Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:17, контрольная работа
Актуальность темы определяется тем, что римское право приобрело общечеловеческую ценность тем, что оно постепенно из национального права одной народности превратилось в универсальное, общее право всего античного мира. С этой точки зрения исследование процесса данного превращения и составляет главнейшую общую задачу истории римского права.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Основные этапы развития Римского права. 3
2. Общие понятия обязательственного права. 13
3. Правовые отношения родителей и детей. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Развитие
гражданского права
В январе 27 г. до н.э. Август учреждает consilium principis — консультативный совет, в значительной мере заменивший сенат в этой функции. В 23 г. до н.э. Август отказывается от консулата, принимая imperium proconsulare — власть над группой провинций и войсками, — который на практике был выше власти других проконсулов и отличался функциональной неограниченностью. К этой власти позитивного характера он добавил постоянную власть плебейского трибуна, официально сложив с себя эту должность. Отныне, не числясь трибуном, Август мог наложить veto на решение любого магистрата. С этого времени новый политический режим следует считать окончательно оформленным.
В 16 г. до н.э. была создана новая административная структура - городская префектура. Ее глава — префект города назначался императором и отвечал за порядок в городе Риме. С его полицейскими функциями связаны и судебные как по гражданским делам, так и по уголовным. Во 2 г. н.э. Август учредил должность префекта претория, командира специальных войск — преторианской когорты, расположенной в Риме. Как командующий всеми войсками в Италии и правая рука императора в Городе префект претория сосредоточил в своих руках огромную власть, в том числе и судебную — за пределами Рима. Для всех провинций он был высшей апелляционной инстанцией по гражданским делам, замещая императора, его уголовная юрисдикция при Септимии Севере распространилась на всю Италию, за исключением Города.
При Августе возникают специальные канцелярии: для ведения переписки Цезаря. В дальнейшем бюрократическое начало все усиливалось. При Северах, с учреждением экстраординарной процедуры уголовного разбирательства, где основную роль играли императорские чиновники, сенат теряет судебные функции.
Закон
Августа о судебных разбирательствах
по делам частных лиц 17 г. до н.э. отменил
процедуру реr legis actiones. Отныне, единство
формы гражданского процесса — per
formulas — требовало соответствующей
унификации правовых институтов в материальном
плане. В I в. н.э. многие сделки (договоры
ссуды, поклажи, залога) получают признание
на уровне гражданского права. Императорские
предписания вносят существенные
изменения в строгое цивильное право,
особенно в право лиц, семейное и наследственное
право, в сферу контрактной ответственности.
[c. 24]
Развитие
систематизации права
Обращаясь к отдельным примерам систематики, которые отражают развитие права и правовой науки в классическую эпоху, можно проследить, скорее, влияние времени, чем школы. Так, последователи Лабеона не создали ни одного дидактического сочинения, предпочитая пользоваться работой Сабина "Libri tres iuris civilis" ("Три книги гражданского права"), которая, видимо, отметила общий прогресс юридического знания со времен Кв. Муция. Структура работы восстанавливается по обширным комментариям Помнония, Павла и Ульпиана. Комментарии имели лемматический характер: пояснениям предшествовала лемма — выдержка из комментируемого текста, так что иногда можно выявить подлинные строки самого Сабина. Многочисленные фрагменты комментариев сохранились в Дигестах Юстиниана.
В работе Сабина выделяются четыре части.
1.
Наследственное право (
принятие наследства но завещанию; наследование без завещания; легаты).
2. Право лиц (формы власти над свободными и рабами; эманципация и отпущение на волю).
3.
Обязательственное право:
4.
Вещное право: способы
включая specificatio и дарение, сервитуры, вещное право кредитора и
распоряжение залогом. Следуя систематике Кв. Муция, Сабин начинает с наследственного права (отдельно рассматривая отказы по завещанию как способ сингулярного преемства) и права лиц, но не связывает с последним ведение чужих дел; переносит вопросы приобретения вещных прав в конец, отличая этот институт от власти над лицами; трактует вопросы деликтной ответственности в связи с обязательствами; помещает сервитуты среди вещных прав. Примечательна новая ориентация в трактовке обязательств: идея bona fides выходит на первое место, тогда как рассмотрение абстрактных сделок с обязательственным эффектом переносится в конец данного раздела.
Во II веке юрист Флорентин, стоявший вне школ, составил "Institutiones" в 12 книгах. Термин "Institutio" - "образование", "формирование" — указывает на начальную подготовку, изложение основ знаний, и предполагает акцент на элементарном характере работы. 43 фрагмента сохранились в Дигестах. Порядок изложения отличается новаторством. В первой книге речь шла об источниках (формах) позитивного права, в 3—5-й — о браке и опеке, в 6-й — о вещном нраве, в 7—8-й — об обязательствах, в 9-й — о праве лиц, в 10—11-й — о наследовании. Открывая учебник разделом о формах права, юрист демонстрирует степень консолидации правовой системы и соответствующей систематики, достигнутой к II в. н.э. Удержав по традиции начальное положение вопросов семейного права. Флорентин относит наследственное право в конец работы, предваряя его правом лиц. Две книги он посвящает обязательствам, причем в известных фрагментах упоминаются все типы контрактов.
