Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2010 в 08:09, Не определен
Актуальность данной темы заключается в том, что в связи со сложной социально-экономической ситуацией, материальной нестабильностью, социальным неравенством многие семьи находятся в крайне опасной конфликтной ситуации, отчего вред наносится как стабильности детей, так и самих членов семьи
Следовательно,
основанием возникновения родительских
прав и обязанностей как матери,
так и отца, состоящих в браке,
будет кровное происхождение
ребенка, нашедшее подтверждение в
соответствующим образом оформленной
записи в документах о рождении.
Данное правило общего порядка распространяется и за нетипичные ситуации, когда ребенок родился:
- в течение трехсот дней с момента расторжения брака;
- в течение трехсот дней с момента признания брака недействительным;
- в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери.
Аналогично решается вопрос при вступлении родителей ребенка в брак в установленном законом порядке.
В первых трех случаях отцом записывается бывший супруг матери, которая могла зачать ребенка в период брака. Если же ребенок появился на свет позже обозначенного п. 2 ст. 48 СК срока (трёхсот дней), женщина не будет пользоваться привилегиями на этот счет, т.е. будет иметь статус одинокой матери.
Отсутствие брака между родителями порождает разные последствия. Их можно разделить на две самостоятельные группы. Первая касается прав (обязанностей) женщины-матери, не состоящей в браке с отцом своего ребенка (одинокой матери), и ее детей, вторая предусматривает возможность установления отцовства.
Существуют два способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.
Суть так называемого добровольного установления отцовства заключается в том, что оно основывается на совместном заявлении как матери, так и отца, либо лица, объявившего себя таковым. Поданное ими заявление позволяет органам записи актов гражданского состояния записать мужчину в качестве отца ребенка в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего. При этом не имеет значения, считал ли себя мужчина отцом или нет, действовал ли он осознанно, руководствуясь гуманными помыслами, или проста заблуждался. Но если заявитель все-таки знал, что на самом деле не он отец, ему не разрешается по этим соображениям обжаловать учиненную на основании его заявления запись. [36;13]
Социологические исследования локального характера показывают» что нередко женщина-мать не хочет, чтобы мужчина приобрел родительские права и обязанности путем установления отцовства в добровольном порядке. При этом она чаще всего руководствуется стремлением защитить своего ребенка в будущем от корыстных притязаний страдающего алкоголизмом, наркоманией действительного отца. Иногда она не хочет осложнять жизнь того, кто женат и имеет других детей, и т.п. Отсутствие согласия женщины-матери исключает установление отцовства в добровольном порядке. Выходом из положения может стать установление отцовства по суду, когда в роли истца выступит предполагаемый отец.
Кроме
обстоятельств чисто
Добровольное установление отцовства разрешено и в отношении ребенка, который еще не родился, т.е. во время беременности женщины независимо от ее сроков. Правда, с оговоркой: при наличии обстоятельств, дающих основание предполагать, что в будущем, после рождения ребенка установление отцовства eraser почему-либо невозможным или затруднительным (из-за отъезда в длительную командировку, призыва в армию, помещения в медицинское учреждение для длительного лечения и т.п.). Надо полагать, что препятствием для добровольного установления отцовства до рождения ребенка могут стать и особенности характера мужчины и женщины, сложившаяся ситуация, отношение к ней членов семьи и другие обстоятельства, влияющие на мотивационную сферу деятельности человека. [28;135]
Правила, предусматривающие добровольное установление отцовства в соответствии с п. 3 ст. 62 СК, распространяются и на несовершеннолетних родителей (будущих родителей), чьи намерения не связываются с правовой точки зрения с согласием (несогласием) их родителей. Никаких возрастных ограничений на этот счет не существует, хотя сам по себе подобного рода вопрос простотой не отличается. Что же касается возраста детей, в отношении которых может состояться добровольное установление отцовства, то он границ не имеет. Но согласно п. 4 ст. 48 СК, установление отцовства в отношении лица, достигшего восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия. Если же совершеннолетний гражданин, желающий признать свое отцовство, признан недееспособным в установленном законом порядке, на добровольное установление отцовства требуется согласие его опекуна. Таким опекуном может быть его родитель, если он на то управомочен. При отсутствии опекуна его заменяют органы опеки и попечительства. Хотя в СК не предусмотрено обжалование отказа этих органов дать свое согласие на добровольное установление отцовства При отсутствии матери, сделать это можно в соответствии с Законом об обжаловании.
