Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2009 в 13:23, Не определен
Проблема политического имиджа сегодня привлекает внимание ученых и практиков, абсолютно всех политиков, не оставляет безразличным любого человека, интересующегося развитием современного общества, политических процессов и отношений в нем. Формирования эффективного политического имиджа является одной из актуальных задач политологии, политического менеджмента, политической психологии и других наук, объектом которых выступает современная политика во всем ее многообразном понимании и проявлении.
3.1.
Имидж реформатора-демократа в «Независимой
газете»
Среди публикаций, посвященных персоне Михаила Сергеевича, или тех, в которых он упоминается, мне хотелось бы проанализировать несколько наиболее ярких: Дмитрий Фурман «Генсек, которого могло не быть» и Александр Самарин «Сегодня разговоры о демократии оскорбительны» и статья Майкла Макфола, профессора политологии Стенфордского университета и Кэтрин Стоунер-Вайсс, заместителя директора Центра демократии, развития и верховенства закона Стенфордского университета, опубликованной в журнале «Foreign affairs» О мифе авторитарной модели или тормозящей роли путинского зажима. Какую модель развития выберет Россия.
Дмитрий Фурман, автор статьи «Генсек, которого могло не быть», - явный приверженец теории пассионариев Л. Гумилева, к коим кстати абсолютно не относится О. Феофанов.
Фурман открыто заявляет о своем уважении к Горбачеву:
«Исходя из критериев современного демократического мира, России почти нечем гордиться в своей политической истории. Деспотов, строивших из человеческого песка распадавшиеся затем империи, было много, а борцов за свободу – мало, и все какие-то сомнительные, путавшие народную свободу со своей властью. Но у нас есть одна несомненная фигура, «оправдывающая» русскую политическую историю и русскую политическую культуру, фигура, которой мы можем гордиться сейчас и которой обязательно будут гордиться наши потомки. Это – Горбачев.
Горбачев и подаренные им шесть лет движения ко все большей свободе были крупным российским и советским выигрышем в лотерею истории. Вообще-то мы знаем, что выигрыши бывают, и даже крупные, но они маловероятны, и рассчитывать на них глупо. И уж совсем маловероятно, что такой выигрыш в одной и той же стране может произойти в обозримое время дважды. Главы государства, который, как Горбачев, хотел бы свободы для людей больше, чем власти для себя, больше не будет».
Александр Самарин громких заявлений не делает, его жанр – интервью. Но сам факт выбора интервьюируемого и тема их беседы уже наводит на определенные выводы:
«– Сейчас идет странное оживление прежних установок, замшелых лозунгов… Что все это значит?
– Я тоже обратил на это внимание. Разве это нормально, что председатель Думы вдруг стал Сталина превозносить. Я поражен. Потом, к вечеру уже, Грызлов стал оправдываться. Утром сморозил, а вечером… Нет, это не сталинизм – это смесь какая-то. Заговорили о чекизме. Это, знаете, изобретение чисто российское. Надо идти нормальным путем: свободы, демократии, уважения, открытости страны, свободы прессы и мнений. А они как будто всего боятся. А чего боятся? Самое большее – они могут власть потерять. Ну и что? Я ведь когда начинал реформы – говорил, что работаю два срока, и не больше. Потому что такой застой был в кадрах на всех уровнях, что это страну буквально сковало, и надо было ситуацию взорвать – но как взорвать? Не репрессиями сталинскими, а – демократией. Сегодня многие думают, что людям не до демократии. Да и в мире появился большой спрос на политиков авторитарного типа. Но у нас всегда крайности. Или левое радикальное крыло берет власть, или правое – тоже радикальное. Сумасшедшие… Я часто подчеркиваю – надо не впасть в новый застой и в новый суперконтроль. И в суперцентрализацию. А еще надо освобождать людей от страха перед государством – без этого не может быть демократии. Этот страх еще не успел уйти и вот теперь снова появляется…».
Что касается статьи зарубежных исследователей, перепечатанную «Независимой газетой», то и здесь упоминается имя Михаила Сергеевича связанное с реформаторской демократической деятельностью. Конечно, многие приверженцы демократического строя на Западе к Горбачеву относятся дружелюбно и уважительно, эту тенденцию можно проследить и в данной статье:
«Процесс демократизации начался еще до независимости России. В годы, предшествовавшие распаду Советского Союза, Михаил Горбачев начал вводить важные реформы, включая альтернативные выборы в местные и общенациональные органы власти, плюрализм в СМИ (даже когда они были государственными), свободу создания политических организаций и групп гражданского общества».
