Проблематика и стилистика фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика сатирической публицистики И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики и художественно-языковых особенностей, в контексте развития советской сатирической публицистики 20-х - первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
• Выявить особенности функционирования советской сатирической публицистики в 20-е - первой половине 30-х гг. и выяснить отношение к ней со стороны идеологического руководства; дать краткую характеристику публицистическому творчеству ряда известных советских сатириков-публицистов того времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...

Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова …………………………………
Фельетон – ведущий сатирический жанр в журналистике……………………..
Развитие жанра фельетона в России. Биографии И.Ильфа и Е.Петрова.……..

Глава 2. Особенности стилистики и проблематики фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………………………………………………………………………………..
2.1. Роль творчества И.Ильфа и Е.Петрова в сатирической публицистике………..
2.2. Тематическая направленность фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………….
2.3. Стилистические приемы построения фельетонов………………………………

Заключение………………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (исправлено).docx

— 71.44 Кб (Скачать файл)

Фельетонист должен умело выстроить  сюжет и композицию повествования, чтобы яркие подробности или  смешные ситуации существовали не сами по себе, а выявляли суть конфликта  и черты характера. При всей своей  свободе и кажущейся порой  причудливости композиция фельетона  должна подчиняться законам ясного выражения публицистической темы. «Основа  фельетонной композиции сопоставление  жизненных материалов, широкое ассоциирование их. Это отвечает характеру фельетонного конфликта и придает фельетону  ту особую интеллектуальную силу, в  которой такую большую роль играет мысль, поднятая над фактом». И, безусловно, фельетон является одним из самых благодатных жанров для использования всех известных изобразительно-выразительных средств языка. «Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую очередь использованием тропов». В чем не откажешь хорошо написанному фельетону, так это в выразительности. На протяжении буквально одного-двух абзацев качественного фельетона мы находим образцы практически всех известных тропов и стилистических фигур. Возьмем для иллюстрации начало фельетона Аркадия Бухова «Человек и курорт». «Человек как забытый (эпитет, причем в переносном значении; сравнение) клад в степи: копнешь верхний слой (метафора), а за ним столько сокровищ и сокровенностей, что дух захватывает… Чего только нельзя найти в пошлом незамысловатом человеке?… На себе я это испытал в прошлом году, когда какой-то незнакомый доктор да будет презренно имя его! (риторическое обращение) посмотрев на меня поверх широких очков, начал перечислять все те широкие (параллелизм) возможности, которые таит мой организм. По его точному и беспристрастному подсчету оказалось, что передо мной блестящий выбор (гипербола, ирония) недорогих и обеспеченных путей для крематория: печень, почки, кишки, словом, все, что я мог скопить за долгую трудовую жизнь, все это вопиет (олицетворение) или о крематории, или о курорте». [3, С.54]

Огромную роль в фельетоне играет и заголовок, который зачастую имеет  характер развернутой или более  краткой загадки. Заголовок привлекает читателя своей нестандартностью и  заставляет сначала заинтересоваться, а потом и задуматься. Например, «Как создавался Робинзон» (И. Ильф, Е. Петров), «Критика за наличный расчет» (В. Катаев). Язык фельетона не может  не иметь своих особенностей, вытекающих из характера его конфликта. [24, С.78] И здесь мы снова приходим к выводу о глубоко пристрастной публицистической оценке. К примеру, газетные штампы и стереотипы, использование которых вполне оправданно в информационных и аналитических материалах, в обычном виде фельетону просто противопоказан. Зато фельетонисты широко используют казенно-деловой стиль для пародирования, что придает их творениям новые краски и ярко публицистическую направленность.

Весьма сложен процесс превращения  всех «заготовок» и замыслов в  законченное произведение. Как построить  фельетон? Как связать все факты  и обобщения, образы и рассуждения  в единое целое? К какому приёму обратиться? В каждом случае задача решается в  зависимости от материала, темы. Немаловажное значение имеет и творческая индивидуальность автора. По композиции фельетон значительно  отличается от статьи. Здесь читатель находит не ясное и последовательное развитие строго определённой мысли, а  разработку темы путём ситуационной деформации, инверсионного эффекта, смещения оценочных акцентов из реальной плоскости в комическую. Всё это достигается преимущественно средствами выразительной публицистики в ходе последовательного анализа проблемы. Фельетон может быть написан в форме дневника, диалогической сценки, письма, может быть в пародийном плане использована форма классического произведения. События в фельетоне могут развиваться на основе развёрнутой аналогии - формы, к которой часто прибегал, например, М. Кольцов. Фельетонист может оттолкнуться от классического образа, ставшего нарицательным, начать с отдельного случая или с рассуждения - в его распоряжении множество возможностей. Хороший фельетон развивается по законам «цепной реакции»: каждая мысль, характеристика сообщают энергию дальнейшему повествованию - так получается органическое целое.

