржуазия (хозяева промышленных, торговых, финансовых и иных предприятий). Мелкие торговцы, не применяющие наемного труда, избирательным правом пользовались.
    • Лишались избирательных прав также лица, владеющие землей в размерах, превышающих среднюю губернскую норму.

Как видим, левые эсеры не хотят лишать кулаков избирательных прав, они лишь выступают против наиболее крупных из них.

 

В то же время в вопросе о лишенцах "Учреждение Советов" делает явный левацкий перегиб. Оно хочет лишить избирательных прав даже трудящихся, если только те не входят "в трудовые, профессиональные классовые объединения. Если учесть, что в то время отнюдь не все рабочие были членами профсоюзов или иных объединений, такая норма могла лишать избирательных прав большую часть трудящихся.

Если это не простая опечатка в документе, то "Учреждение", лишая все названные категории населения активного избирательного права, не лишало их вместе с тем пассивного.

 

Проект выступал против множественного вотума: каждый избиратель должен иметь лишь один голос.

Если левые эсеры согласны лишить избирательных прав буржуазию, притом только городскую, то дальше этого признание ими классового принципа не идет.

Согласиться с гегемонией, а тем более с диктатурой пролетариата они не могут. Это ясно видно из той куриальной системы выборов, которую они предлагают.

 

    • Для выборов в волостные Советы - важнейшее звено в избирательной системе - должны быть составлены раздельные списки по социальным группам: лиц, занимающихся сельским хозяйством, рабочих промышленных предприятий, ремесленников и торговцев и т.д.
    • Количество мест в Совете должно быть пропорционально количеству избирателей в каждом списке. Таким образом, проект делает шаг назад от того уже четко сложившегося на практике положения, что рабочий класс имеет преимущество на выборах.

Отходит от сложившейся практики "Учреждение Советов" и в определении порядка голосования. Оно предлагает индивидуальное голосование (не на собрании, а просто перед избирательной комиссией) и навязывает в качестве единственного тайное голосование.

В "Учреждении" фиксируется многостепенность (вернее - двухстепенность) выборов: избиратели голосуют за волостные и городские Советы, а те посылают делегатов в уездные и губернские Советы.

 

 

 

 

 

М.А. Рейснер ни в своем докладе, ни в проекте резолюции не касается специально вопросов избирательного права. Можно лишь догадываться об основных идеях докладчика на этот счет.

М.А. Рейснеру свойственно противопоставление интересов личности интересам социальной группы, к которой эта личность принадлежит, во всяком случае отделение одних от других. При этом Рейснер полагает, что власть должна пренебрегать первыми и учитывать только вторые.

Исходя из этого он абсолютизирует сложившееся на практике представительство общественных организаций и умалчивает об индивидуальном избирательном праве каждого рабочего и крестьянина.

    • Совет коммуны должен образовываться, по Рейснеру, "из выборных представителей, входящих в состав коммунальной федерации хозяйственно-общественных союзов и соединений".
    • Совет провинции образуется из представителей Советов коммун и опять же "представителей важнейших хозяйственно-общественных союзов, соединений и установлений провинции". Аналогично формируется и областной съезд Советов.

Как видим, М.А. Рейснер взял из сложившейся практики отнюдь не лучший ее институт - подмену индивидуального избирателя коллективным, ведущую к множественному вотуму. Такая система влечет за собой избирательное неравноправие трудящихся и в то же время не гарантирует преимуществ для рабочего класса, не обеспечивает диктатуру пролетариата. В этом отношении М.А. Рейснер идет дальше Шрейдера, лишающего избирательных прав трудящихся, не состоящих в объединениях.

Конечно, М.А. Рейснер исходит из наличия избирательных прав только у трудящихся. Он проводит также идею последовательной многостепенности выборов, хотя, как видим, и не без некоторых исключений для организаций провинциального и областного масштаба.

О порядке выборов, голосования в проекте М.А. Рейснера не говорится.

 

 

В том же духе, но с еще большими крайностями составлен проект П.П. Ренгартена.

Он тоже исходит из предоставления избирательных прав только трудящимся, но дальше этого не идет.

Трудящиеся посылают в органы власти своих представителей в зависимости лишь от количества членов в надлежащей профессиональной организации ("федерации"). Крестьянство, очевидно, обладало бы в этих условиях большим численным превосходством.

Как и у Рейснера, субъектами избирательного права являются не граждане, а их профессиональные организации. Они избирают своих представителей в верховный законодательный орган и в губернские собрания. Причем порядок выборов государство не интересует. Требуется лишь избрать определенное число делегатов (в Верховный союзный конгресс - одного от 100 000 членов профессиональной федерации).

Выборы, соответственно, предполагаются прямые и в центральный, и в местные органы.

 

 

В обширном проекте Конституции, разработанном максималистами, вопросам избирательного права, решаемым попутно, уделяется мало места.

Информация о работе Шпаргалка по "Избирательное право по Конституции 1918"