Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:45, курсовая работа
Таким образом, в этой курсовой работе мне хотелось бы рассмотреть уголовное право в первую очередь как отдельную категорию и, во-вторых, как часть системы Российского уголовного права.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
•изучить историю развития уголовного права в России;
•понять сущность уголовного права в России;
•рассмотреть уголовное право в России на фоне всей системы права
Также существует уголовно-правовая политика, как часть уголовной политики, в рамках которой осуществляются:
II.УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
2.1. Принципы уголовного права
УК
РФ выделяет 5 уголовно-правовых принципов.
Содержание этих принципов не является
специфичным ни для уголовного права,
ни для российского
Согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ, применительно к уголовному праву принцип законности означает, что преступность, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия деяния может устанавливаться только уголовным законодательством.
Ч. 2 ст. 3 УК РФ дополняет данный принцип указанием, что применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что преступлением может быть признано лишь такое деяние, признаки которого точно совпадают с закрепленными в уголовном законе. Такой подход утвердился в судебной практике относительно недавно, в период действия УК РСФСР 1960 г. Действовавшие ранее УК РСФСР 1922 г. и УК РСФСР 1926 г. в явном виде допускали привлечение к уголовной ответственности в случаях, когда деяние лица лишь частично соответствовало признакам конкретного указанного в законе преступления (то есть по аналогии). Указывается, что «аналогия в уголовном праве приводила к необоснованному и противозаконному в ряде случаев привлечению граждан к уголовной ответственности, создавала условия для произвольного толкования закона». Применение закона по аналогии в этот исторический период выступало одной из составных частей механизма сталинских репрессий.
Указание
в законодательной формулировке
принципа законности на деяние, означает
наказуемость лишь действий или бездействия
лица, имеющих общественную опасность.
Указывается, что не должны наказываться
мысли, идеи, убеждения, даже выраженные
вовне в объективной форме (например,
в дневниковой записи).
Ст. 4 УК РФ так формулирует этот принцип: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Данный принцип прямо вытекает из ст. 7 Всеобщей декларации прав человека и потому является общим для всего мирового сообщества.
Важно
отметить, что единым для всех без
исключения лиц является лишь основание
уголовной ответственности —
совершение деяния, содержащего все
признаки состава преступления (ст.
8 УК РФ). Пределы уголовной
Кроме того, равенство оснований применения уголовной ответственности не означает равенства наказаний: наказания всегда индивидуализируются, учитывают личность конкретного преступника.
Согласно ст. 5 УК РФ уголовная ответственность может быть только виновной. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, в российском уголовном праве не допускается. Если в деянии нет вины лица в форме умысла или неосторожности, то это означает, что причинённый им вред на самом деле вызван действием внешних сил, не подконтрольных субъекту; такой вред не может быть наказан, поскольку имеет характер аналогичный действию сил природы (штормов, лесных пожаров, наводнений).
Данный принцип (его также называют принципом субъективного вменения) имеет особо важное значение. Он ставит на первое место в системе оснований уголовной ответственности не внешние проявления преступной деятельности, а внутреннее психическое отношение лица к совершаемому деянию. Так, например, если при совершении хищения потерпевший или иные лица видели действия виновного, однако он сам, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное является тайным хищением чужого имущества, то есть кражей, а не грабежом. Следовательно, для правильной квалификации преступления необходимо установить, прежде всего, субъективную сторону преступления (вину, мотивы и цели лица), что нередко является довольно сложной задачей.
Регламентация
данного принципа в российском уголовном
законодательстве состоит из двух частей.
Во-первых, наказание и иные меры
уголовно-правового характера, применяемые
к лицу, совершившему преступление,
должны быть справедливыми, то есть соответствовать
характеру и степени
Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 6 УК РФ, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение восходит к римскому праву и часто цитируется в форме «non bis in idem». Если лицо было осуждено или оправдано судом в ходе уголовного судопроизводства, то повторное привлечение его к ответственности за то же самое деяние (даже при условии другой его квалификации) является недопустимым.
Справедливость
уголовного закона в теории уголовного
права толкуется также как
требование социальной обусловленности
уголовного закона, который должен
учитывать как исторически
Ст.
7 УК РФ устанавливает, что уголовное
законодательство обеспечивает безопасность
человека и что наказание и
иные меры уголовно-правового характера
не могут иметь целью причинение
физических страданий или унижение
человеческого достоинства. В основе
данного положения лежит
Толкование термина «гуманизм» в уголовном праве отличается от бытующего в обществе (связанного с представлением о снисходительном отношении к нарушениям закона: «советский суд - самый гуманный суд в мире»). Гуманизм направлен на защиту прав и интересов в первую очередь потерпевших от преступления. В отношении преступников он выражается в основном в исключении возможности применения наказаний, не соответствующих статусу личности человека как высшей ценности, закреплённому ст. 2 Конституции РФ. Гуманизм не исключает карательной направленности наказания, ориентированной на причинение не являющихся чрезмерными страданий.
Тем
не менее, в литературе отмечается,
что не следует абсолютизировать
карательное воздействие
Однако, не все принципы российского уголовного права получили прямое закрепление в уголовном законе. Теоретиками выделяются несколько принципов, которые непосредственного нормативного закрепления не имеют, но всё же играют важную роль в судебной практике.
К их числу относятся принципы демократизма, неотвратимости ответственности, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания, экономии уголовной репрессии, принцип личной ответственности и другие:
Следствием принципа вины является личный характер уголовной ответственности: человек ни при каких условиях не должен нести ответственность за поступок, совершённый другим человеком. В практике Верховного Суда СССР имел место следующий случай:
К. и Ш. признаны виновными в том, что являясь рабочими геологоразведочной партии, совершили неосторожное причинение смерти. К. около 9 часов утра 9 августа 1963 г. пошёл умываться к реке, протекающей на расстоянии 200 м от посёлка, и на противоположном берегу реки увидел колебание кустов, чёрный силуэт и услышал треск веток. Полагая, что в кустах медведь, К. побежал в дом поисковой партии и рассказал об этом Ш. Оба они взяли одноствольные ружья 16-го калибра, зарядили их одинаковыми патронами и вместе побежали к реке. На берегу реки Ш. с колена, а К. стоя одновременно произвели выстрелы в кусты противоположного берега, где, по мнению К., находился медведь. В кустах оказался техник-геофизик, которому одним из выстрелов было причинено смертельное ранение.
Решением суда К. и Ш. оба были признаны виновными в неосторожном причинении смерти, так как выстрелы по цели произвели одновременно, с одинакового расстояния, из одинаковых ружей, заряженных одинаковыми пулями. Однако в процессе следствия и судебного разбирательства дела не установлено, кто именно из них — Ш. или К. — причинил смертельное ранение потерпевшему. При таких обстоятельствах Пленум Верховного Суда приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение для установления конкретного лица, виновного в совершении этого преступления.
— Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. № 5. С. 24—26
В данной ситуации привлечь к ответственности можно было лишь то лицо, пуля которого попала в цель; действия другого не являются преступными. Помимо случаев, когда нельзя достоверно установить виновность конкретного лица в деянии, сфера действия этого принципа распространяется на случаи возможного привлечения к ответственности вследствие наличия определённых родственных или иных связей (например: член семьи изменника Родины). В современном праве в таких случаях применение каких-либо мер ответственности исключается.
Модельный Уголовный кодекс для стран — участниц СНГ так формулирует данный принцип:
(1)
Лицо, совершившее преступление, подлежит
наказанию или иным мерам
Информация о работе Особенности уголовного права в системе Российского права