Итак, глубокая идея, яркий материал, хорошо продуманная композиция, живой, образный язык - от всего этого и  зависит общий уровень фельетона, сила его воздействия.

Обеспечивая общество значительным объёмом социальной информации, активно воздействуя на формирование общественного мнения и социальной позиции читателя, фельетон является одним из эффективнейших жанров периодической печати. Высокая эффективность фельетонных публикаций обусловлена, в первую очередь, тем, что в них создаётся зримый образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы целых социальных групп, а часто - и всего общества. Это очень важная особенность фельетонного жанра: даже в тех случаях, когда на первый план выносятся индивидуальные образы конкретных носителей зла, сквозь них обязательно должен вырисовываться портрет явления, слитый воедино из предметно-художественных и логико-публицистических образов.

Имеет свои особенности управленческое, мобилизирующее воздействие фельетона на читательскую аудиторию. Дифференцируя понятия «эффективность» и «действенность» в публицистике, исследователи пришли к выводу, что под действенностью следует понимать достижение конкретного результата в определённой сфере народного хозяйства, науки и культуры, принятие решений, мер госорганами и должностными лицами. Так вот, конкретный результат в том случае, если проблема или явление разработаны в фельетонной публикации, бывает, как правило, высокоинтенсивным. Порок, негативная ситуация или явление в фельетоне не только раскрывается, но и высмеивается, подаётся в своеобразном, деформированном виде. Комический эффект вызывает острую реакцию у лиц, прямо или косвенно затронутых в фельетоне. Отсюда - его высокая действенность.

Но всё вышесказанное справедливо  только по отношению к высококачественному  фельетону, а такие далеко не всегда получаются даже у признанных мастеров жанра. Можно вспомнить слова С. Нариньяни: «Количество “крепких” фельетонов зависит не только от желания и умения автора, но и от многих других сопутствующих обстоятельств. От материала, который редакция предоставляет в руки фельетониста, от темы, которую сможет разглядеть автор в этом материале, хорошо, если эта тема будет острой, общественно-значимой, и автор найдёт для этой значимой темы удачную сатирическую форму. Я не привёл и половины тех обстоятельств, счастливое сочетание которых рождает хорошие фельетоны.. Как свидетельствует опыт автора, такое сочетание благоприятных условий встречается весьма редко. Одно попадание в центр мишени примерно на 10 фельетонных выстрелов».

Массовый воспитательно-профилактический эффект фельетона, бесспорно, важнее индивидуально-карательного. И чем ярче и остроумнее написан фельетон, тем глубже он войдёт в сознание широкого читателя, тем дольше будет помниться тысячами людей, выполняя тем самым роль благотворной моральной прививки».

В качестве примера один из наиболее часто цитируемых фельетонов Ильфа  и Петрова, «Веселящаяся единица»: «По  поводу здорового гулянья велись болезненно страстные дебаты. Товарищи, давно уже пора дать отпор вредным  и чуждым теорийкам о том, что  гулять можно просто так, вообще. Надо наконец осмыслить этот гулятельно-созидательный процесс, который некоторыми вульгаризаторами опошляется названием прогулки. Мы должны дать нагрузку каждой человеко-гуляющей единице. И эта единица должна, товарищи, не гулять, а, товарищи, должна проводить огромную прогулочную работу».

Вообще, фельетоны Ильфа и Петрова  уникальны по своей сути и интересны  читателям и по сей день. Но чтобы  перейти теперь непосредственно  к фельетонам этих выдающихся сатириков, узнаем поближе их самих.

 

1.2. Развитие жанра фельетона в России. Биографии И.Ильфа и Е.Петрова.

 

История возникновения в русской  периодической печати жанра «фельетон» изучена недостаточно. Исследователи  справедливо отмечали, что слово  «фельетон» означало в языке сначала  место на газетной странице (внизу  под чертой), где печатались неофициальные  материалы - статьи о театре, музыке, «Смесь» и прочее. Отдел «Фельетон» появился в «Русском инвалиде» в 1815 году. С 1825 года, после выхода «Северной  пчелы», которая имела отдел фельетона, он постепенно закрепился в русской  газетной периодике и в тридцатые  годы девятнадцатого века сделался особенно популярным. Сама рубрика «Фельетон» утвердилась в газетах в 1841 году.

Говорить о рубрике «Фельетон» в период её появления - значит, говорить о газетной «Смеси». Что представляла собой «Смесь» русской газеты во времена появления рубрики  «Фельетон»?

«Смесь» выполняла как информационные, так и развлекательные функции, и заполнялась материалом, взятых из новых, а иногда и из старых иностранных  журналов (судебные процессы, великосветские сплетни и анекдоты всякого рода). «Русский материал», попадавший в «Смесь», был почти только официального порядка: некрологи царствующих особ, перепечатки указов и тому подобное.

