Принципы организации и деятельности адвокатуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования исходит из того, что современный этап реформирования государственной правовой системы и государственного механизма обеспечения реализации правовых норм характеризуется принятием реальных мер для совершенствования правового государства и переосмыслением содержания и сущности правовых, экономических, социальных и морально-этических ценностей, в том числе исследования принципов права.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………3
2.Глава 1. Понятие и назначение адвокатуры в современном российском обществе……………………………………………………………………4
3.Глава 2. Принципы организации и деятельности адвокатуры………….7
1.Принцип законности………………………………………………......10
2.Принцип независимости………………………………………………12
3.Принцип самоуправления…………………………………………......14
4.Принцип корпоративности…………………………………………….16
5.Принцип равноправия………………………………………………….18
6.Принцип нравственных начал профессии адвоката………………….20
4. Заключение………………………………………………………………...21

5. Список использованной литературы…………………………………….22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

     Законодатель  не раскрывает понятия вмешательства  в адвокатскую деятельность и  препятствования этой деятельности, но данные категории, их содержание и  формы выражения раскрываются в  пособии для адвокатов "Меры по защите профессиональных прав адвокатов", одобренном Советом Федеральной палаты адвокатов РФ (протокол N 5 от 22 апреля 2004 г.). Под вмешательством в адвокатскую деятельность можно понимать действия, посредством которых прямо или косвенно на адвоката кем бы то ни было оказывается давление с целью не допустить достижения желаемых им результатов работы. Например, как вмешательство в адвокатскую деятельность следует расценивать предъявление требований не заявлять ходатайства в интересах доверителя, необходимость которых возникла по конкретному делу. Оказание давления в свете рассматриваемой нормы закона (ч. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре) может выражаться в различных формах, как то: устно, в том числе по телефону и с использованием других коммуникационных средств, письменно и т.п. Под воспрепятствованием деятельности адвоката можно понимать деяния, которые создают адвокату помехи в его работе по оказанию юридической помощи в интересах доверителя, либо деяния, которые направлены на невыполнение его законных требований и запросов. Наиболее распространённым в настоящее время примером воспрепятствования деятельности адвоката является установленный в следственных изоляторах Минюста России отказ в доступе адвоката к своему доверителю, находящемуся под арестом. При этом вопреки требованиям законодательства и соответствующих судебных решений от адвокатов требуют разрешение от следственных или судебных органов на доступ к арестованному. В практике встречались также случаи сокрытия места нахождения арестованного доверителя.

     Как совершенно справедливо указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 128-О, гарантии конфиденциальности отношений адвоката с клиентом являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи как одного из основных прав человека, признаваемых международно-правовыми нормами (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Разъясняя основные ориентиры понимания и признания таких гарантий, Кодекс поведения для юристов в Европейском Сообществе (принят 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Союза в Страсбурге) относит к сущностным признакам адвокатской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия; требованием конфиденциальности определяются права и обязанности юриста, имеющие фундаментальное значение для его профессиональной деятельности; юрист должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим клиентом или полученной им относительно его клиента или других лиц в ходе предоставления юридических услуг; при этом обязательства, связанные с конфиденциальностью, не ограничены во времени (пункт 2.3). Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, относит, в частности, и адвокатскую тайну.

     В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

В связи  с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля  об обстоятельствах, ставших ему  известными в связи с обращением к нему за юридической помощью  или в связи с ее оказанием (ч. 2 ст. 8 Закона об адвокатуре). Ей корреспондируется ч. 6 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, где указано, что адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

     Следовательно, законодатель, Конституционный Суд РФ и адвокатская корпорация - каждый своим правовым путём создают условия для надлежащего сохранения адвокатской тайны. Но это не влечет за собой исчезновение желающих посягнуть на адвокатскую тайну. Желающие по-прежнему есть, и относятся они, как показывает практика, в основном к органам дознания и предварительного следствия.

     На  практике, да и в теории длительное время шли споры о том, как  применять положения ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре, где закреплено, что  проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Согласно п. 4 Рекомендаций по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности (Приложение N 2 к решению Совета ФПА РФ от 10 декабря 2003 г. (протокол N 4)) под служебными помещениями, на которые распространяется защита, следует считать: а) служебные помещения адвокатских образований, используемые для осуществления адвокатской деятельности; б) иные помещения, в которых отдельные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность, обусловленную специальными соглашениями (договорами).