Таким
образом, мы можем пронаблюдать, как
в прессе на примере публикаций «Независимой
газеты» создается имидж
3.2.
«Враг народа» №1 на страницах «Правды»
Главным моментом, который обязательно стоит упомянуть, прежде чем начать анализ публикаций этой газеты, является тот факт, что «Правда» - орган КПРФ. Поэтому даже без глубинного анализа уже можно предположить, что на страницах данной газеты Горбачев выступает как отрицательный герой, как человек, повинный в развале «самого могущественного и процветающего государства в мире – Советского Союза».
Среди статей, опубликованных в «Правде» за последние 3 года особо привлекли мое внимание следующие: «На грани бреда» Юрия Емельянова, «Телебоссам придется раскошелиться?» Владимира Вишнякова, «Полвека очернения советской истории» Юрия Емельянова и «Как истребить зверя» Ивана Савельева.
Помимо этих информационно и эмоционально нагруженных материалов, в «Правде» многие материалы не обходятся без упоминания о Горбачеве. Нужно отдать должное журналистам этой газеты за изобретение столь ярких эпитетов, поток которых не иссякает с течением времени. «Истинный оскал горбачевских преобразований», «горбачевская «катасройка», «демократы» горбачевско-ельцинского розлива установили буржуазную воровскую власть, превратили всех нас в живой товар на капиталистическом базаре с его волчьими законами» - это лишь немногие лишь немногие тропы, используемые сотрудниками «Правды» для создания отрицательного имиджа бывшего генсека.
В данной газете поднимаются достаточно интересные темы и воспоминания о Горбачеве, примером такой темы может служить отрывок из статьи Юрия Емельянова «На грани бреда»:
«Сталинская, вернее — антисталинская тема развивается и в документальном фильме “Последняя дача генсека”, где речь вроде бы идет о недостроенной в Абхазии даче Горбачёва. В фильме правдиво рассказано о барстве последнего генсека ЦК КПСС, надумавшего сооружать роскошные дачи для себя, любимого, о спесивой капризности Раисы Горбачевой, не раз заставлявшей всё переделывать, затрачивая на это огромные государственные деньги.
Неподалеку от абхазской дачи Горбачёва находилась сталинская. В ходе телеэкскурсии по ней постоянно говорилось о “подозрительности” хозяина и о его “низком росте” — Сталин, дескать, подгонял обстановку на даче под свой якобы чуть ли не карликовый рост. Известно, однако, что при посмертном измерении тела Сталина было установлено: его рост составлял 170 сантиметров. Небольшие кроватки на самом деле предназначались для детей, часто живших здесь вместе с отцом».
Противопоставление Горбачева со Сталиным можно даже счесть лейтмотивом публикаций «Правды». Примером этому может послужить статья Юрия Емельянова «Полвека очернения советской истории», где фигура и деятельность Горбачева сравнивается с фигурой и деятельностью Никиты Хрущева:
«К этому времени стало ясно, что горбачевская “перестройка” зашла в тупик и Горбачев пытался скрыть провал своей политики, а также укрепить свои пошатнувшиеся политические позиции. Подобно Хрущеву, который воспользовался сочинением учителя математики для того, чтобы обвинить своих коллег по Президиуму в сталинизме и преодолеть их сопротивление его организационным реформам, Горбачев и Яковлев воспользовались письмом преподавательницы химии Нины Андреевой, опубликованным в газете “Советская Россия”, для того, чтобы обвинить на заседании Политбюро ЦК 24—25 марта 1988 года ряд своих коллег, особенно Е.К. Лигачева, в сталинизме и противодействии перестройке.
Вступив в союз с силами, давно готовившими удар по нашей стране, Горбачев, Яковлев и другие развязали кампанию за “очищение социализма” от “сталинизма”, под аккомпанемент которой осуществлялось уничтожение советского общества. Размах антисталинской кампании конца 80-х годов намного превосходил хрущевские атаки на Сталина. А потому и последствия ее оказались значительно более разрушительными. Заявления о “нерентабельности” “сталинской затратной экономики”, о том, что все данные о достижениях советской экономики зиждутся на “лукавых цифрах”, служили основанием для развала промышленности, сельского хозяйства, науки. Слова об “антигуманности” сталинского строя помогали уничтожать систему социального обеспечения, здравоохранение, образование, культуру. Под вопли о “произволе” карательных органов СССР разрушались органы правопорядка, разведка и контрразведка. Под крики о “советской агрессии” уничтожались Вооруженные Силы страны. Истерия о “сталинской тюрьме народов” прикрывала захват власти в советских республиках национал-сепаратистами и распад великой Советской державы».
