Лекции по "Судебная психиатрия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:33, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ.
ТЕМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Файлы: 1 файл

Судебная психиатрия - лекции.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

           Психическое расстройство обусловливает невменяемость лишь тогда, когда оно достигает определенной выраженности, которая определяется юридическим критерием (принцип единства медицинского и юридического критериев), то есть способность субъекта осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

     Юридический критерий имеет два признака: интеллектуальный (нарушение способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, адекватно воспринимать действительность, осмысливать ее, прогнозировать возможные последствия своих поступков и т.п) и волевой (нарушение способности руководить ими, адекватно организовывать и регулировать свое поведение).

     Неспособность осознавать совершаемое всегда свидетельствует о неспособности руководить своими действиями. Вместе с тем, вменяемость может исключаться и при некоторых психических расстройствах с преобладанием волевых расстройств при сохранности интеллектуальной сферы. В таких случаях может быть достаточно одного волевого признака для признания субъекта невменяемым (например, «неодолимость влечений» при нарушенной сексуального влечения).

     В процессе судебно-психиатрического экспертного исследовании основным заключительным этапом является сопоставление медицинского и юридического критериев, что и определяет формулу невменяемости. Обязательным условием невменяемости является совпадение медицинского и юридического критериев.

     Категории вменяемости и невменяемости  являются уголовно-процессуальными. Судебная психиатрия имеет с ними дело постольку, поскольку невменяемость обусловливается психическими расстройствами, наличие которых устанавливается в ходе производства судебно-психиатрической экспертизы.

     Невменяемость устанавливается только в отношении конкретного уголовно наказуемого деяния; не существует невменяемости «вообще», невменяемости ко времени производства по уголовному делу, невменяемости свидетеля, потерпевшего; психическое расстройство, обусловливающее невменяемость, должно существовать во время совершения общественно опасного деяния и лишать лицо способности осознавать свои действия и руководить ими применительно именно к этому деянию.

     Деяния, совершенные во вменяемом состоянии, можно определить как преступления, а в невменяемом состоянии — как общественно опасные деяния психически больных. Однако существует ряд психических расстройств, при которых у лиц, имеющих эти расстройства, частично нарушается способность осознавать фактический характер своих действий  и руководить ими в период совершения ими преступления. К ним могут относиться последствия перенесенных ранее черепно-мозговых травм, других органических заболеваний головного мозга, атеросклероз сосудов головного мозга, неглубокие степени умственной отсталости (олигофрении), расстройства личности (психопатии) и некоторые другие. При них отмечаются неглубокие интеллектуальные, аффективные, личностные и некоторые другие нарушения. Однако указанные расстройства носят пограничный характер и не исключают у таких лиц возможности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. Поэтому они признаются вменяемыми. Экспертная оценка таких обвиняемых предусмотрена статьей 22 УК РФ: «1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. 2, Психическое расстройство, не исключающее вменяемость, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера». Указанная статья вводит в практику судебно-следственных органов и судебно-психиатрической экспертизы понятие «ограниченной вменяемости». Этот термин не используется в УК РФ, однако удобен и общепринят в рамках уголовно-правовой теории, поэтому в дальнейшем будет использоваться в тексте. Ограниченная вменяемость (так же, как и вменяемость и невменяемость) относится только к совершению конкретных уголовно наказуемых действий и не должна рассматриваться как некая постоянная характеристика лица с психическими аномалиями. Учет психического расстройства в пределах вменяемости при назначении наказания может выразиться, например, в его смягчении. Но реально смягченно наказания нужно не всегда. Ограниченная вменяемость не является неким промежуточным состоянием между вменяемостью и невменяемость, она входит в состав вменяемости. Поэтому наличие психических расстройств такого пограничного уровня не наделяет субъекта преступления какой-то «уменьшенной виной», требующей смягчения наказания. Так, психопатические личности при способности в целом контролировать свое поведение могут намеренно, осознанно «утяжелять» имеющиеся у них личностную дисгармонию и другие психические отклонения, например, «самовзвинчивать» себя. Смягчение наказания в таких случаях не отвечало бы принципам уголовного права, в частности, не способствовало бы решению проблемы предупреждения преступлений. 

