Парадигмы мышления и типы текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 00:07, реферат

Описание работы

Актуальность темы данного реферата самоочевидна, так как выбор коммуникативного стиля очень важен для журналиста, поскольку от правильности этого выбора зависит многое: жизненная перспектива, творческое долголетие и психическое здоровье самого автора.
Определяющую роль в выборе коммуникативного стиля играют базовые ментальные модели, иначе говоря, парадигмы мышления. По мнению известного футуролога Дж. Баркера [1, С. 12], именно парадигмы задают логику отсчета, систему координат, «используя которые мы объясняем, интерпретируем мир».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть…………………..……………………………………………4
Глава 1. Понятие «парадигма»………………………………….....................4
Глава 2. Типы текста в зависимости от парадигм мышления…………..…6
Заключение……………………………………………………………….….17
Список литературы………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Реф психология журналистики.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

      Министерство  образования Российской Федерации

Институт  Гуманитарного образования

      и информационных технологий 
 
 
 
 

ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ И ТИПЫ ТЕКСТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат

      студентки 4 курса факультета журналистики

      заочного  отделения

      Выполнил: Бакланова О.С.

      Проверил: Котов Л.Н. 
 
 

      Москва, 2009 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

      Введение………………………………………………………………………3

      Основная  часть…………………..……………………………………………4

      Глава 1. Понятие «парадигма»………………………………….....................4

      Глава 2. Типы текста в зависимости от парадигм мышления…………..…6

      Заключение……………………………………………………………….….17

      Список  литературы………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  темы данного реферата самоочевидна, так как выбор коммуникативного стиля очень важен для журналиста, поскольку от правильности этого выбора зависит многое: жизненная перспектива, творческое долголетие и психическое здоровье самого автора.

      Определяющую  роль в выборе коммуникативного стиля играют базовые ментальные модели, иначе говоря, парадигмы мышления. По мнению известного футуролога Дж. Баркера [1, С. 12], именно парадигмы задают логику отсчета, систему координат, «используя которые мы объясняем, интерпретируем мир».

      Таким образом, базовая парадигма мышления предопределяет и стиль творчества журналиста. Например, магическому мышлению будет соответствовать мифологический текст, а драйв-мышлению – гедонистический и т.д.

      Цель  реферирования – получить более полное, всестороннее определение понятия «парадигма мышления» и рассмотреть процесс эволюции мышления и творчества журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации.

      Метод исследования – аксиоматический, на основе некоторых из теоретических и практических исследований, представленных в реферируемых изданиях. 
 
 

      ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 

      Глава 1. Понятие «парадигма»

      В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения любой дисциплины. Ниже даются определения основного для данного реферата понятия – «парадигма» в интерпретации различных ученых. Исходя из проанализированных источников, представляется возможным дать следующие определения.

      Российский  гуманитарный энциклопедический словарь  дает такое определение:

      Парадигма – понятие, играющее весьма существенную роль в современном философском сознании, главным образом культурологической направленности. Обозначает характерную для определенной эпохи, социальной и национальной общности либо сферы культуры (науки, искусства, философии) совокупность или систему фундаментальных установок и стереотипов мышления [5].

      В других источниках представлены следующие определения:

      Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства (Экономический словарь, [5]).

      Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения (энциклопедия «Безопасность», [5]).

      Парадигма, греч., грамматический пример (Брокгауз и Эфрон, [5]).

      Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего (Философский словарь, [5]).

      В философии науки XX века получило широкое распространение понятие парадигмы, предложенное американским исследователем Т. Куном для характеристики «нормальной» науки. Согласно такому пониманию, парадигма – это совокупность теоретических представлений, определений и терминов, методологических и технологических предписаний и ценностных установок, принимаемых и разделяемых членами научного сообщества, а следовательно, консолидирующих последнее и обеспечивающих преемственность научного творчества и развитие науки.

      Анализируя  вышеперечисленные определения, приходим к выводу, что, независимо от сферы  научного сознания – парадигма –  это всегда некий образец, лежащий  в основе чего-либо.

      Известный футуролог Дж. Баркер отмечает, что концепция парадигм применима не только в науке, но в бизнесе, политике, культуре, а также в обычной жизни [1, С. 13].

      Автор акцентирует внимание на том, что  «парадигма – система взглядов, представлений, в рамках которых  мы воспринимаем окружающий мир и предсказываем его поведение в будущем. Однако мир постоянно меняется и правила, которые хорошо работали в прошлом, могут стать тормозом к развитию» [1, С. 12]. Поэтому понимание сути парадигм, умение распознать зарождение новой парадигмы и вовремя найти ей применение очень важно, по мнению Дж. Баркера это является «искусством, овладеть которым должен каждый современный человек», [1, С. 12].

      Парадигмы дают возможность выделять и устанавливать  связь между фактами, выстраивать  «объективные тенденции».

      Разные  парадигмы выводят людей, организации, страны на различные жизненные траектории, обеспечивают разную эффективность, дают различные шансы на выживание  и успех. Людям, действующим в различных парадигмах, трудно понять смысл действий, поступков друг друга.

      Дж. Баркер считает, что парадигмы «защищают себя… борются за умы и сердца людей, возводя психологические барьеры для новых представлений»   [1, С. 12].  
 

      Глава 2. Типы текста в зависимости от парадигм мышления

      Различные виды мышления обуславливают появление различных типов журналистских текстов. Не даром мышление называют «королем» познавательных процессов» [2, С. 37].

      Исследователи выделяют следующие типы текстов  в зависимости от вида мышления: мифологический, убеждающий, прагматический, гедонистический, смысловыявляющий и сетевой тексты.

      В рамках данного реферата целесообразно  рассмотреть каждый из вышеперечисленных  типов текста (в соответствии с  порождающей их моделью мышления) более подробно.

      Магическое  мышление и мифологический текст

      По мнению исследователя Е.Е. Прониной, такой вид мышления восходит к первобытному, к «жизни-на-грани-смерти» [3, С. 53]. Это коммуникация особого типа, когда «конкретный первобытный человек жил в радостном предощущении победы над грозящей ему насильственной смертью». И эта коммуникация нагнетала в нем чувство братской общности, защищенности, личной значимости и могущества, доводя обыденное самоощущение до эйфории вплоть до экстатической готовности к самопожертвованию. По словам автора Е.Е. Прониной, «в сущности, это [был] психологический рай на земле» [3, С. 53].

      В чем же специфика данной парадигмы  мышления?

      Один  из первых исследователей первобытного мышления Э. Тайлор считал, что основой  характерных черт первобытной культуры является одушевление природы. То есть речь идет об аниматизме – особом состоянии веры во всеобъемлющую безличную одушевленность природы, соединяющую все и всех в единую мировую душу. На стадии аниматизма физическое и психическое как бы не разделяется. Все и вся – это одновременно и реалии внешнего мира, и проявления единой одушевленности природы, переживаемые как движения собственной души.

      Э. Тайлор в своем труде «Первобытная культура» отмечает, что «если, однако, взглянуть на мифологию с более  рациональной точки зрения, становится ясным, что анимистическое объяснение мифов поддается еще более обширному обобщению. Объяснение процессов природы и ее изменений жизненными явлениями, похожими на жизнь созерцающего ее мыслящего человека, составляет только часть гораздо более обширного умственного процесса. Объяснение это принадлежит к той великой теории аналогии, которой мы обязаны столь значительной частью нашего понимания окружающего нас мира. <…> Аналогии, которые для нас не что иное, как вымысел, были действительностью в глазах людей прошлого времени» [4, С. 136-137]. Далее автор констатирует «то, что мы называем поэзией, было для них действительной жизнью, а не маскарадом богов и героев…» [4, С. 137].

      По  мнению Е.Е. Прониной, все виды магии  и волшебства являются выражением данного  уровня мышления [3, С. 55].

      Еще психоаналитическая практика З. Фрейда показала, что в сновидении сгущается  множество идей, а чувство, вызываемое одним предметом, смещается на другой, смежный, подчас не относящийся к  делу. Позже другой гигант психоанализа К.-Г. Юнг распознал в психике человека так называемые «архетипы коллективного бессознательного», которые не вырабатываются людьми лично, а передаются генетически и служат источником общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

      «Магическое мышление как ассоциирование идей и по сходству и по смежности может породить столь длинные цепочки метафорических и метонимических переносов значений, что собственное содержание итоговых представлений утратит очевидную связь с предшествовавшими переходами и обретет совершенно самостоятельное значение, превратится в самодостаточный символ», – утверждает автор Е.Е. Пронина [3, С. 58].

      Культуролог-структуралист  К. Леви-Строс описал четыре обязательных момента, свойственных смыслообразующей единице первобытного мышления – мифеме:

      1. во-первых, мифемой предрекалось в полном смысле абсолютное, тотальное и вместе с тем конкретное возмездие. И только в случае соблюдения предписания индивид сохранял право на пребывание в общине. В случае нарушения под угрозой оказывалась целиком вся община. На более ранних этапах развития цивилизации это было то, что называется «табу». Таким образом, явное или скрытое табуирование – есть необходимый момент мифемы.
      2. во-вторых, поступательное развитие мысли в мифеме детально не отслеживалось, поскольку обоснования и доказательства опускались, словно это была коллективная внутренняя речь. Мысль как бы «выныривала» из непроглядной бессмысленности, чтобы затем снова нырнуть и снова всплыть в новом четком утверждении и т.д. То есть применялся прием так называемой трансдукции, когда «какое-либо определение приписывается предмету в силу того, что это же самое определение принадлежит другому предмету» [3, С. 60]. Е.Е. Пронина отмечает, «получается, что сведение к самоочевидности, провоцирующее «Ага-переживание» - тоже необходимый момент мифемы» [3, С. 62].
      3. в-третьих, то, что мифема предписывала делать, всегда было элементарно: «не видеть», «явиться» и т.п. Элементарно не значит легко. Выполняемое действие должно быть наблюдаемо, то есть подконтрольно общине. Получается, что магическое мышление не только авторитарно, но и публично.
      4. четвертый необходимый момент – мистическая непроницаемость смысла мифемы.

       Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды, не фактов, а оценок, не логики, а исхода чувствам и т.д.

       Чтобы подготовить мифологический текст, журналисту приходится самому погружаться  в магическое мышление, смешивая реальность и символику; догадки, которые придают  желаемый смысл событиям и факты; логику науки и директивы идеологии.

       Любая мифема изначально амбивалентна. Ее предельное повеление несет в себе предельное самоотрицание. Но современная мифема – особо хрупкий психологический  феномен. Она мгновенно мутирует, как только изменяются интеллектуально-нравственные основания политики.

       Хотя  мифологический текст может быть создан и использован с откровенно манипулятивными целями, это не отменяет его значимости в контексте массовой коммуникации и журналистского творчества. Мифологический текст также может быть ориентирован на позитивные ценности, а поэтизация действительности – характерная черта такого текста. Исследователь Е.Е. Пронина по этому поводу отмечает, что «и читатель, и журналист, соскальзывая в пралогическое мышление, испытывают облегчение и даже удовольствие» [3, С. 91]. Ведь ситуация в таком случае воспринимается красочнее, эмоции обостряются. Словом, следовать за коллективным бессознательным – самое приятное из того, в чем состоит творчество-в-процессе-коммуницирования.

Информация о работе Парадигмы мышления и типы текста