Буржуазные договорные обязательства: законодательное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:52, реферат

Описание работы

Одним из институтов буржуазного права является договор. На договорных началах строятся отношения между предпринима-телями, между предпринимателем и рабочим, наконец, договор лежит в основе семейных отношений. Предпосылками заключения любого договора являются юридическое равенство лично свобод-ных людей и всеобщая правоспособность. Наиболее сильно это проявилось во Франции, где ранее всего утвердился принцип ста-бильности договора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
Глава 1 ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В БУРЖУАЗНОМ ПРАВЕ………………………………………..4
1.1 Основные принципы буржуазного договорного права…..4
1.2 Понятие договора в буржуазном праве…………………….5
Глава 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……………………………….7
2.1 Договорные обязательства по Гражданскому кодексу
1804 года (Франция)………………………………………………7
2.2 Торговый кодекс Франции………………………………….12
2.3 Договорные обязательства Англии………………………..13
2.4 Договорные обязательства по Германскому
гражданскому уложению 1990 года…………………………..14
2.5. Развитие акционерного законодательства………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..23

Файлы: 1 файл

КАТЮША ДОГОВОРНОЕ ПРАВО реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

     Кодекс  регулирует вопрос об эвикции вещи. Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекут ответственности продавца, а на скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан дать гарантию (ст. 1641, 1642).

     В Кодексе Наполеона есть статьи посвящённые договору найма, в которых говорится о видах найма (ст. 1708) - наём вещей и наём работы, а в статье 1710 раскрывается понятие найма работы. Условий расторжения договоров найма нет. Таким образом, при решении казуса по Кодексу Наполеона необходимо использовать общие положения о договорах. Если суд сочтёт, что рабочий был заведомо обманут, то договор найма может быть признан недействительным (ст. 1109). Расторгнуть же договор можно лишь по взаимному согласию рабочего и работодателя (ст. 1134) .

     Кроме договора, Кодекс знает и другие основания возникновения обязательств. Это причинение вреда. Так, ст. 1384 определяет, что хозяева и лица, давшие поручение, ответственны за ущерб, причиненный их слугами и лицами, на которых возложено исполнение поручения, если ущерб причинен при исполнении этими лицами их служебных обязанностей.

     Кодекс  Наполеона установил и «натуральное обязательство», сущность которого состоит в том, что нельзя требовать его исполнения в судебном порядке. Однако если обязательство будет исполнено, то нельзя требовать возврата исполненного. В качестве «натурального» названо обязательство дать приданое детям.

     Кодекс  устанавливает также, что обязательство  может возникнуть непосредственно из закона в случаях, специально предусмотренных законом.

     Но  весьма характерно, что в Кодексе Наполеона почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими, хотя для капиталистического общества трудовой договор имел огромное значение. Сами предприниматели, считавшие в то время за норму самую хищническую эксплуатацию наемного труда, рассматривали государственное вмешательство в трудовой договор как явно нежелательное. Но и те отдельные положения, которые имелись в кодексе по данному вопросу, свидетельствовали об открытой поддержке интересов хозяев. Так, в ст. 1781 говорилось: «Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год».

     При соблюдении указанных в Кодексе Наполеона общих условий договора любому лицу предоставлялась полная свобода деятельности, свобода выбора контрагентов и определения содержания договора. Кодекс, таким образом, юридически закрепил присущую капитализму свободу предпринимательской деятельности. В период капитализма со «свободной конкуренцией» каждый буржуа стремился сохранить за собой максимальную свободу действовать по своему усмотрению, без мелочной государственной опеки и регламентации. Поэтому свобода договора находила свое выражение в это время не только в свободе волеизъявления сторон, но и в автономии личности, в государственном невмешательстве в договорные отношения, в политике так называемого экономического либерализма.

     Кодекс  Наполеона не только оказал огромное воздействие на процесс становления  буржуазного гражданского права  во Франции, но и послужил в XIX веке образцом для проведения кодификации гражданского права в большинстве государств Европейского и Американского континентов7. 

     2.2 Торговый кодекс Франции 

     В 1807г. был принят специальный Торговый кодекс (ТК), в основу которого в противоположность  существовавшему ранее корпоративному началу был положен принцип свободы торговли.

     В его основу были положены ордонансы  времен Людовика XIV: ордонанс 1673г. о сухопутной торговле и ордонанс 1681г. о морской торговле. Поскольку содержание этих ордонансов практически не было изменено, ТК с момента своего создания был архаичным.

