Привлечение иностранного капитала в акционерной форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 09:26, реферат

Описание работы

Привлечение иностранных инвестиций и последовательная либерализация инвестиционного режима в рамках «политики открытости к внешнему миру» является одним из главных направлений реформ, осуществляемых в КНР с конца 70-х гг. Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций уже в 80-е гг.: показатели согласованных прямых иностранных инвестиций вышли на уровень 4-6 млрд. долл. в год, а фактически осуществленных – 2-3 млрд. долл. в год.

К середине 90-х гг. Китай стал крупнейшим среди развивающихся стран мира и вторым по значению после США получателем прямых иностранных инвестиций. В 1994г. в экономику Китая было привлечено иностранных инвестиций на сумму в 43,2 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 33.8 млрд. долл.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Виды организационных форм инвестиционного сотрудничества.

Глава 2. Либерализация инвестиционного режима.

2.1. Инвестиционный режим в Китае: общие контуры.

2.2. Порядок доступа иностранных инвесторов в национальную экономику.

2.3. Оперативная деятельность иностранных инвесторов.

2.4. Иностранные инвестиции в сферу услуг.

2.5. Обеспечение интересов национального производства в условиях привлечения иностранного капитала.

Глава 3. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме.

3.1. Типы акций, действующих для иностранных инвесторов.

3.2. Нормативно-правовая база привлечения инвестиций в акционерной форме.

3.3. Проблемы формирования фондового рынка с иностранным участием.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Инвестициии в экономику КНР.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

    При учреждении общества среди его учредителей  должно быть размещено не менее 35℅  акций. Акционеры не имеют преимущественных прав на покупку дополнительных акций. Учредители не могут продавать свои акции в течение первых трех лет деятельности компании, а члены Совета директоров и высшие менеджеры – в течение срока своей работы на этих должностях.

    Общее собрание акционеров проводится не реже одного раза в год. Для принятия обычных  решений требуется простое большинство, но вопросы о ликвидации, слиянии, разделении, а также об изменениях в уставе решаются большинством в 2 ∕ 3 голосов. Совет директоров избирается общим собранием и состоит из 5-19 членов. Для принятия им решений необходимо присутствие, по меньшей мере, половины членов Совета.

    Создание  акционерного общества утверждается уполномоченными  государственными органами. Государственную  политику в отношении фондового  рынка осуществляют Комиссия по ценным бумагам при Госсовете КНР. Ее исполнительным органом является Комитет по контролю и управлению рынком ценных бумаг в Китае, в функции которого входит регулирование процессов эмиссии акций и облигаций, пресечение противозаконной деятельности.

    В развитие положений Закона КНР «О компаниях» центральными органами исполнительной власти было выпущено несколько документов, относящихся непосредственно к акционерным обществам с иностранным участием. Особенности юридического статуса таких компаний, а также процедуру их создания определяет изданное Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР в январе 1995г. «Временное положение о некоторых вопросах учреждения акционерных обществ с иностранным участием». Акционерное признается предприятием с иностранными инвестициями, если доля иностранных средств в уставном капитале составляет не менее 25℅ (надо сказать, что аналогичный критерий применяется и в отношении паевых СП). В этом случае оно может пользоваться налоговыми, таможенными и другими льготами, установленными для предприятий с иностранным участием. Такие нормы распространяются и на предприятия, в которых задействован китайский капитал из Гонконга, Макао и Тайваня.

    АО  с иностранным участием может  быть создано двумя способами: путем  учреждения или через реорганизацию  уже действующего предприятия. В первом случае необходимо, чтобы хотя бы один из учредителей представлял зарубежную страну. Во втором – к этому добавляется требование о том, чтобы реорганизуемое предприятие было прибыльным в течение 3 лет, предшествующих реорганизации. Общество может быть создано как на базе действующего СП, так и на базе предприятия государственной и коллективной собственности. В последнем случае предприятие должно функционировать как минимум в течение 5 предшествующих лет. Минимальный размер акционерного капитала установлен на уровне 30 млн. юаней, что в три раза превышает соответствующий показатель для АО, основанных на чисто китайском капитале.

    Опыт  эмиссии отдельных типов акций  для иностранных инвесторов обобщен  в двух документах, изданных Госсоветом КНР. Вопросам эмиссии акций типа «Н» и «№» посвящено «Специальное положение о выпуске акционерными компаниями акций для размещения  на зарубежных рынках» (август 1994г.), а проблемам выпуска акций типа «В» - «Положение о привлечении акционерными компаниями иностранных инвестиций на внутреннем рынке» (декабрь 1995г.). Достаточно трудно проводить прямое сопоставление этих нормативных актов. Более поздний документ гораздо лучше юридически проработан. В частности, в документе 1994г. вопрос о минимуме уставного капитала не рассматривается вообще. Правда, в более позднем документе МВТЭС названа сумма в 30 млн. юаней. Напротив, «Положение» 1995г. увеличивает этот показатель для случая, когда АО с иностранным участием создается путем реорганизации действующего предприятия, при этом предусматривается, что учредители компании должны располагать не менее 35℅ суммы первичной эмиссии, и только в случае, когда уставной капитал превосходит сумму в 400 млн. юаней, - не менее 15℅. Если же компания, уже прибегавшая к выпуску акций типа «В», хочет увеличить свой капитал за счет дополнительной эмиссии, то ее чистые активы должны составлять не менее 150 млн. юаней.

    В обоих документах устанавливается, что выпуск акций должен быть санкционирован Комиссией по ценным бумагам при  Госсовете КНР. Документ 1995г. дополнительно устанавливает, что на эмиссию свыше 30 млн. долл. необходимо специальное разрешение Госсовета.      

      Оба документа декларируют, что сделки и выплаты дивидендов по акциям осуществляются в инвалюте. Однако не указывается о механизме и периодичности начисления дивидендов, и, соответственно, о подразделении акций на обыкновенные, привилегированные и т.д. Андеррайтеры, осуществляющие подписку на акции типов «Н» и «№», назначаются компанией по согласованию с Комиссией Госсовета, а в случае с акциями типа «В» - еще и с Народным Банком Китая. Последний устанавливает, что андеррайтер должен открыть валютный счет в банке, расположенном на территории КНР, и переводить на этот счет все средства, полученные в ходе размещения акций в течение согласованного срока.

    И в том, и в другом документе  важное место отводится гарантиям  для иностранных инвесторов. Так, «Положение», касающееся  акций типа «В», декларирует, что такие акции дают владельцам те же права, что и акции типа «А» китайским держателям. Однако не уточняется, имеют ли владельцы таких акций право голоса и, соответственно, - могут ли они участвовать в принятии решений об инвестиционной стратегии компании. Акционеры могут исполнять свои полномочия через посредников, оформив поручительство. По специальному разрешению Комиссии Госсовета переход прав собственности на акции типа «В» и производные от них может осуществляться за пределами КНР. Дивиденды и другие выплаты инвесторам после уплаты налогов могут свободно переводиться за границу.

    В документе, регулирующем эмиссию акций  типа «Н» и «№», особо отмечается, что деятельность эмитента не должна противоречить законодательству той  страны, в которой размещаются  акции. Комиссия Госсовета и ее исполнительные органы могут заключать специальные соглашения с аналогичными органами других стран. Реестр акционеров может помещаться за рубежом – в доверительном управлении. Второй экземпляр должен находиться в распоряжении предприятия – эмитента в КНР. В случае утраты или порчи акций вопрос о восстановлении решается в соответствии с законодательством страны, где находится первый экземпляр реестра. Информация, предоставляемая китайским и иностранным акционерам, не должна иметь взаимных противоречий. Разрешение споров происходит по законам КНР.

    Представляется, что слабым местом общенационального  законодательства остается регулирование  операций на вторичном рынке. Вопросы, связанные с биржевыми котировками  акций, рассматриваются в действующих  нормативных актах только в самой  общей форме. На практике в отношении акций типов «Н» и «№» они решаются в соответствии с регламентами бирж Гонконга и Нью-Йорка. Котировки акций типа «В» происходят по правилам шанхайской и шэньчжэньской бирж. Сделки в Шэньчжэне осуществляются в гонконгских, а Шанхае – в американских долларах. Торговля происходит в бездокументальной форме – через электронные системы, без физического перемещения акций. Результаты сделок оформляются на третий день после совершения торгов. О случаях, когда в руках иностранного инвестора оказывается более 5℅ акций типа «В», выпущенных одной компанией, необходимо сообщать в местное отделение НБК.

    В Шанхае дивиденды по акциям не облагаются налогом, а в Шэньчжэне взимается 10℅ налог с суммы, на которую  дивиденд превышает ставку по срочному депозиту. Гербовая пошлина на обеих биржах составляет 0,3℅, а биржевой взнос – 0,05℅ от суммы сделки.  
 

    3.3. Проблемы формирования  фондового

    рынка с иностранным  участием. 

    Первые  шаги по «открытию» фондового рынка  воспринимались как еще одно подтверждение  готовности руководства КНР развивать и дальше сотрудничество с иностранным капиталом. К тому же они совпали по времени с окончанием периода антиинфляционной политики «урегулирования» 1988-1991 гг. и вступлением китайской экономики в очередную фазу ускоренного роста. Интерес к акциям китайских предприятий укладывался в общую тенденцию, свойственную мировым рынкам капитала 1992-1993 гг.: вследствие снижения процентных ставок в США и других развитых государствах средства международных институциональных инвесторов устремились на «нарождающиеся рынки», в том числе и странах Восточной Азии.

    Агрегатные  индексы акций типа «В» в Шанхае и Шэньчжэне в 1992-1993 гг. переживали длительные периоды бурного роста, хотя и были подвержены значительным колебаниям. А прирост индекса акций типа «Н» во второй половине 1993г. опережал темпы увеличения индекса «Хан Сен», главного индикатора фондового рынка Гонконга, более чем на 80%-ных пунктов. Три предприятия – эмитента акций «Н» (Мааньшаньский сталелитейный комбинат, Шанхайский нефтехимический завод и пивной завод Циндао) вошли в 1993г. в «пятерку» компаний, аккумулировавших наибольшие суммы капитала на гонконгском рынке.