Таким образом, относительно установления отцовства в добровольном порядке существует минимальное число запретов и ограничений» И, пожалуй, самое главное здесь в том, что мужчина, желающий признать ребенка своим, не должен испрашивать на то согласие своей супруги, если он состоит в браке. Отсутствие искусственных препятствий на пути установления отцовства в добровольном порядке способствует реализации добрых намерений отца в отношении своего внебрачного ребенка. Поэтому, по данным локальных социологических исследований, С примерно 1/3 детей, чьи родители в браке не состоят, признают двое отцовство в добровольном порядке. Причем среди них люди разного возраста и разной профессиональной принадлежности.
Отсутствие предпосылок для установления отцовства в соответствии с п. 3 ст. 48 СК позволяет прибегнуть к помощи ст. 49 СК, предусматривающей установление отцовства судом в порядке искового производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Но по мнению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, новый (более легкий, чем прежде) порядок установления отцовства в судебном порядке не распространяется на детей, родившихся до введения в действие Семейного кодекса РФ, т.е. до 1 марта 1996 г., с чем нельзя согласиться, поскольку родительские правоотношения носят длящийся характер (постановление № 9 от 25 октября 1996 г.).
В дедах по установлению отцовства в судебном порядке в роли истца выступает тот, кто заинтересован в установлении отцовства, стремится к этому. Однако ст. 49 СК все-таки ограничивает перечень возможных истцов по делу.
К ним относятся:
- один из родителей;
- опекун (попечитель) несовершеннолетнего;
- лицо на иждивении которого находится ребенок;
-
ребенок, достигший
Чаще всего иск об установлении отцовства предъявляется матерью, которая при этом выступает как в защиту собственных интересов, так и в защиту нрав и интересов своих детей. И бремя доказывания лежит главным образом на ней, хотя суд, выполняя свои задачи, по собственной инициативе может истребовать доказательства по делу.
Опекун (попечитель), восполняющий утрату родительского попечения, во всем заменяет отсутствующего родителя. В ситуации, связанной с установлением отцовства в отношении подопечного, опекун полностью заменяет родителя, на что не требуется согласие родителя, при жизни которого почему-либо была установлена опека (попечительство). Органы опеки и попечительства таким правом не наделены. Исключение составляют случаи, когда на эти органы в соответствии с ц. 2 ст. 123 СК возлагаются функции опекуна (попечителя).
Ребенок может находиться на иждивении любого лица, даже не связанного с ним родственными узами. Желание оказывать ему регулярную, достаточную для жизни материальную помощь может объясняться разными причинами: в память о погибшем друге, ради выполнения каких-то нравственных обязательств перед несовершеннолетним, по соображениям религиозного порядка и т.п. Но среди лиц, которые имеют на иждивении ребенка, могут быть и те, кто обязан его содержать (например, дедушка и бабушка, совершеннолетние братья и сестры). Существование подобного рода обязанности, порождающей подлинное иждивенчество, позволяет лицу, обеспечивающему материальное содержание ребенка, выступить в его защиту путем предъявления иска об установлении отцовства. [40;15]
Если несовершеннолетний, особенно малолетний ребенок, не всегда представляет себе, зачем нужно установление отцовства, то достигший совершеннолетия человек, как правило, имеет на этот счет собственное мнение. И кому, как не ему, решать, стоит ли устанавливать правовые отношения с тем, к кому у него Почему-либо нет добрых чувств. Поэтому предъявлять или не предъявлять иск об установлении отцовства — его сугубо личное дело.