«Смесь» представляла собой 3 - 5 небольших  заметок по большей части в 15 - 20 строк, ничем между собой не связанных.

С появлением рубрики «Фельетон» рубрика  «Смесь» не была уничтожена. Она  вошла в фельетонный подвал, как  подзаголовок. В начале совершенно невозможно было отличить материал, печатавшийся в первых столбцах «Фельетона», от материала последних столбцов, объединённых рубрикой «Смесь». Но мало-помалу происходит эволюция рубрики, движение «Смеси» к фельетону. Материал «Фельетона» начинает сильно укрупняться, занимая теперь почти весь подвал, часто и вовсе вытесняя «Смесь». Внутренние подзаголовки уничтожаются, часто фельетон оказывается посвящён одной теме общего характера.

Это можно отнести к истории  рубрики «Фельетон», сам же жанр развивался следующим образом.

В газетной периодике сороковых  годов девятнадцатого века можно  выделить сразу несколько разновидностей жанра фельетон. В том числе  нравоописательный фельетон Ф. Булгарина, В. Межевича, П. Смирновского, фельетон, представлявший собой хронику литературно-театральных новостей (В. Соллогуб, Э. Губер, Ф. Кони, К. Полевой), фельетон, связанный с физиологическим очерком «натуральной школы», с созданием характерных типов представителей общества (Н. Некрасов, отчасти Ф. Достоевский). Но всё это ещё нельзя назвать фельетоном в его современном понимании.

Кризис жанра разрешается с  появлением фельетона в передовом  русском журнале сороковых - пятидесятых  годов, то есть, в эпоху оформившегося  революционно - демократического движения. Точка приложения сил найдена  была в фельетоне революционно-демократического «тяготения».

Итак, русский публицистический фельетон начал формироваться в соответствии со специфическими особенностями. Он выступил в порядке литературной полемики в форме якобы непритязательных «статеек» в отделах «Смесь»  передовых русских журналов. Широкое  звучание фельетон приобретает в  сороковые - шестидесятые годы, появляясь  в журналах и образуя в них специальные фельетонные разделы. Как самостоятельный, зрелый, влиятельный и широко распространённый жанр русский фельетон сформировался в этот период, реалистически вбирая в себя достоверные факты и наблюдения российской действительности, правдиво освещая и образно истолковывая её. Пользуясь всеми видами иносказаний, русский фельетон совершенствуется, приобретая всё более яркую своеобразную форму.

Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно  сделать вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно  развивается в годы революционных  волнений. И это кажется закономерным, ведь, если вспомнить слова Михаила  Кольцова, «фельетон - это камень, который  даёт широкие, далеко расходящиеся круги  по воде»2. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»4, - писал Н.В. Гоголь.

Большой вклад в развитие жанра  фельетона в нашей стране внесли Илья Ильф и Евгений Петров.

Илья Ильф (Настоящее имя —  Илья Арнольдович Файнзильберг) родился в Одессе в 1897 г. в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническую школу. Работая в чертежном бюро на авиационном заводе, был внештатным сотрудником газеты “Моряк” и редактором юмористического журнала “Синдетикон”. В 1923 г., переехав в Москву, становится профессиональным литератором. Работает в газете “Гудок”. Печатает в “30-ти днях”, “Смехаче”, “Советском экране”, “Вечерней Москве” очерки, фельетоны, рецензии на фильмы, которые обнаруживают его склонность к сатире.

Евгений Петров (Настоящее имя —  Евгений Петрович Катаев) родился  в Одессе в 1903 г. в семье учителя истории. В 1920 г. окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. Затем был инспектором уголовного розыска. В 1923 году тоже переезжает в Москву, где также начинает заниматься журналистикой. Работает в сатирическом журнале “Красный перец”, печатает фельетоны на международные темы и юмористические рассказы. Выступает со своими произведениями в “Комсомольской правде” и “Гудке”.

В 1925 году происходит знакомство будущих  соавторов и начинается их совместная деятельность, поначалу состоящая в  сочинении тем для рисунков и  фельетонов в журнале “Смехач”  и обработке материалов для газеты "Гудок". Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", опубликованный в 1928 в журнале "30 дней" и в том же году вышедший отдельной книгой. Роман имел большой успех. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений. За романом следует несколько рассказов и повестей ("Светлая личность", "1001 день, или Новая Шахерезада", ); в это же время начинается систематическая работа Ильфа и Петрова над фельетонами для "Правды" и "Литературной газеты". В 1931 опубликован второй роман — "Золотой телёнок", история дальнейших похождений героя "Двенадцати стульев" Остапа Бендера. В романе дана целая галерея мелких людишек, обуреваемых стяжательскими побуждениями и страстями и существующих "параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи". В 1935—36 Ильф и Петров совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга "Одноэтажная Америка" (1936).

Информация о работе Проблематика и стилистика фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова