Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2010 в 00:38, Не определен
Курсовая работа
Интерес к теме обычного права в целом и к правовым обычаям как к источнику права обусловлен своеобразием ситуации, складывающейся в современной теоретико-правовой науке и практике. Не так давно, около 10-15 лет назад правовой обычай рассматривался как изживающий себя источник права. Особенно критическое отношение к его существованию прослеживается в странах романо-германской системы права и в том числе в России. Существование правового обычая связывалось в лучшем случае с древними системами права и общества. В худшем нормы обычного права исключались из понятия права в целом и рассматривались лишь как "нормы морали", обычаи или мононормы.
За последние десятилетие возрос неподдельный интерес к обычному праву, возможности его сосуществования и уживания с законом.
Особую актуальность приобретает в этой связи и действенность правовых обычаев как источника права. Дело в том, что современные правовые концепции существенно повлияли и на правовые явления в целом. Наличие разнообразных правовых систем позволяет считать обычай правовым как в силу прямой санкции государства, так и вследствие признания его через определенные общности, касты, религиозные общины и т.д. С этой стороны подтверждается особо значимая роль государства в наделении правового обычая статусом источника права.
Специфика взаимодействия права и государства в ходе их исторического развития определяет активность государства в ходе формирования системы источников права. А поэтому, нельзя умалять даже "молчаливого" пассивного государственного допущения тех или иных традиционных институтов и норм общества. На сегодняшний день можно констатировать, что государственное санкционирование может осуществляться, как прямо через законодательство и деятельность органов государства, так и опосредованно, через взаимодействие сторон по договору и неофициальную систематизацию со стороны негосударственных органов.
Повышенная заинтересованность к обычному праву проявляется и на государственном уровне. Научно-исследовательская работа правоведов, историков, этнографов, антропологов заставила задуматься о национальной политике государства в отношении малочисленных, коренных народов и сохранении их традиционных норм и образа жизни.
Государством поддерживается и политика правового плюрализма, построенная на сравнительном подходе к правовым системам и возможности существования различных источников права.
Тем не менее, и в настоящий момент существует неоднозначность в понимании правового обычая и его месте в системе источников права, как в Российской Федерации, так и в других правовых системах. Точка зрения о том, "' что правовые обычаи тормозят правовое развитие и консервируют отсталость общества, отходит на второй план. В частности развитие предпринимательских отношений в рамках рыночных отношений в России приобрело актуальность лишь с середины 90-х годов XX века, ибо предпринимательские отношения регулируются не только нормами законодательства, но и правовыми санкционированными обычаями - обычаями делового оборота. Лэмпирическое исследование романо-германской, англосаксонской и традиционной правовых семей показало практическую и юридическую значимость санкционированного обычая и его определенное место в иерархической системе источников права.
В настоящее время в каждой стране есть свое писанное право, отраженное в тех или иных юридических документах, и обычное право, поддерживаемое общественным мнением. В интересах общества добиваться того, чтобы разница между обычным и писанным правом была бы минимальной. Право будет естественным для общества, если закон станет продолжением санкций общественного мнения.
Целью исследования является рассмотрение лишь некоторых из указанных проблем, с точки зрения того, что представляет собой правовой обычай, какова его роль в системе источников права, в чем состоит его полезность и уникальность как источника права. Роль обычаев в становлении правовых систем подчеркивали российские ученые. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов одним из основных источников права считал обычай, выражавшийся в однообразном повторении одних и тех же юридических действий и обладавший определенными свойствами. Надо отметить, что изучение и научное обобщение правовых обычаев началось в России еще в 19 веке. Несмотря на восприятие нашим государством романо-германской правовой системы законодательства, а вместе с ней и доминирующей роли закона, правовой обычай в то время играл весьма важное, если не сказать решающее значение при вынесении решений волостными судами. Обычай был очень широко распространен среди крестьян, а потому при реформировании системы законодательства, правящая элита не могла не обратить внимание на значение обычного права в жизни общества. Данная категория права была известна и советским правоведам.
На мой взгляд, роль правового обычая представляется куда более универсальной, тем более, что исторически обычай предшествовал закону.
В настоящее
время в процессе жизнедеятельности мы,
как и остальные члены общества, вступаем
в правоотношения, которые не всегда удачно
закрепляются в действующем законодательстве.
Подчас эти взаимоотношения остаются
за границами внимания правоведов. Тем
более, что в обществе бытуют такие правоотношения,
которые не регламентированы действующим
законодательством. В таких условиях мы
и видим полезность применения правовых
обычаев, которые способны регулировать
те отношения, которые выходят за рамки
писаного права.
2. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА
Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права во вне.
Нормативистами под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Те, кто, опираясь на естественно-правовые концепции, разделяют право и закон, полагают, что право - естественные, неотчуждаемые права - закрепляется, выражается в различных рациональных построениях, в нравственных началах (у тех, кто сводит право к справедливости или приплюсовывает справедливость к закону и объявляет эту совокупность правом). Ту же часть права, которая идет от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, приверженцы
естественно-правовых концепций обозначают как положительное, позитивное или объективное право. Сторонники психологической школы права (Л. Петражицкий (1867—1931) — русский и польский ученый, социолог, правовед, философ, и его сторонники), в понимании формы права предложили различать и такие формы права, как объективное и интуитивное право.
Формой интуитивного права является сочетание неких атрибутивных и императивных притязаний, проявляющих себя в комплексе, в эмоциональной сфере адресата права. Таким образом, одной из форм права - интуитивному праву – придается чувственный и рациональный характер. Но Л. Петражицкий это определение формы права использует для критики и противопоставления объективной, позитивной форме права. Идет речь о крестьянском, рабочем праве или о «нашем», «моем», «чужом» праве и т.д.
Но чаще всего ученые выделяют внутреннюю и внешнюю формы права. Под
внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней — объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Таким образом, когда говорят о форме права, как о форме внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, то речь идет об источниках права, а когда говорят о его структуре организации внутреннего содержания правовой системы, то имеется ввиду структура права.
Но есть и другие мнения о понятии "источник права". Например, Коркунов Николай Михайлович - выдающийся российский юрист (1853 - 1904) в еще в начале века определил его как форму, в которой объективировано правило поведения — юридическая норма. Иначе, рассуждал он, откуда субъекты "взаимных отношений" могут узнать, что является общеобязательным, что надо соблюдать и на что можно притязать? В качестве иллюстрации автор приводил обычай, судебную практику и государственный закон. При этом он категорически отрицал, что "право творится законом", т.е. государственной властью.
Наш современник С. С. Алексеев, напротив, соглашаясь с тем, что источник
права всегда институционализирован в виде той или иной правовой формы,
саму эту форму характеризует как результат правотворческой деятельности государства. "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, — утверждает он, — является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования".
Большинством ученых же принято, что термин «источник права» употребляется в таких значениях, как:
1) источник права в материальном смысле:
здесь под источником понимают совокупность тех материальных условий жизни общества, в результате которых появляются правовые нормы;
2) источник права в идеальном смысле:
это философские, религиозные, политические, моральные и другие идеи и концепции, которые отразились в правовой норме;
3) в историческом смысле:
это исторические памятники права (напр. «Салическая Правда», «Русская Правда» и другие исторические документы, в которых фиксировались правовые нормы);
4) в юридическом смысле:
форма внешнего
выражения и закрепления
5) в политическом смысле
это источники позитивного права
Термин «источник права» имеет также философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы.
Профессор
Л.А. Морозова, автор книг и учебников по
правоведению, выделяет источники права
в материальном, идеальном смысле и юридическом
(формальном) смыслах. Под источниками
права в материальном смысле понимаются
материальные условия жизни общества
или способ бытия людей. Иногда данные
источники права называют социальной
основой права. Источник права в идеальном
смысле предполагает те философские идеи,
которые легли в основу данной правовой
системы. Источник права в формальном,
или юридическом, смысле означает различные
способы внешнего выражения норм права.
Формальные источники являются носителями
информации о правилах, моделях поведения
субъектов права.
3. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБЫЧАЯ.
Если рассматривать источники права в историческом аспекте то первым источником предшествующим всем остальным, в том числе и закону, был именно правовой обычай.
Наиболее часто правовые обычаи использовались в древности и в средние века, образуя так называемое "обычное право".
В условиях родового строя правовой обычай был основной формой регулирований поведения. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь изгнание и другие) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть).
По мере распада родовой и соседской общин и образования государства обычай - "мировой порядок" постепенно превращается в норму должного поведения, что предполагает возможность выбора должного доведения. Постепенно содержащиеся в обычаях запреты и разрешения уступают место нормам, определяющим субъективные права и обязанности человека. Но в период образования государства и становления права оставалось еще доклассовое восприятие обычая, и по этому они были обязательны не столько в силу принуждения государства, сколько потому, что члены данной общности признают их таковыми. Законы в тот период были производными от обычая или равными с ним по силе. Например, Законы Ману предписывают царям устанавливать в качестве закона лишь то из практики брахманов, что не противоречит обычаям, страны семей и каст. Примерами сводов законов обычного права являются законы Драконта (Афины VII век до новой эры), Законы двенадцати таблиц (Древний Рим V век до новой эры) и другие.
На известном этапе развития, обычаи (точнее определенная их часть) приобретает писаную форму, что зачастую являлось следствием систематизации обычаев и далеко не всегда предполагало государственную санкцию ("варварские правды" такие как Салическая, Баварская, Русская).
Но постепенно обычай стал санкционироваться государством и его соблюдение обеспечиваться мерами государственного принуждения.
Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследованные привычки, и т.п.).
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение, которое одни ученые называют формами права, другие – источниками, третьи – и формами, и источниками одновременно.
Наиболее важной, определяющей характеристикой источника права является его обеспечение силой государственного принуждения. Ни один обычай ли, прецедент ли, нормативный акт ли, доктрина ли, договор ли, другой источник права ли не стал бы таковым и не принял бы общеобязательного значения без санкции и вмешательства государства.
Информация о работе Понятие и сущность формы (источника) права