Когда же таков иск предъявляет один из родителей достигшего совершеннолетия, то установление отцовства допускается только с согласия совершеннолетнего.
В качестве ответчика по делам, связанным с установлением отцовства, выступает мужчина, которого обычно называют предполагаемым отцом ребенка.
Осуществление судебного процесса по делам подобного рода по правилам гражданского процессуального законодательства объясняет, почему в центре внимания суда находятся представляемые сторонами доказательства, в достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от ответчика. Ими могут быть письме, заявления, свидетельские показания, заключения экспертов. .Особое место среди доказательств, подтверждающих правоту заявленного иска, занимает генная дактилоскопия позволяющая с предельно высокой степенью достоверности ответить на вопрос о том является ли ответчик отцом ребенка. Такая экспертиза проводится Бюром главной судебной экспертизы Министерства здравоохранении РФ как по поручению суда, так и по просьбе матери ребенка или предполагаемого отца. Но в любом случае она требует личного присутствия родителей, а также самого ребенка и относится к платным услугам.
При этом следует учитывать, что заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребёнка, в том Числе проведенной методом «генетической дактилоскопии», является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами. Неявка стороны на экспертизу по делам об установлении отцовства, когда без этой стороны экспертизу провести невозможно, сама по себе не является безусловным основанием для призвания судом установленным или опровергнутым факта, для выяснения которого экспертиза была назначена.
Для разрешения возникшего спора имеют значение и другие имеющиеся в деле доказательства в совокупности (п. 6 постановления № "9 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федераций при рассмотрения дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»1). Поэтому не будет тупиковой ситуация, возникшая при рассмотрении иска С. к Ф, об установлении отцовства. Истица состояла с ответчиком во внебрачной связи длительное время (более 10 лет). После рождения дочери от добровольного установления своего отцовства Ф. отказался. Но в период беременности истицы проводил с нею много времени, поддерживал ее материально и морально. Когда она находилась в родильном доме, писал ей записки с просьбой беречь их ребенка. Словом, непосредственно участвовал в его содержании и воспитании, всячески демонстрировал свое отцовство.
Далеко не всегда мужчина, признающая ребенка своим, оформляет отцовство (из-за длительной командировки, болезни, занятости, желания отложить необходимые формальности «на потом», намерения решить все, проблемы после развода и т.п.). В случае смерти предполагаемого отца не состоящая в браке с умершим мать его ребенка вправе просить суд установить факт отцовства в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального, законодательства. При этом в центре внимания суда находится наличие или отсутствие признания мужчиной своего отцовства, которое подтверждается или не подтверждается любыми доказательствами (письмами, документами, свидетельскими показаниями, магнитофонной записью и т.п.). Что же касается вопроса о том, состоял или нет ребенок на его иждивении, то прямого отношения к просьбе заявителя он не имеет. Факт признания отцовства умершего далеко не всегда связан с оказанием им ребенку регулярной и достаточной для его существования материальной помощи. В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. суд устанавливает, факт признавая отцовства при условии, что нет спора о праве. Если такой спор возникает (например, по поводу наследственного имущества), заявление оставляется без рассмотрения и заинтересованным лицам разъясняется их право на предъявление иска на общих основаниях, а не в порядке особого производства.
До сих пор говорилось об основаниях возникновения родительских прав и обязанностей, связанных с кровным родством ребенка. Однако в наше время существует и решается проблема искусственного оплодотворения, которая имеет не только медицинские, но и правовые аспекты. Причем речь уже идет не о единичных случаях, а о достаточно устойчивом явлении. Это обстоятельство объясняется прежде всего увеличением числа бесплодных браков, желанием иметь собственного ребенка и т.п.
Информация о работе Семейное право в системе российского права