    Предприятия – эмитенты, как правило, относились к числу лидеров в своих  отраслях. Средства, мобилизованные на фондовых рынках, предполагалось использовать прежде всего для их технологической модернизации. Реорганизация предприятия в АО с иностранным участием должна была выступить средством повышения их эффективности – как за счет перестройки менеджмента, так и за счет изменений во взаимоотношениях с государством. К примеру, в результате акционирования доля иностранных инвесторов в уставных капиталах завода электронно-вакуумной аппаратуры и нефтехимического завода в Шанхае превысила 25%, и эти предприятия стали уплачивать подоходный налог по ставке для СП в 33% - вместо 55%, уплачивавшихся в то время госпредприятиями. В последствие штаб-квартиры обеих компаний переехали в преференциальную «зону развития» Пудун в восточной части Шанхая, в результате чего ставка налога снизилась еще больше – до 15%. Для некоторых предприятий, расположенных во внутренних провинциях, а не в приморских зонах с особо льготным инвестиционным режимом, налоговые обязательства были снижены в индивидуальном порядке – благодаря инициативам местных властей. В частности, такие привилегии были предоставлены Мааньшаньскому сталелитейному комбинату (пров. Аньхуэй) и Куньминскому машиностроительному заводу (пров. Юньнань).

    В ряде случаев (Мааньшаньский комбинат, Шанхайский нефтехимический завод, Шаньдунский энергетический комплекс) акционирование сопровождалось разрешением реализовывать большую, чем раньше, долю продукции по свободным рыночным ценам, что особо важно для предприятий тяжелой промышленности и энергетики – отраслей, традиционно подверженных наиболее жесткому государственному регулированию. Превращение в АО в определенной мере способствовало также разгрузке балансов предприятий от многочисленных объектов социальной сферы. Например, при акционировании завода полиграфического машиностроения «Бэйжэнь» все такого рода объекты были переданы в ведение вышестоящей государственной организации.

    Тем не менее, период эйфории инвесторов по поводу китайский акций был сравнительно недолгим. Общие предпосылки для изменения ситуации были созданы корректировкой макроэкономической политики китайского правительства. Увеличение темпов экономического роста, начавшееся в 1992г., сопровождалось резким ускорением инфляции, и в целях борьбы с наметившимся «перегревом» экономики власти были вынуждены уже в середине 1993г. перейти к сдерживанию роста методами жесткой кредитно-денежной политики. Непосредственное воздействие повысившихся процентных ставок на поведение иностранных инвесторов не могло быть значительным – как ввиду неразвитости механизмов перелива капитала между отдельными финансовыми рынками, так и из-за относительной изолированности рынков акций для зарубежных инвесторов. Гораздо более важным оказалось опосредованное влияние: меры по «связыванию» совокупного спроса повлекли за собой сокращение заказов на продукцию акционированных предприятий.

    Речь  шла не только об абсолютном сокращении спроса, но и о неплатежах покупателей  за фактически поставленную продукцию. Уже к концу 1993г. у четырех из шести предприятий, разместивших акции  в Гонконге, темпы увеличения кредитной задолженности намного перекрыли темпы прироста продаж. Например, у завода Циндао при увеличении продаж в течение 1993г. на 35% задолженность покупателей выросла на 230%.

    Кредитные ограничения оставались в силе и  два последующих года: успехи в  борьбе с инфляцией были достигнуты только лишь к концу 1995г. в таких условиях стартовые преимущества акционированных предприятий как прибыльных объектов для вложений оказались под сомнением. Более того, у предприятий, впервые вышедших на фондовые рынки 1994-1995 гг., изменился характер мотивации к акционированию. Привлечение иностранных инвестиций стало восприниматься многими хозяйственниками как альтернативный слишком дорогому банковскому кредиту метод пополнения ликвидности для ведения текущих операций.

    Существенные и сами по себе, трудности приспособления к жесткой финансовой политике выявили глубокие проблемы АО с иностранным участием, связанные с недостаточно четким разграничением прав собственности. В особенности это касается наиболее распространенного на практике случая, когда акции иностранных инвесторов реализует еще недавно полностью государственное предприятие. Обычно государство сохраняет за собой настолько значительную часть акций, что трудно говорить о реальных возможностях влияния на деятельность предприятия со стороны привлекаемых инвесторов. Да и само понятие «контрольного пакета» является достаточно эфемерным в условиях, когда и китайские и иностранные инвесторы не могут покупать акции, для них специально не предназначенные. В то же время, учитывая многочисленность административных ведомств, от которых обычно зависит китайское предприятие, трудно определить, какое из них и в какой мере форме должно представлять интересы государства и нести ответственность в пределах доли государства в акционерном капитале. На практике решение этого вопроса зависит от соотношения сил отдельных групп правящей демократии. В такой ситуации ни китайские, ни иностранные частные инвесторы не могут эффективно воздействовать на формирование управленческих структур компаний.

Информация о работе Привлечение иностранного капитала в акционерной форме