Анализ причин и этапы внедрения в Россию системы двухуровневого высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2017 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ причин и этапов внедрения в Россию системы двухуровневого высшего образования.

Объектом исследования является двухуровневая система высшего образования РФ.

Предметом дипломной работы - причины присоединения России к Болонскому процессу и этап реализации его основных положений.
В соответствии с целью, объектом исследования и предметом, можно выделить следующие задачи:
Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;
Рассмотреть выгоды России от реализации Болонского процесса как причины вступления;
Проанализировать прошлый опыт в системе двухуровневого образования;
Показать законодательные меры по реализации принципов Болонской Декларации в России;

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)
  1. обеспечение качества образования путем аккредитации образовательных программ (тестирование учащихся).
  1. введение единого для всех вузов механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы переноса и накопления кредитов (зачетных единиц).

Академический кредит- это единица трудоемкости учебного труда студента.

За семестр начисляется 30 академических кредитов, за учебный год ровно 60. Для получения бакалавра нужно иметь 240 кредитов, а для получения квалификации магистр от 90 до 120 кредитов. Кредиты начисляются после успешной  сдачи итогового испытания по дисциплине (экзамен, зачет, тест).

 

Трудоемкость учебной нагрузки студента включает время, которое он затратил на посещение лекций и семинаров, самостоятельную работу, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов. Все это должно повысить академическую мобильность студентов.

 

В сентябре 2009 года в Дрездене (Германия) состоялась   конференция «Химия и Болонский процесс. Актуальное состояние дел и потребности будущего». В ней участвовало 115 ведущих экспертов из 23 стран-подписантов Болонской декларации.

В ней я бы хотела обратить внимание на цели этого форума. Их были две:

1) пересмотреть актуальное состояние Европейского пространства высшего образования;

2) выявить важнейшие проблемы, требующие своего дальнейшего развития до 2020 года.

Участники конференции сделали некоторые итоги Болонского процесса, а также составили обстоятельное представление о задачах, нерешенных вопросах и выводах на следующее десятилетие. Единогласная оценка состояла в том, что заявленные Болонской декларацией цели полностью или частично не достигнуты и соответствующая корректировка болонских реформ выступила со всей остротой на повестку дня.

Болонья стала символом фундаментальных изменений и структурных сдвигов. Это особенно ценно, так как в целом болонские преобразования отличает их добровольная природа и широта национальных решений. Тем не менее, некоторые цели , такие как академическая мобильность, взаимное признание не реализованы по причине правовых, организационных, финансовых преград. Особо обратило внимание выступление   председателя Конференции преподавателей немецких вузов Маргрет Винтермантель. Она полагает, что после начальной фазы, сведенной в основном к структурным изменениям, университеты должны перестроить свои учебные планы таким образом, чтобы они были последовательно ориентированы на формирование компетенций, на требования изменяющегося рынка труда. Ответственность за «оснащение» выпускников такого рода «капиталом компетенций» в их обучении должна лежать на самих высших учебных заведениях.

2010 год целесообразно  расценивать не как конечный  этап, а всего лишь как еще  один рубеж Болонского процесса.

Бакалавр по-прежнему встречается на российском рынке труда с недоверием, а вузы не еще не научились продвигать эту степень в современных условиях. Далеко не всегда удается правильно интерпретировать «болонского бакалавра» по отношению к студентам – степень остается недопонятой и встречается с недоверием.

Многие участники данной конференции высказали опасения, что на волне кризиса может происходить резкое сокращение финансирования высшего образования, что приведет к сильному ухудшению экономики вузов. «Мы можем стать, – с тревогой отмечал профессор Кроссиер, – свидетелями многих обвалов и крушений, закрытия вузов, их слияния и поглощения. Есть опасения, что национальные и институциональные проблемы, возникшие в связи с кризисом, могут отвлечь внимание от Болонского процесса и Европейского пространства высшего образования». «Слишком легко, – заметил представитель Eurydice5, – использовать Болонью в качестве “козла отпущения” для проблем национальной системы образования или для проблем, возникающих из национальных особенностей проведения болонских реформ».

