Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2009 в 09:49, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

  1) господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;

  2) осуществление публичной власти  в соответствии с принципом  разделения властей;

  3) реальность и гарантированность  прав и свобод граждан.

  Эти принципы относятся к наиболее фундаментальным  идеям современных концепций  правового государства, а, следовательно, их можно определить как главные отличительные положения, из которых исходит большинство производных характеристик организации и деятельности правового государства. С позиций системного подхода они могут быть представлены в качестве взаимосвязанных элементов, логически упорядоченных элементов системы, в которой:

  1) господство права является определяющим  условием жизнедеятельности общества;

  2) разделение властей показывает  внутреннюю организацию, взаимодействие властных структур, их функциональную направленность;

  3) реальность прав и свобод выступает  как результат воплощения основной  идеи, показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности различных государственных органов.

  Кроме данных характеристик к числу важнейших элементов, отвечающих природе правовой государственности, можно отнести следующие:

  • верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой;
  • взаимосвязь прав и обязанностей личности;
  • взаимная ответственность личности, общества, государства;
  • принцип единства права и закона (в правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым, отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина);
  • наличие развитого гражданского общества;
  • соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

  Некоторые исследователи к числу основных признаков правового государства относят также и осуществление подлинного народовластия. Действительно, в основе теории правового государства наряду с принципом господства права обнаруживается и принцип верховенства народа. Но можно ли признать идеальным тот порядок, при котором государственная власть, даже сосредоточенная всецело в руках народа, могла бы по его желанию отменять свободу слова, печати, собраний, союзов? Очевидно, что тот государственный строй, при котором они нарушаются, не может быть признан правовым, независимо от того, в чьих руках находится власть. Как справедливо заметил Б.А. Кистяковский, даже государства, построенные на исторические примеры некоторых античных республик, господство Конвента и якобинцев в эпоху Великой французской революции свидетельствуют о том, что деспотизм народа может быть ужаснее деспотизма одного лица. Подобную мысль прекрасно выразил Н. Бердяев: «Народ и демократию не только не следует смешивать и отождествлять, но необходимо тщательно различать и противополагать ... Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен. Реалии сегодняшнего дня предполагают не «народный» характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системы открытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.В.Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно «мешает не правовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в «винтиков» И «население», либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда «винтиками» обязаны быть государственные чиновники». Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному «зрителю» может показаться реальностью.

    Рассмотрим некоторые принципы организации и деятельности правового государства.

    Так, наиболее важным принципом, определяющим все остальные характеристики и взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, является принцип господства права. Его можно назвать базовым, потому что он характеризует ту атмосферу, в которой должна функционировать рассматриваемая нами модель социального организма. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о правовой государственности вообще.

  В советской правовой науке за десятилетия  утвердилось положение о безусловном примате государства над правом, которое лишь инструмент государственной власти. «Социалистическое право, - писал А. Я. Вышинский, - есть ... способ подчинения людей и классов установленным господствующим в данном обществе классом по рядкам, выгодным и угодным этому классу»).

  Государство выступало творцом права, а иногда эта роль отводилась даже и не государству, а личности «вождя», которого, например, называли «творцом Конституции СССР». Отсюда и расхожая формулировка о том, что «государство предоставляет права гражданам», что эти права - своего рода «дар» государства народу. В течение многих десятилетий в массовое сознание внедрялась мысль о том, что всеми своими правами и благами советский человек обязан лишь государству, а то и отдельной личности. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты основаны как раз на противоположной философии, утверждающей абсолютную ценность человеческой личности, ее приоритет над государством, прирожденный, естественный характер человеческих прав и свобод. Исходя из этого, представляется возможным подойти с новыми критериями к пониманию закона как внешней формы закрепления права. «Закон - это не продукт произвольной деятельности государства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости».

  Законодательные установления, которые ущемляют свободы  личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, тем самым противоречат идее правового государства.

