Геополитическое будущее России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях представляется целесообразным векторный подход к структурированию геополитических интересов России, который предполагает формирование и защиту национальных интересов РФ исходя из географического принципа с учетом региональной специфики и характера существующих внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации с различных направлений.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Место России в новой геополитической ситуации 5

1.1. Геополитические последствия распада СССР для России 5

1.2. Современные геополитические реалии и Россия 11

Глава 2. Приоритеты российской геополитики в новой

геополитической реальности 22

2.1. Россия и США: современные отношения 22

2.2. Россия и Евросоюз 26

2.3. Россия в Азиатско – Тихоокеанском регионе 28

2.4 Россия на постсоветском пространстве 28

Глава 3. Геополитическое будущее России 30

3.1. Геополитические цели и задачи России 30

заключение 40

библиографический список 42

Файлы: 1 файл

Место России в новой геополитической реальности.doc

— 757.50 Кб (Скачать файл)

       Едва  ли не главным стратегическим союзником  России в Азии на десятилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией и для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, и для поддержки ее внутренней стабильности в отношении постоянно угрожающих исламистских сил, напрямую поддерживаемых из Пакистана. Индийская элита явно стремится поднять страну на значительно более высокое место в мировой иерархии, в том числе занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН, в чем Россия должна Индию постоянно поддерживать. Интерес Индии к русским оборонным и авиакосмическим технологиям еще более значителен, нежели у Китая.

       Индия традиционно является активным партнером  России. Но возможности использования  нашей «индийской карты» не беспредельны. В Индии ощутимо сильное влияние США, а также Великобритании. Не менее велико для Индии значение американского рынка. Нельзя перебарщивать и в демонстрации нашей чрезмерной заинтересованности в емких рынках оружия и технологий Индии.

       Хотя  далеко не все проблемы китайско-индийских отношений разрешены, и в перспективе между Индией и КНР нельзя исключать даже серьезных военно-политических конфликтов, вектор китайской военно-политической активности не направлен сейчас против Индии. В этой связи есть возможность продемонстрировать для западных стран вероятность формирования «великого евроазиатского треугольника» — Россия-КНР-Индия, одной из объединяющих позиций которого могло бы стать совместное противодействие исламскому экстремизму. Формирование такого треугольника могло бы послужить делу становления равноправных отношений России с США и другими странами Запада.

       В плане обеспечения русской военной  и военно-политической безопасности в Азии индийский фактор выступает, по крайней мере, в двух аспектах.

       Во-первых, традиционно Индия является одним из наиболее значимых партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества, крупным потребителем русской военной техники, что уже само по себе крайне важно для поддержания русского ВПК. В среднем сумма ежегодных индийских закупок вооружения в России достигает 1,5 млрд. долларов США. Конечно, Индия в силу своего экономического развития сама стеснена в ресурсах, но ситуация в регионе вынуждает ее идти по такому пути. В настоящее время в стране проводится модернизация вооруженных сил, рассчитанная до 2010 г.

       Во-вторых, являясь де-факто ядерной державой, Индия постоянно ощущает прессинг со стороны США. В силу политических причин она не может опираться  на ядерное сдерживание, хотя по многим вопросам ядерных программ Индия  функционирует автономно. В этих условиях, учитывая характер ее отношений с Пакистаном, делается упор на наращивание обычных видов вооружений, хотя и здесь для Индии действует ряд ограничителей, есть определенные трудности с диверсификацией закупок вооружений, например в США. Безусловно, дает себя знать и то, что Индия традиционно рассматривается как союзник России в регионе, и возможности диверсификации рынков сдерживаются тем, что почти 60% основных видов вооружения в Индии — это, по сути, советские образцы.

    Специально следует отметить, что предпринимавшиеся Индией в течение последних лет попытки военно-политической и военно-промышленной переориентации на сотрудничество со странами Запада оказались малорезультативными. Здесь сказались и прежние приоритеты в политике Индии, ее ориентация на СССР, и преобладающая доля советских образцов военной техники в индийской армии. Но прежде всего — очевидное сокращение роли Индии, на фоне других стран АТР, в решении вопросов общерегиональной безопасности.

       В этих условиях, если ставить задачей закрепление и расширение военно-политических связей с Индией, Россия может с пользой для себя использовать эту ситуацию, приняв участие в модернизации индийских ВС, делегировав, может быть, ей также такие задачи в регионе, как обслуживание и модернизацию военной техники русских образцов.