    КРИТЕРИИ  И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЛИЦА В ПЕРИОД ПОСЛЕ СОВЕРШЕНИЯ ИМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НО ДО ВЫНЕСЕНИЯ СУДОМ ПРИГОВОРА

     В ряде случаев психические расстройства могут возникать после совершенного правонарушения до вынесения приговора. Медицинский и юридический критерии сформулированы в ст. 81 УК РФ: «Освобождение от наказания в связи с болезнью», ч. 1 которой гласит: «Лицо, у которого после совершения преступления возникло психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, освобождается от наказания; лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания».  

     В отличие от невменяемых, не подлежащих уголовной ответственности, такие лица не подлежат наказанию. Деяние невменяемых не является преступлением, в связи с чем исключается и постановка вопроса об уголовной ответственности. Лица же, о которых идет речь в ст. 81 УК, преступление совершили и ответственности подлежат. Но она не может быть реализована, поскольку следствие (предварительное или судебное) не может быть про ведено без участия заболевшего обвиняемого (уголовно-процессуальное препятствие), а само наказание нельзя ни назначить, ни исполнить по отношению к субъекту с соответствующим психическим расстройством (уголовно-правовое препятствие).

     При применении данной статьи речь идет об уголовно-процессуальной дееспособности — способности обвиняемого по психическому состоянию участвовать в судебно-следственных действиях и осуществлять самостоятельно свое право на защиту.

     В соответствии со ст. 409 и 410 УПК РФ в случае, когда лицо после совершения им преступления заболело временным психическим расстройством, уголовное дело лишь приостанавливается до выздоровления или такого улучшения состояния субъекта, когда он вновь обретает возможность участвовать в деле. После этого дело подлежит возобновлению в общем порядке. Если же заболевание является хроническим, то заболевший подлежит освобождению от наказания, поскольку выздоровления или значительного улучшения психического состояния в этом случае не ожидается. Среди психических расстройств, наступающих у обвиняемых после совершения ими преступлений, наиболее часто встречаются реактивные состояния, обусловленные острыми психическими травмами или длительными психотравмирующими ситуациями, которыми может служить само событие преступления и приведшие к нему обстоятельства, тяжело переживаемая ситуация следствия и суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принудительные  меры медицинского характера  в отношении лиц  с психическими расстройствами, совершивших общественно  опасные деяния 

Понятие и виды. Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния (ООД) и страдающим психическим расстройством, которое исключает или ограничивает вменяемость (ст.21 и 22 УК РФ) либо служит основанием для освобождения заболевшего от наказания (ч.1 ст.81УК РФ). Названные меры не являются уголовным наказанием, хотя, как и наказание, относятся к мерам государственного принуждения и могут применяться только судом в порядке уголовного судопроизводства.

     Основания назначения принудительных мер медицинского характера, продления, изменения и отмены; виды принудительных медицинских мер; цели их применения, а также круг лиц, к которым они могут применяться, установлены уголовным законодательством ( ст. 97 – 104 глава 15 УК РФ)

     Цели применения принудительных мер медицинского характера определены ст. 98 УК: излечение больного или улучшение его психического состояния (поскольку не все психические расстройства полностью излечимы) и, кроме того, предупреждение совершения больным новых общественно опасных деяний. Под общественной опасностью следует понимать риск (высокую степень вероятности) совершения лицом, в отношении которого рассматривается вопрос о назначении принудительного лечения, нового деяния, предусмотренного уголовным законом. Чем выше тяжесть такого деяния и вероятность его совершения, тем выше в целом степень опасности больного.

     При тяжелых психических расстройствах  опасность и ее степень обусловлены  преимущественно психопатологическими факторами – характером и содержанием этих расстройств, их динамикой и пр.  Данные обстоятельства подлежат тщательному анализу и оценки. Тяжесть содеянного свидетельствует о степени опасности непосредственно в момент совершения ООД.  Однако ко времени производства по делу и вынесения судебного решения психопатологическое состояние больного может измениться, меняя соответственно и степень опасности (понижая либо повышая ее). Кроме того, характер ООД не всегда адекватно отражает степень опасности даже в момент его совершения. Например, психически больной, приехавший в чужой город с целью убийства по бредовым мотивам нескольких человек, по прибытию туда задерживается за кражу из магазина, которую он совершает, чтобы утолить голод. Содеянное (мелкая кража) несопоставимо по тяжести с тем, что больной намеревался совершить (убийство). Поэтому сами по себе характер и тяжесть деяния, послужившего основанием для возбуждения уголовного дела, не могут служить самостоятельным критерием определения опасности больного при назначении принудительных медицинских мер медицинского характера.