  Принцип реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен по закону, обеспечены в любой сфере общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями самого гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются прежде всего связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает наиболее оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, т. е. гарантирует им право на достойную жизнь и свободное развитие. Таким образом, под гарантиями нужно понимать совокупность созданных государством средств обеспечения гражданам фактических и юридических возможностей пользоваться всеми демократическими правами и свободами. Можно выделить материальные, политические и юридические гарантии.

  Материальные  гарантии в условиях перехода к рыночной модели экономики связаны прежде всего с правовым закреплением частной  собственности и предпринимательской  деятельности. Именно на базе частной  собственности (при использовании  возможностей всех других форм собственности) создаются необходимые условия, при которых материальная обеспеченность граждан является основой для подлинно свободного осуществления ими своих прав.

  Политические  гарантии связаны с правом участия  граждан в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане привлекаются к формированию и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной службе.

    Юридические гарантии прежде всего связаны с прямым действием Конституции РК. Конституция возложила на органы Казахстанского государства важные обязанности по охране прав и свобод граждан. Определила статус Президента Казахстана в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, предоставив ему соответствующие полномочия. Граждане имеют право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц. Огромное значение имеет принципы судебной защиты, зафиксированные в Конституции. Среди последних можно выделить право на обеспечение соответствующей подсудности с предоставлением обвиняемому возможности выбора для рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей; обеспечение презумпции невиновности; установление свидетельского иммунитета, т. е. освобождение от обязанностей давать свидетельские показания в случаях, определенных федеральным законом, в том числе против себя самого, своего супруга, близких родственников и т. д.

  Однако  при более детальном рассмотрении, приближенном к отечественным реалиям, кроме всего прочего, следует учитывать и то, что формирование правового государства в современном Казахстане это сложный и весьма длительный процесс, который будет разворачиваться только по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, общечеловеческих и собственно национальных ценностей, построения современного демократического гражданского общества. 
 
 
 
 

2.3.Система разделения властей в правовом государстве

  Основным  принципом организации  и  деятельности  правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными,  исполнительными и судебными органами государства.  Данный принцип означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся   государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность другого органа.  Такое  разграничение  направлено на то,  чтобы удержать власть от возможных  злоупотреблений  и  не  допустить возникновения тоталитарного управления государства,  не связанного правом - вместе с тем,  если одна из трех  ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство  и  превратится  в  силу не движения и развития, а торможения.  Поэтому верховное  положение  занимает законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

  Правосудие  в правовом  государстве  осуществляется  только судебными органами.

  Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

  С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей  компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

  Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

  Необходимо обратить внимание на то,  что в современных демократических государствах (таких,  как США, Германия) наряду с классическим  делением  государственной  власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.

  Теперь, основываясь на Конституции РК рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане:

  1. Законодательная  власть.

  Важной  особенностью правового  государства  является реализация принципа разделения властей. В чем суть этого принципа?

  Разделение  властей – это принцип или  теория, исходящая из того, что для  обеспечения процесса нормального  функционирования государства, в нем  должны существовать относительно независимые  друг от друга власти. Это – законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству и судебная – суду.

  Суть  этой теории в том, чтобы не допустить  сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И  тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами людей во вред другим.

    Теория разделения властей является далеко не новым порождением общественно политической мысли. Первые ростки этой теории появились уже на начальных стадиях развития государственного механизма. Так ещё древнегреческий историк Полибий (200-120 г.г. до нашей эры) восхищался системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из её составных частей не перевешивала бы другую. «Дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля». Значительное развитие теории разделения властей получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка и французского философа-просветителя Ш. Монтескье.

  В любом демократическом государстве имеется Парламент, есть он и в нашей республике. Он является высшим представительным органом, принимающим законы и состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

  Сенат формируется двумя способами:

  1)  часть депутатов состоит из  лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики на совместном заседании всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики;

  2)  семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената.

  Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, достигших тридцати лет, имеющих высшее образование и  стаж работы не менее пяти лет, постоянно  проживающий на территории соответствующей  области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество