Петр 1 и его время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 08:58, реферат

Описание работы

Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего русского народа - Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено стать Первым Императором Российской Империи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
1. Молодой царь………………………..………………………………………….5
2. Новый курс России……………………………………………………………15
3. Первые реформы……………………………..………………………………..16
4. Драма Русской православной церкви………………………………………..21
5. Регулярство………………………………………………...………………….23
6. Необыкновенный царь………………………………..………………………26
7. Новая столица России……………………………………………………..….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Петр 1 и его время.docx

— 65.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………...…………………3

1. Молодой царь………………………..………………………………………….5

2. Новый курс России……………………………………………………………15

3. Первые реформы……………………………..………………………………..16

4. Драма Русской православной церкви………………………………………..21

5. Регулярство………………………………………………...………………….23

6. Необыкновенный царь………………………………..………………………26

7. Новая столица России……………………………………………………..….28

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы………………………………………………..…………….33

 

 

Введение

 

Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего русского народа - Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено стать Первым Императором Российской Империи.

 В России, на протяжении XVII века постепенно  накапливались и назревали изменения  во всех отраслях и сферах  социально-экономической и политической  жизни страны, которые переросли  в первой четверти XVIII века в  качественный скачок. Московская  Русь превратилась в Российскую  Империю. Коренным образом изменилось  место и роль России в международных  отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны и вступал в стадию своего разложения.

Сложность исторического развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществляемых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты.

Безусловно, Петр I - одна из выдающихся личностей в российской истории. Вероятно, нет такого человека, который не знал бы эту фигуру. Личность и деятельность русского императора поражает своим многообразием. В правление Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Он является героем бесчисленных художественных произведений, выдающимся реформатором и, конечно же, первым русским императором.

В русской историографии личность Петра I и его деятельность рассматривается неоднозначно: от полной идеализации его личности и дел, до многочисленной критике в его адрес. В основном, это зависит от мнения историка, который ведет повествование и чаще всего присутствует субъективный фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Молодой царь

 

27 апреля 1682 г. умер царь Федор Алексеевич. Ему было всего 20 лет. Слабый и  больной, он вступил на престол  после своего отца – царя  Алексея Михайловича в 1676 г. и  правил всего 6 лет. И хотя Федор  женился дважды, детей у него  не было. Боярская дума, собравшаяся  в Кремле после смерти царя, должна была решать: кому стать  русским самодержцем. Кандидатов  было двое – 16-летний царевич  Иван и 10-летний царевич Петр. Оба они были детьми царя Алексея, но от разных матерей.

От первой жены – царицы Марии Ильиничны из рода Милославских – у царя Алексея было 13 детей. К 1682 г. в живых из них осталось шесть царевен и один царевич – Иван. От второго брака, от царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, в живых были двое – царевна Наталья и царевич Петр. Так как, согласно традиции, женщины в династическом счете не учитывались, реальными претендентами на престол стали братья-царевичи Иван и Петр. После некоторых раздумий патриарх, бояре и другие чины Государева двора 27 апреля провозгласили царем младшего – Петра. Действовали они так не случайно – любому было видно, что старший царевич Иван не мог стать полноценным царем. Слабоумный и хилый юноша, он явно уступал в развитии своему живому и умному брату Петру.

Но за каждым из царевичей стояла семья цариц, сторонники, составлявшие свою придворную и политическую группировку. Особенно силен был клан Милославских. Выбор в цари Петра, выходца из другого клана, смешал все их карты. Тогда Милославские решили действовать силой, они составили заговор. Душой его стала царевна Софья Алексеевна.

С помощью денег, обещаний, устрашающих слухов о коварных происках Нарышкиных партии Милославских удалось поднять стрельцов на восстание, которое началось в полдень 15 мая 1682 года. Это был самый страшный день в жизни 10-летнего Петра. Тогда он вместе с матерью и братом Иваном стоял на Красном крыльце Большого Кремлевского дворца. Внизу пьяно и кровожадно ревела толпа, по дворцу, громыхая оружием, бегали стрельцы.

