Общеимперские органы власти в Священной римской империи германской нации в середине XVI – начале XVII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Данная работа пытается раскрыть процесс взаимовлияния “конфессиональной эпохи” XVI века и тенденций централизации Священной Римской империи на примере развития органов власти. Как мы знаем, Священная Римская империя вступила в раннее Новое время с характерной только для неё двойственной структурой управления, где территориальная власть, в конечном счете, венчалась короной, с собственными органами власти в наследственных землях. Территориальный и имперский полюса власти были настолько сильны, что не могли окончательно победить в многовековом противостоянии центробежных и центростремительных сил в Империи.

Содержание работы

Введение
с.3
Глава 1. Органы власти императорского двора в середине XVI – начале XVII веков
с.13
Глава 2. Общеимперские органы власти в Священной римской империи германской нации в середине XVI – начале XVII веков
с.18
2.1 Коллегия курфюрстов
с.18
2.2 Рейхстаг
с.21
2.3 Имперский камеральный суд и судебные округа
с.24
Заключение
с.29
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

Религиозный раскол и последовавший за ним Аугсбургский религиозный мир, лишь оформил компромисс, но оставил курии внутри разобщёнными по религиозному признаку. Во второй половине XVI века Рейхстаг постоянно выступал барометром стабильности Империи. Императоры старательного поощряли его инициативу и охотно поддерживали переговорные инициативы между католиками и протестантами. Именно в эпоху Макимилиана II и Рудольфа II Рейхстаги собирались очень часто. Вследствие этого стало распространение практики сословных комиссий – особых комиссий, выбиравшихся имперскими чинами для решения различных вопросов. Однако в плане политического доминирования в них ничего не изменилось, так как главенствующую роль в Рейхстагах по-прежнему играли курфюрсты.24

Переломным моментом стал конец XVI века, когда развал общеимперских органов власти, в особенности Камерального суда, позволял Рейхстагу получить более обширные права, но с другой стороны антагонизм между радикальными группировками католиков и протестантов вызрел окончательно, что привело вождей радикалов к самым радикальным акциям. В 1608 году пфальцские кальвинисты сорвали Рейхстаг в Регенсбурге, а в 1613 году созванный также в Регенсбурге Рейхстаг был распущен без каких-либо постановлений, так как радикализировавшиеся религиозные партии не смогли ни о чём договориться. После этого до 1640 года Рейхстаги не собирались вовсе.

Таким образом, можно констатировать, что в рассматриваемую эпоху Рейхстаг не только не показывает тенденций к какой-либо централизации, но и стремительно распадается на противоборствующие группировки, формирующиеся по признаку религиозной общности, в результате чего теряется внутрикуриальная солидарность и внутрисословные скрепы, что приводит к невозможности сформировать единую позиции даже внутри одной курии. Результатом этого “распада” значимость Рейхстага в принципе падает, так как он больше не мог консолидировано представлять имперские чины и принимать какие-либо постановления.

2.3 Имперский камеральный суд и судебные округа

Вормсский Рейхстаг 1495 года провозгласил общеимперский мир, запретил межсословные распри и узаконил высший судебный орган Империи. Компромисс, достигнутый по вопросу общеимперского суда был выражен летом 1495 года в постановлении Максимилиана I о первом уставе суда, в которым были отражены пожелания и чинов, и короны. С этого момента данное учреждение становится известным как Имперский камеральный суд. Первоначально он располагался во Франкфурте, однако в 1499 году из-за нехватки средств на обеспечение его работа была приостановлена. С этого момента до 1527 года суд вынужден был скитаться по городам Империи, так как ни один город не мог продолжительное время содержать такое учреждение. Именно в 1527 году Карл V окончательно переместил Камеральный суд в Шпейер. Аугсбургский Рейхстаг 1547-48 годов упорядочил финансирование суда, так как теперь каждый имперский чин, указанный в имперском матрикуле, обязан был дважды в год вносить взносы на его содержание.

Уже статьи первого уложения 1495 года показывают напряжённое противостояние между короной и регионами. Камеральный судья, который возглавлял это учреждение и назначался императором, по сути, не имел каких-либо полномочий, и деятельность его ограничивалась открытием-закрытием заседаний и надзиранием за процессом, то есть функции его были по большей части представительскими. Конкретная работа ложилась на плечи 16 заседателей-асессоров, которые делились на две скамьи: “учёных” и “дворян”. Первые были дипломированными юристами или докторами, а вторые состояли из представителей благородного сословия без дипломов. Каждый курфюрст имел право предлагать по одному асессору, затем к ним добавлялись кандидаты от других чинов, при этом император мог выставить всего лишь двух асессоров – от Бургундии и от Австрии. В 1555 году число асессоров было увеличено до 24 человек, за счёт того, что каждый судебный округ должен был наряду с юристом послать и одного представителя от имперского рыцарства. Фактически характер Имперского камерального суда был сословным, так как каждый округ назначал в асессоры удобных для себя кандидатов. Асессоры хоть и образовывали ядро суда, но обслуживало суд большое количество чиновников. К их числу относились прокуроры и адвокаты, которые непосредственно занимались разбором дел и представляли стороны на судебных процессах. Также был отдельный штат нотариусов, которые вели корреспонденцию и регистрировали судебные постановления. При суде имелась своя канцелярия, которую возглавлял эрцканцлер, в ведение которой была официальная корреспонденция с имперскими чинами и короной.25

