Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2017 в 16:20, реферат
Джон Локк – видный английский политический деятель XVII века.
В своих социально-политических взглядах Локк исходил из концепции естественного права. Именно у Локка черпали последующие политические писатели идею естественных прав, свободы и собственности, неотчуждаемо принадлежащих всем людям; у него находили они учения о происхождении государства из общественного договора, о целях государства, сводящихся к лучшей охране естественных прав, свободы и собственности, о пределах государственной власти, определяемых правильным выполнением указанной цели, о праве народа на сопротивление в случае правительственного гнета и нарушении естественных прав.
Джон Локк исходил из того, что природа развивается по правилам, в соответствии с которыми все существующие стремятся к самосохранению. Человек как часть природы также подвластен ее основному закону. Народ, который возвел государя на престол, сохраняет право низложить его, если государь не способен править в соответствии с волей подданных. Согласно Локку, люди образуют общество ради сохранения своей собственности и подчиняются власти правительства и законов, которые служат сохранению того, что принадлежит им по праву. При возникновении разногласий арбитром должен выступить весь народ.
По Джону Локку, чтобы государство не выходило за рамки дозволенного, необходимо разделение власти на законодательную (двухпалатный парламент) и исполнительную (король).
Причем Локк прямо отвергает монархию: «Абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления» [1].
Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную монархию, необходимо соответствующее разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). То есть Локк определил разделение властей как необходимость. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной властей.
Утверждая, что главной целью объединения людей в государство является сохранение их собственности, Локк указывал, что пребывание в «естественном состоянии» не обеспечивает этого. В качестве важнейших условий реализации этой задачи он вы двигал существование трех ветвей власти, отсутствующих в «естественном состоянии».
«Во-первых, не хватает установленного, определенного, известного закона, который был бы призван и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и не справедливости и служил бы общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры. Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом. В-третьих, в естественном состоянии часто не достает силы, которая могла бы подкрепить и под держать справедливый приговор и привести его в исполнение» [1].
Сохранение собственности, утверждал Локк, побуждает людей отказываться от индивидуального права на наказание, которым обладает каждый, отдавая его в руки тех, кто уполномочен на это законами. При этом законы устанавливаются либо согласием сообщества в целом, либо лицами, которые на то уполномочены. Такое соглашение признавалось в качестве первоначального источника как законодательной, так и исполнительной власти.
Представляется, что здесь упускается важный момент: Локк, как идеолог трудовой собственности, отец либерализма, первой причиной возникновения государства указывает отсутствие гарантии неприкосновенности частной собственности, неотвратимости наказания. Заключив договор и создав государство, Локк утверждает, что монарх превращается в тирана, и указывает причину – привилегии монарха: он изъят из-под действия закона. А по Локку ни один человек в гражданском обществе не может быть изъят из-под действия закона.
Рассматривая
соотношение властей, Локк отдавал бесспорное
первенство законодательной власти, рассматривая
ее в качестве гаранта единства государственной
власти в целом при относительно независимом
и самостоятельном функционировании различных
ее ответвлений, признавая ее «не только
верховной властью в государстве, но и
священной, неизменной в руках тех, кому
сообщество однажды ее доверило» [1]. Таким
образом,
Дж. Локк как бы уравновешивает между собой
отдельные части исполнительной власти,
делая ее одновременно эффективной и безопасной
– эффективной во внешнеполитических
делах и одновременно не способной использовать
свою внешнюю мощь для решения внутренних
задач с целью подчинения других ветвей
власти. Взаимное уравновешивание трех
ветвей власти является одним из стержневых
моментов всей концепции Дж. Локка [2].
Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.
Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон – недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей.
Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.
На закон и законность Джон Локк возлагал очень большие надежды. Закон в подлинном смысле – это не любое предписание, исходящее от законодательного органа. Законом может считаться только тот акт, который указывает человеку поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если же закон противоречит этому, то он не может считаться законом [1].
Отличительными
чертами государства как организации
выступают полнота публичной власти, право
действовать во имя общих интересов, издавать
законы, право применять силу для исполнения
законов, защита государства от внешних
врагов. В государстве господствует закон:
никто, ни один орган не может выходить
из подчинения закона. Закон является
решающим инструментом сохранения и расширения
свободы личности.
А сами законы, как и государство, создаются
по воле и решению большинства.
Локк считал, что труд является оправданием института собственности. Все, кто преобразует вещь из одного состояния в другое, приобретают право на владение ею. Собственность настолько священна, что с ее неравным распределением приходится мириться, и государство должно защищать собственность [2].
Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние по Локку – «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».
К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность) на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью. В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях.
Закон природы, предписывающий мир и безопасность был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей [1].
То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество». Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии неупорядоченное использование каждым своей власти – наказывать нарушителей закона природы – то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо «закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей».
Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.
Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, – подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» [1].
Согласно теории Локка абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего – в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.
Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного.
Отсюда – одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».
Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.
Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика [1].
Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем учении Локка. Причем он не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость в своих концепциях неотчуждаемых естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, разделении властей и т.д. Локк развил юридическую концепцию правопонимания. Значение учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Локк связывает свободу с законом, наделяя тем самым понятия закона юридической характеристикой. Таким образом, согласно Локку, в создаваемом людьми государстве люди не теряют «естественного состояния» свободы, то есть эта свобода, преобразуясь, сохраняется и в условиях государства. Свобода в государстве приобретает вид законности.
Джон Локк ставил суверенитет народа значительно выше, чем суверенитет созданного им государства. Говоря современным языком, во взглядах Локка реализованы основные положения правового государства. Он говорит и о праве народа на революцию – всегда, везде и при любых обстоятельствах, когда нарушаются изначальные права народа. Вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь закона, свободы, движения к общему благу Локк считал совершенно правомерным. В русле этих положений Локк решал вопрос о наилучшей форме правления. Главное, по Локку, чтобы любая власть применялась сообразно изначальной цели – благу народа.
Что касается вопроса отношения государства и церкви, а также индивида и церкви, Локк считал, что церковь не может иметь принудительной власти в отношении индивида. Церковь вправе разорвать отношения с тем, кто нарушает установленные ею законы в делах веры, но все это не может иметь никаких правовых последствий в сфере гражданского правления. Взаимная и обязательная терпимость провозглашена непременным принципом отношений в делах веры и, как следствие, невмешательство государства в дела веры, церкви [1].
Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.