     При необходимости рекомендуется адвокатским  палатам субъектов Российской Федерации  составить единый перечень (реестр) служебных помещений, используемых адвокатами для осуществления своей деятельности. 
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. 
Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

2.3. Принцип самоуправления

Принцип самоуправления организации и деятельности адвокатуры — это совокупность правил, обеспечивающих самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатских сообществах. Адвокатское сообщество не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, однако самоуправление в системе органов адвокатуры является необходимым условием функционирования адвокатуры. Принцип самоуправления заключается в том, что адвокатура (в том числе адвокатские образования) не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами15. Всеми делами создания, деятельности адвокатуры ведают сами адвокаты непосредственно или путем избрания органов управления, которые действуют на основе принимаемых только адвокатами внутренних нормативных актов (уставов, положений, договоров). Адвокатура управляется органами, выбранными на общих собраниях адвокатов. Выбранные собранием органы могут быть различны по своему статусу (президент, руководители форм и т.п.), но их задача – осуществлять оперативное управление структурами адвокатов в сфере организации деятельности (подбор помещений, средств связи и д.р.). Признаком принципа самоуправления является то, что деятельность адвокатских образований осуществляется на основании решений органов адвокатской палаты. Высшим ________________________________________________________________________________

15 - Трошина С. М. Правовой статус адвоката // Трудовое право. 2004. № 7. - С. 32. 

органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание (конференция) адвокатов. Все решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции). Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Однако все исполнительные органы

адвокатской палаты подотчетны и подконтрольны общему собранию (конференции) адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. 

2.4. Принцип корпоративности

     Корпоративность адвокатской деятельности — это  принцип, в соответствии с которым  адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного  союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию, являющихся в то же время самостоятельными и независимыми и действующими в личном качестве. Корпоративность предполагает, прежде всего, моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. Все вопросы, коллегиально обсуждаемые в рамках адвокатских образований, а также в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате, должны разрешаться исходя из их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатского образования того или иного вида, уровня. Органы адвокатского сообщества, действующие в период между собраниями (конференциями), принимают решения, направленные на усиление роли адвокатуры в гражданском обществе, осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества. Одним из проявлений принципа корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества разрешать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов, что обеспечивает жизнеспособность адвокатуры. Квалификационная комиссия, большинство членов которой являются адвокатами, наряду с осуществлением иных полномочий вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката. 
 
 

2.5. Принцип равноправия

     Согласно  ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равноправие — это принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, становится полноправным членом адвокатского сообщества. Принцип равноправия адвокатов заключается в отсутствии кастовости в адвокатуре, деления адвокатов на начальников и подчинённых, старших и младших по чину, работодателей и работников. В соответствии с данным принципом все адвокаты равны:

1) при приобретении статуса ко всем претендентам применяются одинаковые требования;

2) все адвокаты обладают равными правами и обязанностями;

3) законодательством гарантировано равенство статусов адвокатов вне зависимости от времени приобретения этого статуса. Исключение составляют только адвокаты иностранных государств, которые могут оказывать юридическую помощь в РФ только по вопросам права иностранного государства, и они не допускаются к оказанию юридической помощи по вопросам, связанным с государственной тайной.

     По  своему статусу все адвокаты равноправны как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ. 
 
 
 
 
 

2.6. Принцип нравственных начал в профессии адвоката

     Принцип нравственных начал в профессии  адвоката предполагает, что адвокат должен быть образцом моральной чистоты, безукоризненного поведения и квалифицированности. Принципы адвокатской этики представляют собой наиболее общие положения, относящиеся к правилам морально-этического характера, которыми должны руководствоваться адвокаты в своей профессиональной деятельности. Принципы адвокатской этики не рассчитаны на регулирование каждой конкретной ситуации, которая может возникнуть в работе адвоката. Они являются основными ориентирами, в соответствии с которыми адвокат должен вырабатывать правила поведения в своей повседневной деятельности. Дать исчерпывающий перечень всех моральных принципов юриста не представляется возможным, ибо каждая личность индивидуальна и является носителем большего или меньшего их количества в разном сочетании. Однако имеются основные моральные принципы, без которых не может состояться профессионал-юрист в правовом государстве. Они составляют содержание Кодекса профессиональной деятельности адвоката16.

     Первым  Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. принят Кодекс профессиональной этики адвоката. Данный документ устанавливает  обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении  адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

Информация о работе Принципы организации и деятельности адвокатуры