Товарищ Вишняков, по-видимому, незнакомый с цифрой прироста советской экономики на 1989 год (а эта цифра составляла -4,5) все экономические проблемы, а точнее всю экономическую катастрофу взваливает на плечи Михаила Сергеевича в своей статье «Телебоссам придется раскошелиться?»:
«Горбачёвская “катастройка” и последовавший за нею развал всего и вся, обернувшийся массовой безработицей, отбросили на грань нищеты не только рабочих и колхозников, учителей, врачей и ученых, но и большинство творческих работников, заслуги которых перед советским народом оказались полностью обесцененными».
Очень эмоциональна статья Ивана Савельева «Как истребить зверя». От нее прямо-таки разит духом коммунистической прессы, какой она была в те моменты, когда стыдила или перевоспитывала своего сбившегося с пути сына:
«Ужас без конца, о коем предупреждал великий Ленин, пришел в растерзанную Страну Советов с врагом коммунизма номер один неким Горбачёвым; подобрав в ЦК и его Политбюро как можно больше себе подобных, он начал хладнокровно, цинично и с геббельсовской изворотливостью уничтожать всё советское, разваливая великую страну, не им построенную. Она после злобных усилий еще одного ренегата раздробилась на малые каганаты, в коих воссели на престол новые баи и ханы — бывшие члены ЦК КПСС и его Политбюро горбачёвского розлива.
Мы заболели давно, и, чтобы вылечить наше общество, нужен был не Горбачёв с его “перестройкой”, а некто другой, тот же Романов (не путать с никчемным Николаем Романовым) или Машеров, но первого оболгали, а второй погиб в катастрофе».
Заключение
Какие можно сделать выводы?
Мое мнение таково: фигура Горбачева востребована в прессе и по сей день. Несомненно, что его имидж, созданный его поступками, настолько эффектен и эффективен, что продолжает работать на хозяина до сих пор, хотя с момента, когда Горбачев покинул свой пост, минуло уже шестнадцать лет.
Два диаметрально противоположных мнения о Горбачеве характеризуют его, как активного политического деятеля, новатора (сравним с Петром I, по поводу политического курса которого до сих пор не сложилось у общественности одного общего мнения). Ну кто в наш век европоцентризма пойдет поперек мнения всего запада только для того, чтобы выразить обиду Горбачеву за развал Советского Союза, если на лицо факт: жить-то действительно стали лучше. Пожалуй, только остатки развалившейся коммунистической общины. В их арсенале создания отрицательного имиджа бывшего генсека – практически полное отсутствие фактов, заменяемое громкими эмоциональными эпитетами.
В копилке «Независимой газеты» - фактическая сторона дела: например, продолжающаяся демократическая деятельность Горбачева. Вообще популярность Горбачева в нашей стране, несмотря на двоякость отношения, видна невооруженным глазом. Преимущественно, конечно, русские Горбачева без преувеличения любят и уважают. Для таких чувств существует множество причин.
Возможно, свою роль сыграла природная мягкость Михаила Сергеевича, неагрессивного человека хочется послушать, его не надо бояться, да и стыдно всей стране за него вроде бы не бывало так, как за того же Ельцина, который мог напившись ринуться дирижировать оркестром и свалиться, не постесняюсь этого слова, в оркестровую яму.
Источники:
1. Политическая имиджелогия (коллективная монография)/ Под общ. науч. ред. Л.Г.Лаптева, Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.
2. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России/ СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
3. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям/ М.: Народное образование, 2002.
4. Дмитрий Фурман Генсек, которого могло не быть/ «Независимая газета», 04.03.2006.
5. Александр Самарин Сегодня разговоры о демократии оскорбительны/ «Независимая газета», 28.02.2005.
6. Майкл Макфол,
Кэтрин Стоунер-Вайсс О мифе
авторитарной модели или
7. Юрий Емельянов На грани бреда/ «Правда», №127, 16-19 ноября 2007.
8. Владимир Вишняков Телебоссам придётся раскошелиться?/ «Правда», №136, 7-10 декабря 2007.
9. Юрий Емельянов Полвека очернения советской истории/ «Правда», № 17, 17 - 20 февраля 2006.
10. Иван Савельев Как истребить зверя / «Правда», № 41, 21 - 24 апреля 2006.