Еврокомиссия выделила пять главных направлений, продвижению которых она хотела бы содействовать:

  1. мобильность;
  2. получение сравнимых статистических данных,
  3. их анализ и публикация;
  4. расширение доступности высшего образования;
  5. совершенствование инструментов прозрачности;
  6. глобальное измерение Болонского процесса.

 

В связи с этим предстоит:

* разработать цели и  критерии мобильности (20% выпускников  должны иметь международный опыт  или в форме обучения, или проходя  стажировку за рубежом);

* обеспечить системой  сопоставимых данных и заметно улучшить статистическое сопровождение болонских преобразований;

* существенно увеличить  участие недопредставленных групп  населения с тем, чтобы студенческий  корпус отражал состав населения  каждой страны-участницы Болонского  процесса;

* ориентировать инструменты прозрачности на достижение важных болонских целей – обеспечение качества и признание новых степеней, что требует их разработки совместно со стейкхолдерами (для этого Еврокомиссия поддержит различные инициативы в этой области, включая, например, классификацию европейских вузов и исследование возможности проведения мультидименсионного ранжирования высших учебных заведений);

* содействовать развитию  глобального измерения Болонского  процесса, в том числе посредством  ежегодного проведения Болонского  политического форума.

Одной из проблем, которая вызвала большую озабоченность, стало качество высшего образования, так как оно является сердцевиной построения Европейского пространства высшего образования». Поэтому именно этот «центр» болонских реформ и является предметом повышенной тревожности и резкой критики. А. Келлер пишет: «Болонский процесс должен был повысить качество обучения и преподавания и улучшить руководство учащимися, а в действительности не только студенты, но и коллеги, занятые в преподавании, консультировании и менеджменте, сталкиваются с возрастающей перегруженностью – на языке Болоньи – с трудозатратами».6

Программный документ ENQA7 по обеспечению качества высшего образования  выдвигает ряд принципов, которым в следующем десятилетии Болонского процесса его участники должны быть привержены, и приоритеты на ближайшее будущее.

В числе четырнадцати принципов можно выделить следующее:

* национальное разнообразие  высшего образования дает необходимость учитывания различающихся национальных контекстов как в том, что касается высшего образования в целом, так и всех аспектов обеспечения и повышения качества, в частности;

* национальные системы  обеспечения качества должны  быть организованы и осуществляться  с учетом европейского и международного  контекстов и примеров лучшей практики;

* Европейские стандарты  и принципы для обеспечения  качества (ESG) являются общей рамкой  гарантии качества;

* фундаментальная ответственность  за качество возлагается на  высшие учебные заведения;

* связь между обучением  и наукой является решающей для любой системы высшего образования;

* следует добиваться должного  равновесия между внутренними  и внешними процессами обеспечения  качества;

* любая деятельность в  части обеспечения качества или  производства информации о качестве  высшего образования призвана соблюдать принцип адаптации к поставленным целям;

* вузы, студенты, агентства, заинтересованные стороны и правительства должны взаимодействовать в режиме непрерывного и чуткого диалога.8

Говоря о приоритетах Болонья-2020, авторы Программного документа пишут: «ENQA признает, что приоритеты на будущее должны учитывать меняющуюся суть высшего образования на национальном, европейском и мировом уровнях. Растущий интерес к образованию в течение всей жизни, транснациональному предложению образования, обучению с помощью электронных средств и изменения в самом студенческом контингенте – а это лишь часть аспектов – будут оказывать влияние на преподавателей, учебу и оценивание учащихся и, следовательно, на обеспечение качества этих процессов».

Для Болонского процесса характерен нелинейный характер реформ, как с точки зрения их национальных продвижений, так и в аспекте применения его инструментов. Б. Кем9 провела интересный анализ реализации реформ. Она выявила не только страновые различия в темпах и масштабности болонских преобразований, но многообразие проблем, с которыми сталкивается каждое государство-участник процесса. Б. Кем высказывает интересную мысль о том, что «во многих странах, подписавших Болонскую декларацию, национальные реформы были привязаны к повестке дня Болонского процесса, с тем чтобы уменьшить противодействие».