Они, по указке людей Софьи, вытаскивали на крыльцо родственников и приближенных царицы Натальи и затем бросали их вниз на подставленные копья и бердыши. Окровавленные и изрубленные тела с гиканьем и прибаутками стрельцы волокли по грязи на Красную площадь, где выставляли на всеобщее обозрение. Никогда в памяти будущего реформатора России не изгладились дикие сцены этого солнечного майского дня и навсегда для Петра стрельцы стали смертельными врагами. Он называл их «кровожаждущей саранчой».

После стрелецкого бунта в России установилось троевластие: кроме Петра царем был объявлен Иван Алексеевич, а правительницей-регентшей государства стала царевна Софья. И хотя Петр по-прежнему оставался самодержцем, власть на самом деле полностью перешла от Нарышкиных к Милославским, точнее – к Софье и ее главным советникам – князю Василию Васильевичу Голицыну и начальнику Стрелецкого приказа Федору Леонтьевичу Шакловитому.

Уже современники обращали внимание на живость, энергию и ум малолетнего Петра, так непохожего на своего брата Ивана. Летом 1683 г.цари принимали посольство шведского короля Карла XI. Секретарь посольства Кемпфер вспоминал:

На двух серебряных креслах под иконами сидели оба царя в полном царском одеянии, сиявших драгоценными каменьями. Старший брат, надвинув шапку на глаза, опустив глаза в землю, никого не видя, сидел почти неподвижно; младший смотрел на всех; лицо у него открытое, красивое; молодая кровь играла в нем, как только обращались к нему с речью. Удивительная красота его поражала всех предстоявших, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских. Когда посланник подал верующую грамоту и оба царя должны были встать в одно время, чтобы спросить о королевском здоровье, младший Петр, не дав времени дядькам приподнять себя и брата, как требовалось этикетом, стремительно вскочил с своего места и заговорил скороговоркой обычный привет: «Его королевское величество, брат наш Каролус Свейский по здорову ль?»

Но Петр редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. Остальное время он проводил в Преображенском – среди лесов и полей. Это непосредственным образом сказалось на личности будущего реформатора России. После бунта стрельцов он был выброшен из замкнутого, церемонного мира Кремля. Петр, оказавшись в Преображенском, не получил, подобно своему отцу или брату Федору, традиционного православного образования московских царевичей, позволявшего им, на равных с церковными мыслителями, разбираться в сложных вопросах веры, церковной литературы и культуры.

Петр, приобретая от своих не особенно строгих учителей отрывочные знания, так и остался малограмотным человеком, не постигшим до конца своей жизни элементарных правил грамматики и орфографии. Даже в зрелые годы он писал многие слова по фонетическому принципу – как слышал, так и писал («хто здес, книшка, афицер, сталяр»). Конечно, дело не в уровне богословской подготовки царя или его грамотности (хотя это весьма важно), а в том, что Петр не усвоил той совокупной системы ценностей, которые были присущи русской традиционной культуре, основанной на православии, «книжной премудрости», уважении заветов предков, строгой изоляции от «поганого» мира католического и протестантского Запада и мусульманского Востока.

Не традиционное образование, а его отсутствие, неограниченная свобода сильно повлияли на становление личности молодого Петра. Военные игры – главное увлечение его детства, постепенно становились все сложнее, деревянные ружья заменялись настоящими, на смену деревянным солдатикам приходили живые люди- ровесники царя из его окружения: стольники, спальники, конюхи. Они были первыми участниками его бесконечных военных игр. Подрастая вместе с царем, они превращались в солдат и офицеров вначале «потешного», то есть забавного, игрушечного, а потом уже и настоящего войска, соединенного в конце 80-х гг. XVII в. в два гвардейских полка – Преображенский и Семеновский (по имени соседнего с Преображенским села). «Воинские потехи» на полях под Преображенским и Семеновским требовали от царя военных знаний и навыков. И Петр с жадностью учился приемам боя, началам тактики (чтобы правильно управлять войсками), артиллерийского дела и баллистики (чтобы точно стрелять), математики и фортификации (чтобы правильно оборонять или осаждать крепости), астрономии и картографии (чтобы определяться на местности, водить в море корабли) и т.д. Кроме того, Петр пристрастился к ремеслам- плотничьему, токарному, столярному, кузнечному, типографскому и многим другим. В этом сказалась любовь царя к конкретному, вещественному, осязаемому результату труда, рационализм его ума.

