Геополитическое будущее России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях представляется целесообразным векторный подход к структурированию геополитических интересов России, который предполагает формирование и защиту национальных интересов РФ исходя из географического принципа с учетом региональной специфики и характера существующих внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации с различных направлений.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Место России в новой геополитической ситуации 5

1.1. Геополитические последствия распада СССР для России 5

1.2. Современные геополитические реалии и Россия 11

Глава 2. Приоритеты российской геополитики в новой

геополитической реальности 22

2.1. Россия и США: современные отношения 22

2.2. Россия и Евросоюз 26

2.3. Россия в Азиатско – Тихоокеанском регионе 28

2.4 Россия на постсоветском пространстве 28

Глава 3. Геополитическое будущее России 30

3.1. Геополитические цели и задачи России 30

заключение 40

библиографический список 42

Файлы: 1 файл

Место России в новой геополитической реальности.doc

— 757.50 Кб (Скачать файл)

        В последние годы Соединенные Штаты и Россия традиционно являются крупнейшими поставщиками оружия и техники и ведут ожесточенную борьбу за мировые рынки. Налицо парадокс: казалось бы, США и РФ крайне заинтересованы в мире на планете, но при этом остаются мировыми лидерами в распространении средств вооруженного насилия.

        США и Россия являются мировыми лидерами не только по продажам оружия и военной  техники, но и по военным расходам на собственные нужды. По этому показателю у США сегодня нет конкурентов: в 2008 фин. г. военные расходы США составили почти 667 млрд. долл., столько же и в 2009 фин. г.

        На  взаимоотношения США и России влияют также две глобальные тенденции, одна из которых связана с демографическими процессами и миграционными потоками, другая – с превращением науки и знаний в эффективный инструмент экономического развития. По этим показателям США и Россия находятся в диаметрально противоположных лагерях.

        США через 30–40 лет останется, по некоторым  прогнозам, единственной в мире высокоразвитой страной, где сохранится естественный прирост населения, а средний возраст жителей не превысит 40 лет. России же предсказывают, в лучшем случае, сохранение нынешней численности населения при резком его старении и увеличении доли пенсионеров, а в худшем – сокращение числа россиян почти вдвое.

        Интеграционный  и дезинтеграционный факторы  мирового развития порождают и другие глобальные проблемы, среди которых  наиболее острыми на сегодняшний  день являются:

      • проблема управления процессами глобализации (информационными, финансовыми, экономическими, миграционными);
      • повышение эффективности борьбы с международным терроризмом и распространением ОМУ и ракетных технологий;
      • истощение ископаемых природных ресурсов;
      • сохранение среды обитания человека (сохранение флоры и фауны, борьба с изменениями климата и экологическими катастрофами);
      • борьба с бедностью и пандемиями;
      • искоренение военных способов разрешения социальных конфликтов.

        Ни  одна из перечисленных глобальных проблем  не сталкивает пока напрямую жизненно важные интересы России и США, но и не может быть решена без участия этих стран. Почему же тогда в конце 2008 – начале 2009 г. отношения между Россией и Соединенными Штатами достигли низшей точки за последние двадцать лет?

        К главным факторам, повлиявшим на отношения  России и США в сфере безопасности в 2009 г., можно отнести:

      • события 2008 г.: избрание в обеих странах новых президентов, итоги операции вооруженных сил РФ по принуждению Грузии к миру;
      • историческое наследие двусторонних отношений в целом;
      • юбилейный саммит НАТО;
      • текущие военные действия в Афганистане и Ираке;
      • глобальный финансово-экономический кризис;
      • развитие ядерной программы Ирана;
      • корректировку планов создания американской системы ПРО;
      • личные встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в 2009 г.

        Для национальной безопасности России реальную угрозу могут создать практические шаги Вашингтона: расширение военных конфликтов в Афганистане и Ираке на сопредельные страны; возможное применение военной силы против Ирана и Северной Кореи; намерение девальвировать стратегический наступательный потенциал России с помощью развертывания системы глобальной ПРО; приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам; поддержка антироссийских настроений в некоторых бывших республиках СССР, провоцирование их на применение военно-силовых методов при разрешении конфликтов.