       Роль  другого крупного государства Южной  Азии — Пакистана — в плане  обеспечения военной безопасности России в последнее время возросла. Значительный интерес для России это государство может представлять с точки зрения влияния на Афганистан, на среднеазиатские государства бывшего СССР, для которых оно может обеспечивать коридор выхода в южном направлении (а также быть проводником не только исламского, но и американского влияния).

       В то же время Пакистан вызывает всеобщую тревогу автономностью своих ядерных приготовлений и излишней лояльностью к исламским экстремистам, для которых он стал в последнее время своего рода «инкубатором».

       Для обеспечения выгодного для России баланса сил в Азии необходимо активизировать усилия по налаживанию всеобъемлющего военно-политического взаимодействия с Вьетнамом, а также со странами АСЕАН. Значительным потенциалом обладают отношения России и с такой крупной, динамично развивающийся страной, как Индонезия.

       Проблемы  международной безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) напрямую затрагивают жизненно важные интересы России. Со многими странами, расположенными в этом регионе, Россия имеет общие границы, причем некоторые из них совсем недавно вместе с Российской Федерацией составляли части единого государства — СССР. Следует сказать и о том, что Россия обладает уникальным тысячелетним опытом взаимодействия с большинством стран АТР. В силу этих обстоятельств Россия просто «обречена» быть одним из ключевых игроков в регионе — даже, если ей бы этого не хотелось.

       Основные  региональные интересы России должны быть органически вплетены в общенациональную внешнеполитическую стратегию. Ведь шкала  приоритетов национальных интересов  в региональной политике выстраивается  в соответствии с общенациональными приоритетами и является их интегральной частью. В свете общенациональной внешнеполитической стратегии на направлении АТР просматривается следующий «пакет» таких приоритетов:

    • Сохранение России как геополитической общности, обеспечение условий для стабильного развития страны;
    • Использование отношений со странами АТР в интересах экономического развития России, решения ее социальных проблем, в первую очередь в сибирских и дальневосточных регионах (СДВ). Превращение СДВ в «локомотив» экономического сотрудничества России с тихоокеанскими странами;
    • Использование монопольного положения России как страны, непосредственно примыкающей к тихоокеанскому региону, для развития и укрепления отношений со странами СНГ (в том числе через осуществление посреднических функций);
    • Обеспечение экономической безопасности России в операциях с зарубежными контрагентами. Стимулирование становления и интеграции России в такую разветвленную и взаимозависимую структуру отношений в АТР, чтобы попытка нанесения ущерба интересам России, исходящая от любого источника угрозы, влекла за собой неприемлемый экономический и иной ущерб региональным интересам самого источника такой угрозы.
    • Поддержание благоприятного психологического импульса в восприятии новой России путем:

    -  демонстрации независимого внешнеполитического курса, соблюдения    практической взаимоуравновешенности отношений на Западе и на Востоке («равноприближенность», активный нейтралитет);

    - поддержания  имиджа разумной, прагматичной, предсказуемой  державы, фокусирующей усилия на практических вопросах развития своей экономики, повышении жизненного уровня населения, получении выгод от международного разделения труда и, соответственно, на поддержании стабильности и безопасности во всем регионе АТР;

    • Стимулирование многополюсной структуры мира, механизмов, препятствующих появлению единоличного мирового и регионального лидера(США). Обеспечение России места «независимого арбитра» в достижении глобального и регионального консенсуса с участием всех заинтересованных сторон. Недопущение ломки механизма ООН.;
    • Налаживание интенсивного экономического, военно-технического, технологического сотрудничества, как на двусторонней основе, так и в региональных рамках, в том числе:

      -принятие  комплекса мер по улучшению  инвестиционного климата в России; более четкая регламентация приоритетов в государственной экономической политике, действенный государственный мониторинг и контроль за осуществлением внутренней и внешней экономической деятельности;

      -изучение  и практическое применение лучшего  опыта экономического развития стран региона (опыт «азиатских драконов», КНР и др., вплоть до создания «русифицированной» модели развития «на плечах» лучших, уже известных в мире азиатских моделей; использование опыта «пионерных» предприятий и пр.). Широкое внедрение регионального экономического эксперимента;

      -«облагораживание»  русского экспорта, в том числе  через создание в странах АТР  совместных предприятий, базирующихся  на русских технологических достижениях.  Внедрение новых механизмов взаимодействия  между фундаментальной наукой, держателями ноу-хау, производством и каналами реализации технологий; поощрение создания негосударственных объединений держателей технологий, осуществляющих их передачу и использование в рамках общегосударственной политики;

      -оказание государственной поддержки командированию в средние специальные и высшие учебные заведения стран АТР русских студентов.