Одновременно с Флорентином провинциальный профессор, известный только по имени — Гай, пишет "Institutiones" в 4 книгах — единственное классическое сочинение, дошедшее до нас полностью. Общая структура "Институций" Гая (лица — вещи — иски) стала моделью для Институций Юстиниана и Кодекса Наполеона 1804 г. и зависящих от него современных гражданских кодексов.
Эта
система не имеет аналогов в предшествующей
Гаю юридической литературе; однако, принимая
этот план изложения, Институции Юстиниана
(I. 1,2,12) дают обоснование: "Nam
parum est ius nosse, si personae, quarum
causa statutum est, ignorentur" ("Ведь немного
стоит познание нрава, пока неизвестны
лица, ради которых оно установлено"),
— которого нет у Гая (1,8) и которое может
восходить к другому элементарному сочинению,
где автор чувствовал необходимость мотивировать
нововведение. Но никаких других сочинений
элементарного характера, предшествующих
или одновременных Гаю, неизвестно.[c. 28]
Постклассический
вульгаризм
Хронологически этот период ограничен концом классического и началом Правления Юстиниана. Такая периодизация отражает традиционно негативное отношение к этой эпохе, определяемой по контрасту с предшествующим расцветом и последующим синтезом. Пять десятилетий общего кризиса римского общества во второй половине III в. вряд ли вообще поддаются включению в рамки какого-либо периода, каждый из которых, несомненно, обладает своей исторической ценностью. Эпоха позднего Рима отмечена глубокими политическими (становление домината), культурными (утверждение христианства) и правовыми переменами, которые на многие столетия определили облик Европы.
В 313 г- Константин издает Миланский эдикт, который ставит христианство в равное положение с другими вероисповеданиями и возвращает церквам конфискованное имущество. Победа над восточным августом Лицинием в 324 г. распространяет власть Константина и христианофильские настроения на всю Империю. Константин проводит успешную финансовую реформу, совершенствует налогообложение, разделяет административную и военную власть (отнимая последнюю у префектов претория), еще более усиливает армию и переносит столицу и Византии, названный впоследствии его именем. При его сыне Констанции в Константинополе, как в Риме, начинают выбирать консулов, но именам которых называют год. В новую столицу стекались лучшие административные кадры, тогда как на Западе дела пошли хуже, и финансовый крах стал неизбежным.
В историко–правовой науке перемены в римской правовой культуре, происходившие в период после III в., характеризуются как «быстрый упадок юриспруденции». Основным способом правотворчества в IV-VI вв. выступает законодательная деятельность императоров. Императорские конституции носят имена императоров и не упоминают имен юристов, участвовавших в их создании. Факт этот немаловажен: он отражает ослабление роли юристов в правотворческом процессе. Суждения выдающихся представителей римской юриспруденции продолжают учитываться при вынесении судебных решений. Однако применение их ограничивается. Закон о цитировании 426 г. признал юридическую силу лишь за мнениями пяти юристов: Папиниана, Павла, Гая, Ульпиниана и Модестина. Юридическая терминология утрачивает прежнюю четкость, точность, становится неопределенной, расплывчатой.[c. 33]
Правовое развитие эпохи
На рубеже III – IV вв. происходили коренные
изменения в политических и социально-экономических
условиях жизни римского общества. Соответственно
менялось и правою Для нового римского
права – назови его как угодно: «постклассическим»
или «вульгарным» - классическая римская
юриспруденция не подходила. Она, следовательно,
должна была уступить место какой-то новой
юриспруденции. И этот процесс смены юриспруденции
одного вида на другой как раз происходил
в IV-VI вв. Правильнее поэтому говорить
применительно к этому времени об упадке
не римской юриспруденции в целом, а лишь
одного из ее вариантов, который зовется
в юридической литературе «классическим».
1.3
Римское право Юстиниановского периода
Юстиниановский
классицизм. Институции,
Дигесты, Кодекс.
В
правление Юстиниана тенденция
к возрождению юридической
к
нормативной стабильности, император
и его канцелярия опираются на
преемственность научной
Кодификация, тексты которой изучались в дальнейшем в Западной Европе как Corpus Iuris Civilis (Свод гражданского права), обнимала официальный учебник — Institutiones составленный в 532 г. на основе "Институций" Гая, Флорентина, Марциана, Ульпиана и. других элементарных сочинений; антологию сочинений классиков — Digesta, подготовленную специальной комиссией в 530—533 гг., и собрание императорских конституций — Соdех, вступивший в силу в 534 г.
Кодекс Юстиниана объединяет в порядке преторского эдикта императорские конституции с Адриана до Юстиниана (по 534 г. включительно). Конституции зачастую даны в сокращенном виде, текст ранних конституций подвергся некоторой переработке и редактированию с тем, чтобы очистить его от устаревших (или отмененных) терминов и положений, и иногда содержит вставные замечания составителей (интерполяции).
К
Кодексу непосредственно