Целью Имперского камерального суда была защита мира в землях Империи. Главной задачей было пресечение межсословных распрей и вооружённых стычек между чинами Империи. Суд был обязан рассматривать любые иски, которые затрагивали интересы чинов, если они не находили решения на уровне местной юстиции. Фактически, любой подданный имперского сословия, включая крестьян и горожан, мог инициировать судебный процесс. Однако со времён принятия Золотой Буллы 1356 года за курфюрстами регистрируется право запрета на апелляции для подданных, что заставляло Камеральный суд с тем, что подданным курфюрстов могли запретить подавать жалобы в данную инстанцию, но на практике при молчаливом согласии короны к производству принимались дела от территорий с ограниченный правом апелляций. Помимо этого суд разрешал конфликты между равными по сословии имперскими графами, светскими князьями и духовными князьями, а также занимался фискальными вопросами, связанными с нарушениями в области налогообложения.

    Несомненно, то, что суд играл большую роль в системе отношений между короной и её ленниками. Хотя сословия и контролировали большинство мест в суде, но всё же сама его работа предполагала наличие единства, внутреннего согласия и профессиональной солидарности. Однако именно религиозный раскол, ударив по этим принципам профессиональной солидарности и единства, сначала замедлил, а потом и вовсе прекратил деятельность Имперского камерального суда.

Именно эпоха середина XVI – начала XVII века поставила новые угрозы данному учреждению. Конфессионализация расколола корпус асессоров по религиозному признаку, и постоянное преобладание католиков среди заседателей делало возможным сделать суд более зависимым от Императора как лидера католиков. Однако решения Аугсбургского Рейхстага 1555 года предусматривали создание ревизионной комиссии, которая должна была проверять работу суда и только после заключения данной комиссии судебные постановления подлежали исполнению. Комиссия состояла наполовину из католиков и наполовину из протестантов. Кризис в её работе наступил в момент, когда архиепископ Магдебурга, который был сыном курфюрста Бранденбурга и лютеранином, отказался сложить с себя духовный сан католического архиепископа, что требовалось по условиям мира 1555 года. Из-за этого возник сильный скандал в результате, которого католики грозились перестать принимать участие в работе комиссии, но протестанты отвечали тем же. Рудольф II решил поддержать единоверцев и в итоге протестанты покинули ряды комиссии, и теперь она перестала собираться. Фактически при таком положении дел работа суда была сорвана, так как без комиссии ни одно его решение не могло быть утверждено. Таким образом, к началу XVII века Империя фактически лишилась своего главного судебного органа, и большая часть судебных полномочий была переложена на Имперский придворный совет.26

Ещё одной структурой, созданной в эпоху реформ Максимилиана I, была система судебных округов. Ещё современникам Максимилиана I было понятно, что будущее Империи зависело от лояльности регионов, поэтому в 1500 году по обоюдному согласию короны и сословий Империя была поделена на 6 округов,  к которым в 1512 году добавилось ещё 4 округа. Таким образом, к середине XVI века Империя подошла с 10 судебными округами: Нижнесаксонский, Верхнесаксонский, Франконский, Бургундский0 Швабский, Баварский, Австрийский, Нижнерейско-Вестфальский, Верхнерейнский, Рейнско-курфюршеский. Первоначальной идее было создание округов шло в рамках создания Имперского правительства, но с течением времени эта идея ушла в прошлое, и в 1521-22 годах было принято уложение, по которому округам был придан институционный каркас и они должны были исполнять в своих рамках судебные постановления имперского правительства. Также округам надлежало принимать решения по запросам короны о формировании армий и финансировании войн, то есть они превращались в фискальные единицы Империи. В таком виде имперские округа просуществовали весь описываемый в данной работе период.27

Можно констатировать, что имперские округа, задумывавшиеся изначально для одной цели в итоге послужили совершенно другой цели, став фискальными ячейками империи и отчасти мобилизационными единицами  Германии. Но как таковых тенденций к централизации в описываемый период в них не наблюдается, скорее, здесь наблюдается тенденция к сохранению текущей ситуации.

