Кодекс Наполеона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:40, реферат

Описание работы

Кодекс Наполеона (фр. Code Napoléon), официально Гражданский кодекс французов (фр. Code Civil des Français) — масштабный кодекс гражданского права Франции, разработанный группой юристов во время правления первого консула Французской республики (затем императора) Наполеона Бонапарта.

Введён указом Наполеона 21 марта 1804 года (30 вантоза XII года Республики), ещё при консульстве, незадолго до провозглашения Наполеона императором.

Файлы: 1 файл

ИГИПЗС.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

       В XIV-XV  вв.  в основном завершилось  формирование и "третьего сословия" (tiers etat),  которое пополнялось за  счет быстро растущего городского населения и увеличения числа  крестьян-цензитариев.  Это  сословие  было весьма  пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся  буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав»6.                    

       Таким образом, вначале XIV в.  во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представителъная  монархия. 

       В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную  независимость  французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора7.

          Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд  новых государственных функций,  королевская власть постепенно ломала политическую  структуру,  характерную для сеньориальной монархии.  Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной  олигархии,  сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами.  Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки,  которую он получал от  феодальных сословий.                                             

       Именно к  началу  XIV  в.  окончательно  оформляется построенный на политическом компромиссе,  а поэтому  не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий,  в том числе и третьего  сословия.  Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы,  стали  особые  сословно-представительные  учреждения  -  Генеральные штаты и провинциальные штаты.                                 

       «Появлению Генеральных штатов как  особого  государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.),  имевшие место еще в XII-XIII вв.  Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux"  стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины:  неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального  сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции»8.                  

       Периодичность созыва  Генеральных  штатов не была установлена.  Этот вопрос решал сам король в  зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным  и  определялся  исключительно  усмотрением короля. Генеральные штаты всегда были органом,  представляющим имущие слои французского общества.                       

       Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов,  и  продолжительность их заседаний также определялись королем.  Король прибегал  к  созыву  Генеральных штатов  для того,  чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение  договора с Англией (1359 год),  религиозные войны (1560,  1576,  1588 гг.) и т.д. Но  чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с  просьбой  о финансовой помощи или разрешении на очередной налог,  который мог собираться только в пределах одного года.                  

       Генеральные штаты  обращались  к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения,  критиковать  деятельность королевской администрации.

       В Генеральных  штатах  каждое  сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. 

      «В ряде регионов Франции (Прованс,  Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения.  Сначала они назывались "консилиум",  "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина"  и т.д.  Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в.  К концу XIV в. было 20 местных штатов,  в XV в.  они имелись практически в каждой провинции»9.

          Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация  политической  власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.                                        

       Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации.  В это же время утверждается важный принцип,  что король не связан мнением своих советников,  а, напротив, все административные и иные властные  полномочия  государственных чиновников проистекают от короля.  Из прежних должностей, которые превратились теперь  в  придворные  титулы,  сохранила свое значение только должность канцлера,  ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии,  он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в  совете  в  отсутствие короля.                                      

       Дальнейшее развитие  централизации  проявилось в том, что важное место в системе центрального управления  занял  созданный  на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.).  В этот совет входили легисты,  а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы,  пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере  укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.            

       Прево и бальи, которые ранее  были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.               

       Стремясь к централизации местного  управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях  губернаторы,  получавшие звание королевского лейтенанта,  имели чисто военные функции.  В других  случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия:  запрещать строить новые замки,  не допускать частные войны и т.д.                        

       В XIV в.  появляются такие должностные лица, как генераллейтенанты,  назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом,  который в конце  XV в. стал называться провинцией.                        

          В XIII в. соотношение  социальных  и политических сил в Англии продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха.                

       В течение XIII в.  были существенно ограничены и иммунитетные  права крупных феодалов.  Глостерский статут 1278 года провозгласил проверку иммунитетных привилегий английских феодалов судебным путем. В целом же дворянский титул в Англии не сопровождался какими-либо  податными и судебными привилегиями. Однако политический вес английского высшего дворянства был значителен:  оно являлось непременным участником работы высших совещательных и некоторых других органов при короле.  В  XIII  в. крупные  феодалы  Англии постоянно вели между собой и с королем ожесточенную борьбу за землю и источники  доходов, за политическое влияние в стране.                

       В результате субинфеодации и  дробления крупных бароний количество  средних и мелких феодалов  увеличивается, составив  к концу XIII в.  не менее 3/4 господствующего класса Англии.  Эти слои феодалов особенно нуждались  в усилении  государственной  централизации,  сплачивались вокруг короля.                                        

    Процессы государственной централизации в Англии (XIII в.) были ускорены наличием все возрастающей прослойки свободного крестьянства, сближением в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства и,  напротив, усилением различий между верхушкой феодалов и остальными их  слоями.

    Общие экономические и политические интересы рыцарства и всей фригольдерской массы  способствовали  установлению их политического союза.  Возрастание же экономической и политической роли этих слоев обеспечило им  последующее политическое  признание и участие в образовавшемся парламенте.                                              

       «К началу XIII в. в Англии складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства - монархии с  сословным представительством.  Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению  вопросов  государственной жизни представителей господствующих сословий.  Признание права сословий участвовать  в решении важных политических и финансовых вопросов происходило в Англии в  ходе  острых  социально-политических конфликтов»10.  Они приняли форму движения за ограничение злоупотреблений центральной власти.  Это движение  возглавляли  бароны,  к  которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров,  недовольных  чрезмерными  поборами  и вымогательством королевских чиновников. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопровождались принятием документов,  получивших большое историческое значение.                                  

       Основными вехами  этой борьбы были конфликт 1215 года,  закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и  гражданская  война 1258-1267 гг.,  которая привела к возникновению парламента.                             

       «Великая хартия вольностей 1215 года была  принята  в результате  выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля  Иоанна  Безземельного.  Официально в Англии этот документ считается первым  конституционным  актом. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся  сил,  Хартия является противоречивым документом,  не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции.                  

       Большинство статей  Хартии касается  вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить  произвол  короля  в  использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями»11.

       Вместе с  тем  среди чисто  "баронских" статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. «Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст.  61. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями  в  отношении короля.  Несмотря  на  целый  ряд оговорок (о процедуре контроля,  ссылки на "общину всей земли"),  эта  статья прямо  санкционировала возможность баронской войны против центральной власти.  Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов – взиманию "щитовых денег".  Соответственно  определялся и состав этого "общего" совета (ст. 14) только из непосредственных вассалов короля.  Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального  вспомоществования с г.  Лондона»12.                                   

       Большое значение имела многочисленная  группа статей, направленных на упорядочение деятельности  королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст.  18-20,  38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты,  ограничивает произвол  королевских чиновников в центре и на местах. 

    Через несколько месяцев после окончания конфликта  Иоанн  Безземельный,  опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии.  В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216,  1217,  1225,  1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей.

       Из политических институтов, предусмотренных  "баронскими" статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства,  имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов.  В середине XIII в.  он  часто именовался  "парламентом".  Однако такой "парламент" не был ни сословным, ни представительным учреждением.    

       В 1258 году на Совете в  Оксфорде вооруженные бароны,  вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения  королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии.  В них предусматривалась передача  всей  исполнительной  власти в стране Совету 15 баронов.  Наряду с исполнительным Советом  для  решения важных  вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов,  состоящий из 27  членов. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии,  которая не удалась в  1215  году.

Информация о работе Кодекс Наполеона