    • Безотлагательное наращивание участия в существующих и создание новых направлений в интеграционных процессах и механизмах в АТР для стимулирования многополюсной структуры отношений в регионе, обеспечения России независимых позиций в новой силовой конфигурации.
    • В условиях внесения модификаций и разработки как странами АТР, так и нерегиональными державами новых концептуальных подходов к вопросу их политической, экономической, военной и иной деятельности в АТР поддержание на должном уровне боеготовности и боеспособности ВС России как для целей самообороны, так и для участия в возможных совместных акциях по поддержанию мира в регионе.
    • Использование геостратегического евроазиатского положения России для создания политико-экономического и цивилизационного «моста» между Востоком и Западом.

       Оптимальной с точки зрения перспективы была бы схема действий, предусматривающая, с одной стороны, формирование с основными державами АТР специфических, асимметричных зон общих интересов и сотрудничества, а с другой — сосредоточение усилий на региональных узлах проблем, из которых первоочередное внимание должно быть уделено Северо-Восточной Азии (СВА). При этом устанавливались бы субрегиональные режимы стабильности, которые в идеале могли бы послужить «кирпичами» системы коллективной безопасности в рамках всего АТР. Через реализацию своей роли в основном узле, сосредоточенном в СВА, а также функции гаранта других субрегиональных систем стабильности Россия сохранит и упрочит свое положение как одной из главных держав АТР, что, в свою очередь, укрепит ее международные позиции на всем евразийском континенте и в мире в целом. 

    2.4  Россия на постсоветском  пространстве

        Регион «ближнего зарубежья» представляет для России особый интерес. Во - первых, он находится в непосредственной близости от ее границ. Во- вторых, существует общность исторического развития России и стран региона, а также схожесть происходящих здесь в настоящее время общественно политических процессов. В третьих, сохраняются тесные экономические связи между Российской Федерацией и странами «ближнего зарубежья» как элементами, в свое время единой системы народного хозяйства СССР. В четвёртых, на этой территории проживают представители многочисленной русской диаспоры. В-пятых, Россия, как страна, обладающая  огромными территориями, природными ресурсами, высокоинтеллектуальным населением, мощным военно-стратегическим потенциалом, традициями державности, кровно заинтересована в утверждении стабильной, эффективной системы региональной безопасности на «постсоветском пространстве».

         В 2010 году наметившиеся тенденции как  с точки зрения динамики политических, военно – политических и экономических  трендов, так и  в плане воздействия внешних факторов получили дальнейшее развитие. 

    • Продолжился активный поиск всеми субъектами СНГ перспективного позиционирования в трансформирующемся в новом миропорядке, хотя последствия  финансово – экономического кризиса  ограничивали их маневры;
    • В регионе в целом и отдельных субрегионах в особенности усилилась активность и конкуренция практически всех ведущих международных и региональных акторов – России, ЕС, США, Китая, Турции;
    • Укрепилась линия всех внешних игроков на достижение целей и реализацию интересов, невзирая на демократические «условности» и

    европейские ценности;

    • Политическая и социальная нестабильность в большинстве ННГ

    ( Новые  Независимые Государства) сделала  маловероятным их скорое эвентуальное  членство в западных институтах (возможное исключение, но не в 2010г., а существенно позже – вхождение Молдавии в ЕС), а следовательно снизила остроту разногласий между Россией и ЕС, НАТО или США по этим вопросам;

    - Нормализация  и улучшение отношений России  с ключевыми западными партнерами, в том числе диалог по вопросам европейской безопасности, а также взаимодействие России с НАТО и США в Афганистане и по наиболее острым вопросам международной безопасности (иранская и северокорейская ядерные проблемы, Ближний Восток, распространение ядерного оружия, терроризм, пиратство) в целом работают на политически корректное, не вызывающее серьезных отклонений или откатов в общей позитивной динамике, разрешения споров и разногласий, связанных с постсоветским пространством.

Информация о работе Геополитическое будущее России