Если рассматривать в сумме деятельность всех не придворных органов власти в Империи, то можно сделать конкретный вывод о том, что никаких тенденций к централизации здесь не наблюдается, а если они и есть, то носят скорее случайный характер и возникают под воздействием случайных обстоятельств. Отдельно стоит сказать про коллегию курфюрстов, которая в данную эпоху централизуется и консолидируется, однако процессы эти носят не общеимперский характер, а характер внутренней централизации, т.е. происходит консолидация определённого органа власти и потом этот орган власти, укрепившись, начинает бороться с короной за свои права и привилегии. Что касается Рейхстага, то вся его положительная деятельность в итоге пошла прахом в эпоху религиозного раскола, когда религиозный антагонизм разрушил старые внутрисословные скрепы и фактически парализовал работу этого представительного органа власти. Та же судьба и по тем же причинам постигла и Камеральный суд. Имперские же округа фактически стали орудием для ещё большего возвышения региональных элит в лице курфюрстов и крупных князей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате своего исследования я пришёл к определённым выводам. Во-первых, стоит заметить, что Священная Римская империя в XVI веке переживает переходный период в области управления. В дополнение к старым сословным институтам власти образуются новые придворные органы власти, которые официально или неофициально занимают определённые позиции в управлении Империей. В данном процессе огромное значение имели реформы Фердинанда I, повлекшие создание в 1559 г. имперских надворных и тайных советов. По уложению 1559 г. в круг дел надворного совета входили вопросы управления и юстиции, право на пересмотр судебных вердиктов и на помилование. По отношению к имперскому камеральному суду надворный совет выступал конкурирующей инстанцией. Кроме того, ему было передано исключительное право решать все спорные вопросы, связанные с имперскими ленами. Коллегиальный стиль управления, столь присущий первым императорам конфессиональной эпохи, обеспечивал принятие окончательных решений лишь после обсуждения в обоих советах, что превращало обе инстанции в высшей степени авторитетные учреждения. Не случайно, что после блокирования работы камерального суда именно имперский совет принял на себя, по обоюдному согласию всех споривших конфессиональных групп, бремя разрешения самых болезненных вопросов.

Старые институты власти также продолжают своё развитие, но развитие это идёт по пути консервации олигархических и сословных порядков, что приводит их к замыканию в себе.

Так, с новой силой была заявлена роль рейхстага как главного органа имперского сословного представительства. Именно путем дискуссий и соглашений, выработанных в преддверии рейхстага и на нем самом, Фердинанд добился заключения имперского мира 1555 г. И именно с опорой на рейхстаг последующие императоры смогли обеспечить действенный контроль над ситуацией в Империи. Характерной чертой становились частые созывы рейхстага (1556,1557,1558,1559,1564,1566,1567,1570,1574), превращавшегося тем самым в своеобразный барометр внутренней стабильности. Внутренняя структура этой ведущей сословной ассамблеи отличалась относительной стабильностью. Более существенными стали изменения в раскладе сил, представленных на рейхстаге. Реформация, резко усилившая значение княжеского форума, повлекла укрепление и без того сильных позиций княжеских фракций: коллегии курфюрстов, княжеской и графской курии. В свою очередь, менее громкими становились голоса имперских городов, хотя сама городская курия уже оформилась с конца XV в. Мнение городов все реже сказывалось на решении ключевых проблем. Разумеется, в условиях религиозного раскола, хотя и нормированного Аугсбургским миром, рейхстаг становился не только местом многоборья сословных сил с императором, но и острых межсословных полемик. Возникали сложные комбинации в отношениях императора и ведущих сословных сил. С одной стороны, императоры вынуждены были согласовывать свое мнение с ведущими династами Империи, как, например, с курфюрстом Саксонии или герцогом Баварии, что усиливало олигархический характер рейхстага, с другой — получали возможность играть на противоречиях в самой княжеской курии, расколотой по конфессиональному признаку. Рейхстаг становился более элитарным, но внутренне менее цельным институтом, открытым для давления со стороны короны.

Коллегия курфюрстов, которая и так изначально была крайне закрытой сословно-иерархической структурой, ещё больше укрепляет свои позиции и фактически становится оппонентом императорской власти в сфере управления империей. Ведь параллельно с рейхстагом конфессиональная эпоха создала еще один орган сословного представительства: съезд имперских депутатов. Основы его функционирования были заложены в статьях Аугсбургского религиозного мира, в рамках Уложения об имперской экзекуции, призванного гарантировать земский мир. Съезд депутатов предполагался более мобильным и эффективным органом контроля над соблюдением мира в Империи, нежели рейхстаг. На них, как правило, велись предварительные переговоры по вопросам, затем обсуждавшимся на рейхстаге. Подавляющее большинство голосов было за имперскими князьями, что превращало съезды в настоящие ассамблеи княжеской олигархии. Рождение нового учреждения знаменовало, таким образом, еще один шаг на пути укрепления позиций сословной элиты. Вместе с тем императоры были заинтересованы в успешной работе съездов, на которых договориться по важнейшим вопросам было легче, чем на многолюдных сессиях рейхстага

Информация о работе Общеимперские органы власти в Священной римской империи германской нации в середине XVI – начале XVII веков