Объективная истина и применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе правовых, организационных, методических и технических основ, принципов и способов поиска и установления объективной истины в правоприменительной деятельности, влиянии данного процесса на эмоционально-материальное состояние социальных групп и общества в целом, а также последствий пренебрежения влияния объективной истины при применении права и формулировании возможных мер юридической ответственности.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Понятие истины. Государство и истина 6
1.1 Истина – проблемная тема в философской науке 6
1.2 Истина с точки зрения науки 13
1.3 Поиск истины как эвристическая функция науки о государстве и праве 17
Глава II. Объективная истина и применение права 20
2.1 Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права 20
2.2 Объективная истина в правоприменительной деятельности как один из необходимых правовых критериев деятельности государства 25
2.3 Установление объективной истины в процессе применения права: принципы и методы 30
2.4 Проблематика установления объективной истины в ходе осуществления правоприменительной деятельности 48
Заключение 61
Использованная литература 62
I. Законодательство 62
II. Научная и учебная литература 64
IV. Статьи и периодическая литература 66
III. Энциклопедическая литература 68

Файлы: 1 файл

курсовик_ОИ_основная часть1.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

     «Истина»  означает здесь двоякого рода согласованность: 1) совпадение вещи с понятием о ней; 2) совпадение понятий со словом, высказыванием; истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому, как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.

     Но  как возможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей? Об этом образно размышляет М. Хейдеггер11. Мы говорим: «Эта монета круглая». Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он покажется верхом абсурда. Невольно станешь думать, что истина – плод относительности, условности и произвола.

     Действительно, между монетой и высказыванием  о ней нет ничего общего, что  могло бы свидетельствовать об истине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не имеет никакой формы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бывает платежным средством.

     И, несмотря на все это, высказывание «эта монета круглая» является истинным и согласуется с вещью. И происходит это не в силу условности и договоренности, а в силу самой природы сущего. Уподобление выражает в данном случае не вещественную одинаковость, а единственную взаимосвязь разнородных явлений бытия. 

     Необходимо  разграничивать понятие общей, иными  словами, абсолютной истины от понятия  относительной истины, истины каждого  конкретного индивида.

     Относительная истина, как знание, которое приблизительно и неполно воспроизводит объективный мир. Именно приблизительность и неполнота - специфические свойства относительной истины. Если мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, то отсюда можно сделать вывод о том, что любое знание о мире, абстрагирующееся от некоторых его сторон, будет заведомо неточным. Почему? Мне кажется, потому что человек не может познать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других, постольку приближенность внутренне присуща самому познавательному процессу.

     С другой стороны, предпринимаются поиски абсолютной истины в рамках знаний конкретных, а то и единичных фактов. В качестве примеров вечных истин обычно фигурируют предложения, представляющие собой констатацию факта, например: “Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года”. Или «Глубина Марианской впадины достигает 11022 метров». Однако попытки применения понятия абсолютной истины к более существенным положениям науки, например к всеобщим законам, оказываются безуспешными.

     Таким образом, возникает своеобразная дилемма: если абсолютная истина рассматривается как абсолютно полное и точное знание, то она лежит вне пределов реального научного познания; если она рассматривается как совокупность вечных истин, то понятие абсолютной истины неприменимо к наиболее фундаментальным видам научного знания. Дилемма эта - результат одностороннего подхода к проблеме, выражающегося в том, что абсолютная истина отождествляется с видом знания, обособленного от относительной истины. Смысл понятия “абсолютная истина” раскрывается только в процессе развития научного знания. Он состоит в том, что при переходе научного знания от ступени к ступени, например от одной теории к другой, старое знание не отбрасывается полностью, а в той или иной форме включается в систему нового знания. Именно это включение, преемственность, характеризующая истину как процесс, и составляет, пожалуй, содержание понятия абсолютной истины.

 

     1.2 Истина с точки зрения науки 

    Рассматриваемое наукой понятие «истина» не может  не опираться на основные каноны понимания  истины в общем смысле. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту — это “классическая” концепция истины. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

    Человечество  редко достигает истины иначе, как  через крайности и заблуждения. В особенности это касается достижения, а, значит, понимания истины в научном смысле. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. 

    Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор пока человек стремится вперед - он блуждает», — говорил Гете. Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области. Как только противоположность истины и заблуждения станут применять вне границ вышеуказанной узкой области, так эта противоположность сделается относительной и, следовательно, непригодной для точного научного способа выражения. А если попытаться применить эту противоположность вне пределов указанной области как абсолютную, то оба полюса противоположности превратятся каждый в свою противоположность, т.е. истина станет заблуждением, заблуждение — истиной.

