Привлечение иностранного капитала в акционерной форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 09:26, реферат

Описание работы

Привлечение иностранных инвестиций и последовательная либерализация инвестиционного режима в рамках «политики открытости к внешнему миру» является одним из главных направлений реформ, осуществляемых в КНР с конца 70-х гг. Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций уже в 80-е гг.: показатели согласованных прямых иностранных инвестиций вышли на уровень 4-6 млрд. долл. в год, а фактически осуществленных – 2-3 млрд. долл. в год.

К середине 90-х гг. Китай стал крупнейшим среди развивающихся стран мира и вторым по значению после США получателем прямых иностранных инвестиций. В 1994г. в экономику Китая было привлечено иностранных инвестиций на сумму в 43,2 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 33.8 млрд. долл.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Виды организационных форм инвестиционного сотрудничества.

Глава 2. Либерализация инвестиционного режима.

2.1. Инвестиционный режим в Китае: общие контуры.

2.2. Порядок доступа иностранных инвесторов в национальную экономику.

2.3. Оперативная деятельность иностранных инвесторов.

2.4. Иностранные инвестиции в сферу услуг.

2.5. Обеспечение интересов национального производства в условиях привлечения иностранного капитала.

Глава 3. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме.

3.1. Типы акций, действующих для иностранных инвесторов.

3.2. Нормативно-правовая база привлечения инвестиций в акционерной форме.

3.3. Проблемы формирования фондового рынка с иностранным участием.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Инвестициии в экономику КНР.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

    2.2. Порядок допуска иностранных инвесторов в национальную

    экономику Китая. 

    В Китае действует не регистрационный, а разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Другими словами, для того, чтобы конкретный инвестиционный проект начал реально осуществляться, недостаточно просто обоюдного желания китайского и зарубежного партнеров (в случае, если организуется совместное предприятие) или желания только иностранного партнера (если речь идет о предприятии с полной иностранной собственностью). Инвестиционный проект должен быть рассмотрен и утвержден уполномоченными на то государственными органами. Обычно инвестиционные проекты с иностранным участием утверждает Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТ и ЭС).  Также этот вопрос могут решать и нижестоящие органы управления – отраслевые министерства и ведомства, власти провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и некоторых провинциальных центров, администрации в зонах совместного предпринимательства. «Потолок» полномочий по утверждению проектов в производственной сфере не остается неизменным. Если в 80-гг. самый высокий уровень капиталовложений устанавливался в наиболее развитых районах страны, то в последние годы эта конфигурация изменилась главным образом в сторону предоставления дополнительных возможностей властям отсталых внутренних регионов. Так, в конце 90-х гг. лимиты на утверждение инвестиционных проектов для властей в провинциях и автономных районах Центрального и Западного Китая были увеличены до 30 млн. долл.

    Если  говорить о формах делового присутствия  иностранных инвесторов в Китае, то следует отметить, что у зарубежных предпринимателей всегда был широкий выбор организационных форм инвестиционного сотрудничества. Помимо использования таких сложных форм, как паевые совместные предприятия и филиалы компаний, находящихся в полной иностранной собственности, зарубежные инвесторы могут заключать субподрядные соглашения с китайскими предприятиями, вести компенсационную торговлю (поставки готовой продукции в погашение стоимости поставленных инвестиционных товаров), создавать контрактные совместные предприятия (имущественные комплексы без юридического лица, в которых распределение доходов происходит по договоренности сторон).

      Существуют также и специфические организационные формы инвестирования, свойственные только отдельным отраслям. В добывающей промышленности – это широко используемые соглашения о разделе продукции.

    Требования  к доле иностранного партнера в уставном капитале первого совместного предприятия  изначально были весьма благоприятными для инвесторов. Закон КНР о  совместных предприятиях с китайским  и иностранным капиталом (1979г.) установил нижний предел иностранного участия – не менее 25% капитала. Но в последние годы здесь наметилась делиберализация. Когда в 1994-1995гг. иностранные инвесторы впервые были допущены в сферы речных и авиационных грузовых перевозок, розничной торговли и посреднических внешнеторговых операций, было установлено , что доля китайской стороны в уставном капитале  должна составлять не менее 51%. А с изданием в 1995г. «Индустриального каталога по иностранным инвестициям» аналогичные требования были введены и для целого ряда отраслей материального производства.  

2.3. Оперативная деятельность иностранных инвесторов. 

    На  первых этапах сотрудничества Китая  с иностранным капиталом функциональные проблемы предприятий с иностранным  участием решались главным образом методами прямого административного воздействия – после обращения инвесторов в соответствующие государственные инстанции.

    Важную  роль  в повседневной текущей  работе предприятий с иностранными инвестициями играл комплекс проблем, связанных с неконвертируемостью китайского юаня. В целях контроля над эффективным расходованием валюты внешнеторговые операции предприятий с иностранным участием до сих пор подвергаются обязательному планированию и лицензированию.  Предприятие должно составить годовой экспортный план и предоставить его в МВТ и ЭС для получения соответствующей лицензии. План по импорту составляется также на год, но за лицензиями на импорт нужной продукции предприятие должно обращаться в МВТ и ЭС каждые полгода. Кроме того, в декабре каждого года предприятие должно представить в Государственную администрацию валютного контроля (ГАВК) валютный план на следующий год, а закупки по импорту должны происходить в соответствии с этим планом. Примерно такие же процедуры контроля действуют применительно к внешнеторговой деятельности и китайских предприятий.

    В середине 80-х гг. валютная выручка  предприятий с иностранным участием полностью оставалась в их распоряжении. Она помещалась на специальные счета предприятий в Банке Китая, и через них прибыли иностранных партнеров могли переводиться за границу. У предприятий с иностранным участием была свобода маневра и в области закупок по импорту. После 1986г. экспорт предприятий с иностранным участием стал стимулироваться дополнительными налоговыми льготами. В 90-х гг. главным средством поощрения стала дальнейшая либерализация внешнеторгового режима. В 1997-1998гг. в ходе азиатского финансового кризиса в ряде стран Юго-Восточной Азии произошла девальвация, что привело к ухудшению экспортной конкурентоспособности китайских товаров. В связи с этим, в середине 1998г. предприятиям с иностранным участием в КНР было разрешено создавать собственные внешнеторговые компании и заниматься не только экспортом своей продукции, но и посредническими функциями.

    Вообще, в 90-х гг. произошли значительные изменения в режиме валютного регулирования. Во-первых, была осуществлена унификация валютного курса юаня: официальный курс стал отныне устанавливаться на основе рыночного. Во-вторых, для китайских предприятий была отменена система валютных отчислений, и теперь вся экспортная выручка должна полностью продаваться уполномоченным государственным банкам. Одновременно был либерализован доступ к покупкам валюты – теперь китайским предприятиям достаточно просто предъявить импортный контракт и копию лицензии. Хотя условия валютного режима для национальных предприятий существенно приблизились к тем, которые действовали для предприятий с иностранным участием, но специфика последних все же сохранилась. Они имеют право на валютные счета, куда по-прежнему зачисляется вся их экспортная выручка, только для открытия такого счета им необходимо получить в ГАВК специальный регистрационный сертификат. Через несколько лет предприятия с иностранными инвестициями были, наконец, допущены к ресурсам межбанковского валютного рынка.

    За  последние годы значительно расширились  и возможности предприятий с  иностранным участием привлекать заемные  финансовые ресурсы. Иностранным инвесторам было разрешено получать кредиты не только от китайских, но и от иностранных банков. В последнем случае требуется гарантия кредитных учреждений КНР. Кроме того, возможности кредитования в последнее время существенно возросли благодаря опять-таки либерализации доступа иностранных банков на внутренние рынки КНР.

    Немалый прогресс в последнее время достигнут и в области регулирования земельных отношений, связанных с иностранным инвестированием. Существует так называемый рынок «прав на использование земли», т.е. рынок обязательств по долгосрочной аренде земельных участков. Китай использует дифференцированную шкалу сроков аренды в качестве метода стимулирования приоритетных направлений инвестирования. Например, в Шэньчжэне максимальный срок аренды для предприятий торговли и сферы обслуживания составляет 40 лет, для промышленных предприятий, объектов науки, культуры и медицины – 50 лет, для объектов жилищного строительства – 70 лет.

    Большой прогресс также достигнут и в  сфере регулирования трудовых отношений. Если раньше при наборе сотрудников  решающее слово было за китайским  партнером, то сейчас решающую роль играют такие методы, как конкурсный набор, набор через частные агентства и т.д. Помимо этого, в последние годы был принят целый ряд нормативных актов, призванных гарантировать социально-экономические права китайского персонала предприятий с китайским участием. Это заметно констатирует с прежним подходом, когда на многие злоупотребления в этой области власти «закрывали глаза», не желая портить отношения с зарубежными предпринимателями.  

    2.4. Иностранные инвестиции в сферу услуг. 