Выдели основные тезисы ее наблюдений:

  1. Германия. Ранний старт реформ, которые затем приостановились по причине отсутствия инициатив на уровне земель и повышенных требований со стороны созданной системы аккредитации.
  2. Великобритания надеялась, что высшее образование Европы примет в качестве «болонской» – британскую модель, а значит ей ничего менять не. Б. Кем в связи с этим замечает: «Но набирающая силу европейская тенденция существенно отличалась от британской модели бакалавра и магистра с преобладанием трехгодичной подготовки бакалавров и одногодичной – магистров… Кроме того, докторантура представляет собой третью ступень подготовки (с высокой стоимостью обучения), а не первую ступень карьеры исследователя (получающего заработную плату или стипендию) как в большинстве стран континентальной Европы и Скандинавии»
  3. Нидерланды включились в Болонский процесс быстро, но формально. Пока не завершена разработка соответствующих «болонских» программ.
  4. Испания приступила к некоторым болонским реформам. К началу зимнего семестра 2008/09 учебного года было совсем немного учебных программ «болонского» типа. «О сколько-нибудь их повсеместном введении в Испании, – констатирует профессор Кем, – говорить не приходится».
  5. Швеция сосредоточила внимание на освоении всесторонней системы менеджмента качества и регулярной оценки.
  6. Италия на официальном уровне завершила реализацию болонских реформ, но в самих вузах наблюдается отчасти противостояние, отчасти – приспособление к реформам.10

Смотря на эти страны и реализацию болонских реформ в них

можно сделать вывод, что есть общие черты. Во многих странах отдельные направления подготовки исключены из двухуровневой структуры. Так же наблюдается перенасыщение учебным материалом и экзаменами программ подготовки бакалавров, что может привести к осложнениям. На уровне магистратуры много программ, которые скорее демонстрируют тенденцию к существенному различию и не преследуют цели большей прозрачности. Кроме того, рейтинги и меры по выявлению наилучших университетов создают предпосылки дальнейшего расслоения национального ландшафта высшего образования. Уменьшается зона взаимного доверия. Является ли это минусом реформ или европейский ландшафт высшего образования тем самым по-новому формируется, об этом в настоящее время можно только предполагать. Но все, же можно говорить о достижении одной цели Болонского процесса: повышается привлекательность Европейского пространства высшего образования для учащихся из других регионов.

Дух процесса, несомненно, панъевропейский и предусматривает полное участие в нем России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общеевропейское Приложение к диплому об академической квалификации выпускника.

 

 Исходя из предыдущих  глав, цель Болонского процесса- расширение  доступа к европейскому  образованию. Приложение к диплому  одной из ступеней к данной  цели. Это приложение обеспечивает более эффективное использование квалификаций европейских граждан на общем рынке труда.

Приложение в диплому повысит интерес к российской системе образования как западного рынка образования, так и азиатского. За последние несколько лет число иностранных студентов увеличилось на 10 %,примерно половина – выходцы из стран СНГ и Прибалтики, остальные – преимущественно из стран Азии, Африки и Индии (табл.1)

 

 Таблица 1. Контингент иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных вузах

 

2006

2007

2008

Доля от общего числа иностранных студентов (на основании данных 2008 года), %

Студентов из стран СНГ, обучающихся на условиях общего приема

24731

23468

24827

35,5

Студентов из стран Прибалтики, обучающихся на условиях общего приема

762

552

477

0,7

Студентов из стран СНГ и Прибалтики, обучающихся по международным соглашениям

5578

8233

9996

14,2

Студентов из других стран

32769

35318

34933

49,7

Общее число иностранных студентов

63840

67571

70233

 

 

Несомненно, Европейское Приложение к диплому, как одна из граней международного образовательного пространства поднимет рейтинг российского образования и тем самым страна получит финансовую выгоду. Планируется, что к 2020 году прибыль от экспорта образовательных услуг будет составлять 10% от объемов государственного финансирования.

Европейское Приложение к диплому позволит обеспечить внутреннюю оценку своей деятельности и контролировать качество образования.

Информация о работе Анализ причин и этапы внедрения в Россию системы двухуровневого высшего образования