     ТК состоял из 4 книг, в первой из которых содержались общие положения, относящиеся к коммерсантам, торговым книгам, товариществам, разделу имуществ, торговым биржам, биржевым агентам и маклерам, комиссионным сделкам, векселю и т.д.

     ТК  во многих отношениях уступал Кодексу  Наполеона. Он в большей степени опирался на нормы дореволюционного права, в нем были очевидные пробелы. Так, по столь важной торговой сделке, как купля-продажа, в ТК была лишь одна статья, и судам при рассмотрении спора между коммерсантами приходилось руководствоваться общими положениями ГК о купле-продаже.

     Таким образом, в случае неполноты или пробела ТК предусматривал применение торговых обычаев, а в случае их отсутствия – гражданских законов8.

     Не  случайно в XIX в. и в начале XX в. многие положения ТК были существенно переработаны, а иногда просто дополнены самостоятельным торгово-промышленным законодательством.

     Под влиянием ТК Франции была осуществлена кодификация торгового права в других странах континентальной системы.  

     2.3 Договорные обязательства Англии 

     В Великобритании нет общего понятия  обязательства. Отдельными подотраслями гражданского права являются договорное право и обязательства, возникающие из правонарушения.

     Развитие  капиталистического оборота обусловило детальную регламентацию (в порядке  судебной практики) договорного права. Создаются общие правила об обязательствах вообще и договорах. И хотя еще  сохраняются внешние формы прежнего, феодального права (договоры излагаются старинным языком), по своему содержанию английское договорное право становится в известной мере развитым буржуазным правом.

     Характерными  чертами английского договорного  права выступают требование точного определения прав и обязанностей сторон, требование от должника полного и добросовестного выполнения обязательств. Развиваются правила о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (деликтами), причем английское право в сравнительно широких рамках признает возмещение неимущественного ущерба, а также устанавливает случаи ответственности лица, невиновно совершившего неправомерное действие.

     Среди различных договоров в Англии особое значение имеет договор аренды земли. При этом право защищает интересы земельных собственников и не дает арендатору гарантии защиты его интересов. Арендная плата устанавливается по соглашению сторон, т. е. фактически по усмотрению землевладельца. Если арендатор по истечении срока договора не освободит участок, то арендная плата удваивается9. 

     2.4 Договорные обязательства по Германскому

     гражданскому уложению  1990 года 

     Значительной  вехой в развитии буржуазного  гражданского права явилось принятое в 1896г. и вступившее в силу с 1 января 1900г. Германское гражданское уложение (ГГУ).

     Для ГГУ, в отличие от других буржуазных кодексов, характерно построение общих понятий, касающихся обязательств. Так, в § 241 дается довольно полное определение обязательства: «В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании». Эта формулировка содержит основные элементы общего определения обязательства. В общей части ГГУ выделены положения о сделках вообще, которые распространяются как на односторонние сделки, так и на договоры. Договоры традиционно являются наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений10.

     Исходя из § 145, § 341 можно выделить существенные черты договора: он понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; его содержанием может быть как положительное действие, так и воздержание от такового, в целом договоры были урегулированы в духе римского права11.

     Требования  «справедливого» поведения выдвигаются в обязательственном праве. Так, в § 826, трактующем о правонарушениях, предусмотрено: «Кто умышленно причинит вред другому способом, противным добрым правам, тот обязан возместить вред». По § 847 в случае правонарушения с причинением вреда, который не является имущественным (телесное повреждение и т.п.), потерпевший имел право на «справедливое» вознаграждение.

     Особенно  много морализующих указаний встречается  в параграфах, посвященных договорным отношениям. По § 138 сделка, нарушающая «правила общественной нравственности», является ничтожной. § 157 разрешает судьям истолковывать договора, как того требует добрая совесть и обычаи.

     В том же § 138 во втором абзаце сказано, что всякая сделка, посредством которой одно лицо приобретает выгоды, используя нужду другого лица, может быть расторгнута по суду.

       В соответствии с § 242 должник обязан исполнять договор так, как этого требует «добрая совесть». Должник мог просить суд об уменьшении размеров неустойки, если таковая была «несоразмерно велика» (§ 343).