    Подходу китайских властей к осуществлению инвестиционного режима в сфере услуг свойственны те же тенденции, что и «политике открытости» в целом. Но следует отметить, что степень либерализации в сервисных отраслях существенно ниже, чем в других, и государственный контроль здесь гораздо более жесткий. Так, необходимость государственного контроля над вложениями в сферу операций с недвижимостью обычно связано с комплексом мер, призванных предотвращать «перегрев» экономики. Ограничение иностранного присутствия на финансовых и фондовых рынках трактуется недопущением чрезмерной зависимости формирующегося национального рынка капиталов от притока инвестиций из-за рубежа. В случае с транспортом и связью можно традиционном для коммунистических стран стремлении удержать под контролем «командные высоты» экономики. Наконец, в подходе к либерализации информационного рынка прослеживается стремление ограничить внешнее воздействие на политическую и культурную жизнь Китая.

    В начале 80-х гг. именно сервисные отрасли, работающие непосредственно на удовлетворение спроса иностранцев (общепит, гостиничное дело, бытовые услуги др.) привлекали наибольшее количество инвестиций. Но, вследствие возникшего превышения предложения над спросом, власти были вынуждены пойти на некоторые ограничения. Приток инвестиций сдерживался следующим образом: с одной стороны,  местные власти запрещали строительство отелей на подведомственных им территориях, а с другой – МВТ и ЭС ужесточило требования при утверждении новых инвестиционных контрактов. Впоследствии, так же были введены ограничения на банковское кредитование такого рода проектов.

    Что касается иностранных инвестиций в  такие ключевые отрасли сферы услуг, как банковское и страховое дело, транспортные перевозки, розничная торговля и т.д., работа над этим началась по существу только в 90-е гг.

    Финансовый  сектор.

    Здесь создание предприятий с иностранным  участием было впервые разрешено  еще в 1984г., но только в пределах «свободных экономических зон». Лишь в 1990г. зарубежные получили право создавать отделения  в Шанхае, а в 1992г. для вложений в финансовый сектор были открыты еще 7 городов в приморском поясе – Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Нанкин, Нинбо, Фучжоу и Гуанчжоу.  В 1994г. было разрешено создание финансовых предприятий с иностранным участием в 10 городах «внутренних» провинций Китая. До самого недавнего времени иностранные банковские структуры могли осуществлять прием вкладов и выдачу кредитов только в иностранных валютах. Лишь в 1998г. 9 пудунским отделениям в Шанхае был открыт доступ к ресурсам и информационной сети национального межбанковского рынка и, кроме того, они получили право вести депозитарные операции с государственными ценными бумагами.

    Страховые услуги.

    Допуск  иностранных инвесторов в отрасль  страховых услуг носит еще  более дозированный характер. В 1992г. первой из зарубежных страховщиков лицензию на открытие китайского отделения получила американская компания «American International Group» - крупнейшая страховая компания мира. Закон о страховании, принятый в 1995г., распространяется как на китайских,  так и на иностранных страховщиков, но законом установлено, что лицензирование последних осуществляется в особом порядке.

    Розничная торговля.

    В розничную торговлю иностранные  инвесторы стали допускаться  в 1992г., но только в «специальных экономических зонах» и в городах Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао. Инвестиции могут совершаться только в форме паевых совместных предприятий, причем срок инвестиционного соглашения должен быть не меньше 30 лет. Такие СП имеют право импортировать товары напрямую, без посредничества государственных внешнеторговых компаний. Но, установлено, что доля импорта в объеме розничных продаж не должна превышать 30%.

    Авто -  и железнодорожное  строительство, авиационные  и морские пассажирские перевозки.

    В эти сферы иностранные инвесторы были допущены еще в середине 80-х гг. Новый тур либерализации начался в 1994г., когда было разрешено создание предприятий с иностранным участием, авиационными и морскими грузовыми перевозками. Было также установлено, что иностранные инвесторы могут подключаться к строительству и обслуживанию морских и авиационных портовых терминалов, могут арендовать имеющиеся терминалы, еще не оснащенные необходимой инфраструктурой. Но при этом инвестиционное сотрудничество может осуществляться только в форме паевого СП, в котором китайская сторона должна обладать контрольным пакетом, а руководителями исполнительных органов СП должны быть граждане КНР.

    Создание  предприятий полной иностранной  собственности разрешается, если  только речь идет об открытии новых специализированных линий перевозок. На авиатранспорте закрытой для иностранных инвесторов областью остаются службы диспетчерского контроля за полетами.

    В 1998г. продолжился процесс либерализации  сферы водных перевозок. Иностранные  инвесторы были допущены к перевозкам по внутренним водам. Были ослаблены ограничения на тоннаж судов, эксплуатируемых совместными предприятиями. Для национальных и иностранных инвесторов были установлены единые тарифы на оплату услуг естественных монополий, был унифицирован порядок оказания навигационных услуг, заправки судов водой и топливом.

Информация о работе Привлечение иностранного капитала в акционерной форме