        В течение 2009 г., несмотря на заявления  лидеров обеих стран о стремлении к улучшению взаимных отношений, США и Россия делали шаги, которые  трудно оценить как дружеские.

        Саммит  НАТО в апреле 2009 г. подтвердил возможность в будущем присоединить к альянсу Украину и Грузию и фактически отверг инициативу президента России Д.А. Медведева о создании новой архитектуры безопасности в Евроатлантическом регионе. Войска НАТО провели на территории Грузии крупные учения. С Чехией и Польшей были заключены соглашения о размещении на их территории объектов третьего позиционного района ПРО.

        Тем не менее, на среднесрочную перспективу  Соединенные Штаты нуждаются  в России, так как нуждаются  в новых союзниках и партнерах  для завершения военной части конфликта на Большом Среднем Востоке на приемлемых для себя условиях. (Под приемлемыми условиями в США понимают сокращение до минимума численности американских войск и, соответственно, количества потерь в личном составе, ликвидацию потенциальной ракетно-ядерной угрозы союзникам США в арабском мире и Израилю со стороны Ирана и стабилизацию экспортных потоков энергоресурсов из региона.)

        Россия  не заинтересована в возвращении  талибов к власти в Афганистане  и расширении конфликта на страны Центральной Азии, поэтому в начале 2009 г. были разрешены контейнерные перевозки грузов для нужд коалиционной группировки войск в Афганистане по российским железным дорогам. В июле 2009 г. было подписано Межправительственное соглашение о воздушном транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала США в Афганистан, полностью освобождавшее США от уплаты транзитных сборов. По соглашению, в течение года американские ВВС могут совершить 4500 рейсов и перевезти около 50 тыс. тонн военных грузов, что позволит повысить эффективность снабжения войск в Афганистане и сэкономит американской казне 133 млн. долл.

        Россия  не заинтересована также в расширении афганского конфликта на Пакистан, что создаст новые угрозы режиму нераспространения ядерного оружия. Несомненно, что проблемы Ирака, Афганистана, и в какой-то мере Пакистана, не могут быть эффективно решены без участия Ирана. Но сначала должна быть решена ядерная проблема самого Ирана, в чем трудно обойтись без помощи России.

        Для США нераспространение ядерного оружия оказывается выгодной повесткой дня в отношениях с Россией, заинтересованной в продлении Договора о СНВ.

        Понимая мотивы друг друга и стремясь вывести  двусторонние отношения из опасной  зоны, Россия и США, сделали в 2009 г. ставку на разоруженческую тематику. В ходе визита президента Б. Обамы в Москву стороны подписали документ «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений», в котором говорилось «о заключении в ближайшее время новой юридически обязывающей договоренности на замену действующего Договора о СНВ», содержащей «положение о том, что каждая Сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500–1100 единиц и для связанных с ними боезарядов – в пределах 1500–1675 единиц».

        Хорошие отношения лидеров США и России в новейшей истории не редкость. Такие отношения были у президентов Б. Ельцина и У. Клинтона (18 встреч), В. Путина и Дж. Буша-мл. (27 встреч). Смогут ли хорошие отношения нынешних президентов США и России трансформироваться в стратегическое партнерство, пока сказать сложно.

        Судя  по перечню рабочих групп созданной в июле 2009 г. двусторонней президентской комиссии, для этого есть все возможности. Комиссия будет заниматься ядерной энергетикой и ядерной безопасностью, контролем над вооружениями и международной безопасностью, внешней политикой и борьбой с терроризмом, противодействием незаконному обороту наркотиков, развитием деловых связей и торгово-экономические отношений, энергетикой и окружающей средой, сельским хозяйством, наукой и технологиями, сотрудничеством в космосе, здравоохранением, сотрудничеством в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и даже гражданским обществом, образовательными и культурными обменами.

        Соединенные Штаты не хотят организационно-структурных  изменений системы международной  безопасности, в которой они играют лидирующую роль. Они удовлетворены тем, что «своим лидерством способствуют укреплению общей безопасности и процветанию всех народов»3 и не спешат менять правила и порядок собственного участия в глобальных делах.

        Восстановление  в мире доверия к Соединенным  Штатам предполагает налаживание диалога  с существующими и потенциальными центрами силы. Если бы это осуществлялось в рамках предложений России, пришлось бы уменьшить амбиции и поделиться полномочиями. США выбрали другой подход – налаживать двусторонние отношения с каждым из центров силы отдельно, сохраняя существующую малоэффективную систему обеспечения международной безопасности. И в этом случае, Россия стоит особняком. Если в отношениях США с Китаем и Индией, кроме деклараций, есть конкретные дела – рост американо-китайской торговли, усиление американо-индийского военного и военно-технического сотрудничества, то американо-российские отношения не выходят за рамки старой модели стратегического сдерживания.

       На  долгосрочную перспективу Россия заинтересована в совместной работе с США по укреплению режима нераспространения оружия массового уничтожения, в том числе по наращиванию возможностей других стран выполнять свои обязательства по Резолюции СБ ООН 1540 и дальнейшему повышению уровня безопасности ядерных объектов по всему миру.

       Помимо  борьбы с распространением ОМУ и  международным терроризмом необходима работа по согласованию военно-стратегических приоритетов России и США. Много  раз говорилось о стремлении двух стран согласовать свои военные стратегии, но эти пожелания и в 2009 г. не были реализованы, хотя реальный шанс для этого был: было известно, что стороны готовят новые концептуальные документы по военной политике. Однако американский Четырехгодичный оборонный обзор и российская Военная доктрина вышли почти одновременно в феврале 2010 г. без согласования, продлив негативную традицию. Но доктрины – это еще не планы подготовки и применения вооруженных сил. США готовят новую Стратегию национальной безопасности, за которой могут последовать очередные стратегии – оборонная и военная.

       Может оказаться полезной интенсификация контактов с европейскими странами – членами НАТО при создании объединенной ПРО континента. Это может подвигнуть США и Россию к взаимопониманию  при создании системы глобальной ПРО на международной основе.

       США ищут пути влияния на деятельность ШОС (а через нее на Китай), которая  политически патронирует Организация  Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И если ОДКБ сегодня заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с НАТО, то необходимо использовать эту цепочку для углубления сотрудничества лидера ОДКБ – России с Соединенными Штатами. Для начала это могли бы быть совместные антитеррористические учения.

       Улучшение российско-американских отношений  в сфере безопасности не чье-то субъективное пожелание, а веление времени. Первый полномасштабный экономический кризис эпохи глобализации должен стать предостережением мировым лидерам. За экономическим кризисом может последовать резкое обострение борьбы за доступ к природным ресурсам, которая может привести к региональным конфликтам и глобальному политическому противостоянию с угрозой применения военной силы. Этого допустить нельзя.

       Глобальные  катаклизмы (всплеск международного терроризма, стремящегося к обладанию оружием массового уничтожения, и мировой финансово-экономический кризис) подталкивают Россию и Соединенные Штаты к сотрудничеству. Но заключение нового договора о стратегических наступательных вооружениях не предотвратит финансовых, экологических, демографических и иных кризисов. Сотрудничество между РФ и США должно выйти за военно-стратегические рамки. Оно должно носить комплексный характер, что позволяло бы работать на предотвращение и упреждение любых конфликтов в сфере безопасности.

       Очевидно, что на обозримую перспективу США и Россия останутся системообразующими элементами глобальной безопасности. Отношения между ними не только являются производными от тенденций и проблем современного мирового развития, но и сами их порождают. Эти государства несут сегодня ответственность за сохранение военно-стратегического равновесия и, следовательно, за обеспечение мира.

    Россия  и Европейский  союз

       Современное положение России и Евросоюза  в мировой экономике и политике можно определить как уязвимое по сравнению с другими крупными игроками – США, Китаем и Индией, а вскоре и странами Юго-Восточной Азии, Бразилией. Важной причиной уязвимости является очень высокая степень зависимости всей Европы от внешних факторов – экономических, политических, демографических. Возможности и потенциал позитивного воздействия России и Евросоюза на общемировые процессы все более ограничены. Влияние их в других регионах мира является,скорее, остаточным и идет на спад.

Информация о работе Геополитическое будущее России