    Научная истина - это знание, которое отвечает двойному требованию: во-первых, оно  соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. К этим критериям относится: логическая стройность; эмпирическая проверяемость, в том числе проверка временем; возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее. Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Они являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться. Такое понимание истины вообще необыкновенно важно для развития науки, так как, если данные, полученные с помощью конкретной науки, соответствуют всем вышеперечисленным критериям, можно сделать вывод о полезности таких данных. То есть появляется стимул для дальнейшего развития науки.

    Истина  исторична. Понятие конечной или  неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания —  неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным  числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограниченно-верное знание о чем-либо. 

    Общим понятием «НТП» (научно-технический  прогресс) можно обозначить изменение  и преобразование сложнейшей системы  – объекта познаний в сторону  увеличения и развития. Эти преобразования связаны с тем, что с течением времени количество знаний об объекте познаний, объективно существующих, увеличивается. С этой точки зрения, научно-технический прогресс является истинным продуктом деятельностного познания с течением времени и развития человечества в целом.

      Надо  констатировать, что отношение к  нему двоякое: несмотря на усиленное развитие Научно-технического Прогресса, на уровне эмоций и культуры нет подобного роста. Даже, напротив, есть полярность. Одни говорят, что наука хорошо, другие - плохо. Результаты социологического опроса, проведенные в Англии, наглядно отражают вышеприведенные доводы.

 

 47 % - больше добра (Сциентизм);

 40 % - уравновешено;

 13 % - больше зла (Антисциентизм).

Сциентизм - мировоззренческая ориентация, поддерживающая и принимающая критерии истины НТП.

Антисциентизм - мировоззренческая ориентация, упрекающая науку за то, что она не может  ответить на фундаментальные вопросы  человеческого бытия.

     Почти половина опрошенных видят в научном  развитии только положительное. Примерно такое же количество опрошенных справедливо считают, что, как и во всем остальном, в отношении вышеупомянутого критерия НТП действует неопровержимый закон Золотой Середины – во всем есть и положительное и отрицательное, свои плюсы и минусы. Всего 13% участников опроса однозначно видят в НТП как в одном из определений научной истины только негативные черты.

     Научная истина - это есть научная картина мира, которая, правда, постоянно меняется в зависимости от развития науки. Она применима лишь к науке и не распространяется ни на какое другое мировоззрение. Научная истина наиболее приемлема для понятия истины, так как имеет под собой научные факты, обоснованные экспериментом. И естественно, исходя из этого, свое мировоззрение лично я определяю, как материалистическое, но с некоторой долей сомнения относительно корней (фундамента) научной истины и материалистического мировоззрения.

 

     1.3 Поиск истины как эвристическая функция науки о государстве и праве 

Схема 1. Соотношение права и государства12 

     При изучении любых вопросов, касающихся правовых отношений, нельзя не обратить внимание на связь государства с  правом. Я думаю, что решение проблемы подчинения права и государства  одного другому заключается в  динамичном определении, дополнении и ограничении друг друга (т.е. балансном равновесии), но не в отрицании или превосходстве одного или нескольких из приведенных в схеме определений и положений.

     В своем труде «Учебное пособие по теории государства и права» Диаконов В.В. говорит: «В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций»13. И действительно, ведь теория государства и права - общетеоретическая наука, закладывающая концептуальные основы всех юридических наук. Теория государства и права соотносится с ними во многом как общее и специальное научное знание. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права и должны быть максимально точны и ясны для понимания.

     «В теории государства и права познание как таковое имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий — практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мыслительные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т. е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий»14.  

     Диалектика15 как один из инструментов методологии теории государства и права не сводится к подбору примеров из предметной области для иллюстрации истинности ее положений, так как она в своих категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь только к сумме примеров, фактов.

     Далее, диалектика не является орудием, инструментом простого доказывания, подобно тому, как при ограниченном понимании  проблемы можно было бы считать таким  инструментом формальную логику или  элементарную математику. Даже формальная логика представляет собой, прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному.

     Доказательности истинности того или иного теоретического положения служит историческая материальная практика людей, поэтому ссылка на категории диалектики как средство простого доказывания не имеет ничего общего с ее методологическим применением. Она не является универсальной «отмычкой» для решения всех вопросов специальных наук, для открытия новых истин конкретных наук, ибо эти вопросы решают сами специалисты.

     Кроме того, практически всегда, когда  идет речь о функциях Теории государства  и права как фундаментальной  науки, нельзя не заострить внимание на ее эвристической функции. Эвристика  — это искусство нахождения истины, новых открытий, поэтому посредством этой функции теория государства и права открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики и не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений.

 

Глава II. Объективная истина и применение права

2.1 Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права

 

Информация о работе Объективная истина и применение права