     Практике  известны случаи, когда к лицу, совершившему тяжкое деяние в состоянии кратковременного психического расстройства, применялись  не самые строгие принудительные медицинские меры, а при полном выздоровлении или очень значительном улучшении психического состояния больного ко времени предварительного следствия или судебного разбирательства, уголовное дело прекращалось без применения принудительного лечения. Данное обстоятельство было учтено законодателем при принятии действующего УК РФ. Вид назначаемой принудительной медицинской меры определяется только одним обстоятельством – психическим состоянием лица, подлежащего принудительному лечению (ст. 100 и 101 УК РФ).

       Основания для назначения отдельных видов принудительного лечения (критерии выбора вида принудительных мер медицинского характера).

     Каждый  вид принудительных медицинских  мер имеет свои специфические  основания (критерии назначения). Наиболее общие и значимые из них содержатся в нормах действующего уголовного законодательства.

     Применительно к лицам с тяжелыми психическими расстройствами это нормы ст. 100 и 101 УК РФ. Основным признаком, лежащим в основе дифференциации принудительного лечения по отдельным видам, является степень опасности больного: чем выше опасность, тем строже вид назначаемой медицинской меры.

     Наименее  строгим является амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК РФ) Оно назначается в случаях, когда больной по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар, а все лечебные и иные психиатрические меры, необходимые для достижения целей принудительного лечения, можно реализовать в амбулаторных условиях. Исполняется этот вид принудительного лечения по месту жительства или постоянного пребывания больного.

     В отличие от амбулаторного принудительного  лечения, стационарные виды принудительных мер медицинского характера назначаются тогда, когда характер психического расстройства требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть обеспечены только в психиатрическом стационаре (ч.1 ст.101 УК). В качестве такого рода условий выступает, прежде всего, круглосуточное пребывание больного в психиатрическом учреждении, сопровождаемое медицинским уходом и надзором.

     Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч.2 ст.101 УК). Стационары общего типа – это обычные стационары (больницы и стационарные отделения), оказывающие стационарную психиатрическую помощь населению. Принудительное лечение проводится в них наряду с лечением психически больных, не совершивших ООД, в тех же условиях содержания и наблюдения.

     Принудительному лечению в психиатрическом стационаре специализированного типа подлежат лица, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения (ч.3 ст. 101 УК) Специализированность стационара означает, что он предназначен для содержания и лечения исключительно лиц, находящихся на принудительном лечении. Стационар специализированного типа – это, как правило, специализированное отделение обычной психиатрической больницы.

     Принудительное  лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдение назначается лицам, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения (ч.4 ст.101 УК). Под особой опасностью, являющейся отличительной чертой данного контингента больных, в соответствии с научной доктриной (правовой и судебно-психиатрической), а также сложившейся практикой понимается высокая степень вероятности совершения новых особо опасных деяний – убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и пр. Дополнительными признаками особой опасности могут служить также систематичность совершения больным опасных деяний, несмотря на принимавшиеся в прошлом меры медицинского характера, а также невозможность содержания некоторых больных в иных условиях, кроме специально организованного постоянного и интенсивного наблюдения. Поэтому в стационарах специализированного типа с интенсивным наблюдением обеспечение безопасности возложено помимо медицинского персонала и на немедицинскую службу охраны. Она находится в оперативном управлении администрации стационара, но подчинена органам юстиции – органам Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) Минюста РФ.

     В настоящее время в качестве психиатрических  стационаров данного типа функционируют  самостоятельные учреждения: психиатрические  больницы специализированного типа с интенсивным наблюдение, подчиненные  непосредственно федеральному органу исполнительной власти – Росздраву РФ. Всего насчитывается 7 таких учреждений, каждое из которых обслуживает несколько регионов (краев, областей). Подобная ситуация сложилась исторически после передачи в 1988 г. психиатрических больниц специального типа (как они тогда именовались) из ведения МВД СССР в подчинение Минздраву СССР. Однако действующее российское законодательство не запрещает создавать такие больницы (или стационарные отделения) в системе психиатрических учреждений, подчиненных органам управления здравоохранения субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Судебная психиатрия"