Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 20:07, курсовая работа
Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я поставил на первое место.
Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений рав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав (?).
Конституционная доктрина современных государствв все же признает возможность существования некотрых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве гос-в мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закреплятся за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.
Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.
Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских колнституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка - права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеолоическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой приемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительсва.
Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о “материальных гарантиях” прав в виде “неуклонного роста производительных сил” и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.
2. Личные права и свободы
К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государствуву. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следущие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергатся пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъктности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
Безусловно, важнейшим среди
личных прав является право
на жизнь. Содержание права на
жизнь многогранно и
Вторым важнейшим из личных
прав является право на личную
неприкосновенность. Институт личной
неприкосновенности предполагае
Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных собщений (часть 2 статьи 23). Больим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на соновании судебного решения. На протяжении всейистории и до сегднегошнего дня это право произвольно нарушалось “компетентными органами”, которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.
Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так. совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение, использование и распространение информации очастной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”. Регулированию комплексного иститута свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социальнуого, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26)
Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т.п.). Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который не смотря на все перемены никак не может утвердится в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигатся, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории гос-ва, а также покидать территорию гос-ва и возвращатся на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории гос-ва, гражданами к-рого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических гос-вах существует целый ряд ограничений С.п.и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве гос-в значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения гос. безопасности и сохранения гос. тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жителства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.
3. Политические права и свободы
Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций.
Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций). Очевидно, что эти статьи носят т.н. “рамочный” характер. В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации идет большая работа над проектами федеральных законов, которые должны наполнить абстрактные нормы конституции конкретным содержанием. Это проекты законов “О митингах, шествиях и демонстрациях”, “О референдуме”, “О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации” и другие. В настоящее же время содержание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые из которых были изданы еще в иную историческую эпоху.
В РФ активное И.п. принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным И.п. требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
4. Социально-экономические права и свободы
Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системе конституционого регулирования правового личности в Российской Федерации. Авторы проекта ныне действующей Конституции стремились урезать социально-экономические права до минимума, но столкнувшись с совершенно противоположными ожиданиями населения, решили не испытывать судьбу и сохранить эти права если не содержательно, то хотя бы номинально. Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41.
Интересно проследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советской Конституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывало право на труд, затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, право на жилище, на образование. В нынешней конституции список начинается с права на свободу предпринимательства и права частной собственности, потом снова идет право частной собственности, но уже на землю, свобода (!) труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как видно, в последней советской конституции право собственности вообще “выпало” из каталога прав.
Информация о работе Понятие, виды и структура правового статуса личности