     В ГГУ законодатель уже не выражает открыто своих симпатий к нанимателю-хозяину, а требует от него «справедливого» подхода. Так, по § 616 нанявшийся не лишается притязания на вознаграждение, если в течение сравнительно короткого времени по личным обстоятельствам, но не по своей вине, он был лишен возможности оказывать услуги. Согласно § 617-618, хозяин был обязан заботиться о здоровье и даже нравственности нанявшихся, если они «входят в круг домашних нанимателя». Во избежание возникновения кабальных отношений договор найма не мог заключаться на срок свыше 5 лет. Но в целом ГГУ не устранило некоторые полуфеодальные формы эксплуатации труда, сохранили свое действие уставы о челяди отдельных земель12.

     Многие  параграфы в ГГУ были сформулированы таким образом, что судьи получали легальную возможность отступать от общих правил, если только имелись «серьезные основания». Например, в договорных отношениях суд в случае «уважительных причин» (§ 626), «уважительных оснований» (§ 723) и т.п. мог признать право одной из сторон на досрочное прекращение договора, что свидетельствовало об отходе от принципа святости договоров13.

        § 626 конкретно говорит о том, что «при наличии уважительной к тому причины каждая сторона вправе во всякое время заявить о прекращении его найма». Причину того, что условие работы худшие, чем обычно в данной местности, можно счесть уважительной, следовательно, опираясь на § 626, рабочий может расторгнуть договор найма, кроме того, договор, может быть, расторгнут и по § 138, в котором сказано, что всякая сделка, по средством которой лицо приобретает выгоды, используя нужду другого лица может быть расторгнуто по суду, она признаётся ничтожной.

     Особый (и немаловажный) раздел обязательственного права составляют нормы, посвященные  средствам вещного обеспечения  обязательств. Среди них ипотека, известная с афинских времен, равно  как и другие виды заклада. Наибольшую ненависть бедных слоев населения вызывало так называемое право удержания, то есть право кредитора удерживать вещи должника, оказавшиеся в его руках. Так, арендодатель удерживает на законном основании инвентарь арендатора (до уплаты долга), квартирохозяин, мебель и утварь квартиронанимателя и прочее. Займовые операции снабжаются процентами.14.

     Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. в Германии, введенное в действие Гражданское уложение, ознаменовало новый этап в истории буржуазного гражданского права.

      

     2.5. Развитие акционерного законодательства 

     Наиболее  значительные изменения в Англии в XVIII-XIX вв. произошли в статусе торговых товариществ, которые проделали большой путь развития от сравнительно несложных, основанных на личной связи и полной ответственности всех их участников, до компаний, построенных по принципу акционерного общества с ограниченной ответственностью держателей ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупных капиталов.

     Скандальные спекуляции на лондонской бирже (в результате банкротства участники компаний быстро разорялись) заставили английский парламент еще в начале XVIII в. издать специальный акт о компаниях, в соответствии с которым образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось. В предпринимательском мире Англии до начала XIX в. в связи с этим актом преобладали признанные «общим правом» торговые товарищества, создававшиеся на паях, но с неограниченной ответственностью участников. Однако развивающийся капитализм требовал более четкого законодательного решения вопроса об организации деятельности компаний, создания для них более благоприятных условий. Именно эта потребность и вызвала к жизни в 1844-1867 гг. целую серию законов о компаниях.

     Эти законы рассматривали торговые товарищества, выпускающие ценные бумаги, как самостоятельные юридические лица, не совпадающие с самими учредителями и акционерами. В гражданском обороте директор компании выступал от имени компании как таковой, а не от совокупности ее индивидуальных участников. Для учреждения новой компании по законам требовались не менее семи учредителей, выпуск именных акций, разработки устава, но для этого не нужно уже было получать предварительное правительственное разрешение. Предусматривалась лишь простая регистрация основных учредительных документов компании15.

     Особенно  остро стоял вопрос об ответственности  членов компаний, так как отсутствие законодательного регулирования этой части акционерной деятельности вызывало необходимость обращаться к традиционному «общему праву», согласно которому члены акционерных компаний отвечали солидарно всем своим имуществом по делам организации. Ни законы 1720 года, ни акты 1844 года не внесли должной определенности в решение этого вопроса. В обществе возникло противостояние: буржуазию с одной стороны не устраивала существующая форма ответственности, ибо во время кризисов банкротство компании влекло полное разорение ее членов; с другой – правительство настаивало на приоритетном использовании принципов «общего права». Под сильным влиянием буржуазии в 1856 году был принят Акт о компаниях, по которому отменялось действие принципа солидарной ответственности акционеров.

Информация о работе Буржуазные договорные обязательства: законодательное регулирование