Военные потехи сблизили Петра с профессиональными военными и, прежде всего, с генералом Патриком Гордоном, командовавшим русской пехотой. Он помогал царю с вооружением его потешных, часто виделся и разговаривал с ним. Это был мудрый, солидный, неторопливый старый воин-шотландец. Они приехал в Россию в 1661 г., прослыл опытным полководцем и хорошим инженером. Гордон неплохо знал и Россию, и по-видимому, симпатизировал Петру, связывал с ним свое будущее, угадав в непоседливом юноше будущего полководца и государственного деятеля. В окружении царя, кроме обычных иностранцев-врачей, появились офицеры, которые обучали потешных военному делу. Познакомился Петр и с двумя голландцами – корабельных дел мастерами – Карстеном Брантом и Францем Тиммерманом, которые рассказывали юноше о Голландии, учили корабельному делу.

Дружба с иностранцами-специалистами привела Петра в Немецкую слободу, которую назвали Кокуй. В ней жили служившие русским царям иноземные офицеры, инженеры, купцы, предприниматели, одним словом – разный люд, приехавший в Россию в поисках денег, славы и чинов. Поселение иностранцев было построено на отшибе Москвы, подальше от ее православных святынь и горожан, крестившихся и плевавших вослед «богопротивному» иноземцу в парике и с трубкой в зубах. Кокуй оказался для Петра местом необыкновенным и поучительным.

В сущности, это был маленький, провинциальный западный городок, неведомо как выросший на русской земле. Высокая изгородь и купы деревьев скрывали от постороннего взгляда поселение так разительно непохожее на традиционный русский город: чистые улочки с уютными домами немецкой и голландской архитектуры, цветы и декоративные кусты и деревья, церкви с острыми шпилями, ветряные мельницы, таверны, где в клубах табачного дыма, за глиняной кружкой доброго пива сидели степенные бюргеры, купцы, офицеры.

Общение с иностранцами, с жизнью Немецкой слободой не прошло даром для царя – будущего реформатора, западника. Постепенно, как-то незаметно для себя, Петр перешел ту непреодолимую для десятков поколений русских людей границу, которая с древних времен отделяла в их сознании «святую Русь» от «богомерзкого» Запада «папистов и еретиков». Петр плохо знал по-немецки и по-голландски, иностранцы смешно говорили по-русски, но в деле – у пушки, на бастионе Пресбурга, на палубе маленького фрегата в Переславском озере – они быстро находили общий язык, начинали дружить. Национальность, вера, возраст, иные различия тут уже мало что значили – работа всех объединяла.

Около 1690 г., когда Петру было 18 лет, он познакомился и близко сдружился с полковником Францем Лефортом. Выходец из Швейцарии, он был обычным для тогдашней Европы ландскнехтом, то есть наемным воином, готовым предложить свою шпагу тому, кто больше заплатит. Неведомые ветры занесли его в Россию. Он обосновался в Немецкой слободе, купил там дом, женился. 37-летний Лефорт очень понравился Петру. Он был красивый, воспитанный кавалер, изящно и ловко танцевал, умел говорить дамам сладкие комплименты. Но при этом он был смелым солдатом, многое повидавшим на своем веку. А Петру так были нужны надежные, верные люди, потому что в его жизни наступил тяжелый период.

Триумвират – троевластие Петра, Ивана и Софьи – не мог существовать долго: Петр мужал, стал совершеннолетним, в начале 1689 г. он даже женился, но, как и прежде, оставался не у дел. Софья, выполнявшая обязанности регентши до совершеннолетия царей, должна была уйти от власти, однако такой удел был не для властной царевны. Раздражение, взаимное неудовольствие и подозрения обоих враждебных лагерей – преображенского и кремлевского – усиливались. Давний конфликт близился к развязке.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен двумя стрельцами, которые прибежали в Преображенское и сообщили ему, что сторонники Софьи готовят вылазку против младшего царя. Тут у Петра не выдержали нервы – в панике, бросив жену, мать и даже не одевшись, он бежал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, отстоявшую от Москвы на 70 верст.

Информация о работе Петр 1 и его время