Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:54, реферат
В работе рассмотрены жизнь, творчество известного советского журналиста
Михаил Ефимович
Кольцов - один из самых известных
и влиятельных советских
Но главный конёк
Михаила Ефимовича- острые, едкие
фельетоны. В этом жанре он был
непревзойдённым мастером. Его творчество
характеризуется стремлением
Как пишет Д. Заславский : «В.И. Ленин назвал публицистов-коммунистов летописцами современности. Это летописцы особого рода. Они нисколько не похожи на пушкинского Пимена, который писал, не ведая ни жалости, ни гнева. Напротив, Ленин требовал от летописцев социалистической современности, чтобы они писали с гневом, с пламенной страстью, так, чтобы их писания помогали бюрократическому пролетариату.
Кольцов был именно таким летописцем
Современность неодолимо притягивала его. Он не только стремился наблюдать её со стороны, но непременно участвовать в ней, быть в самой сутолоке событий, всё видеть собственными глазами и уловить в виденном самое важное, характерное…
…В острых и злых фельетонах он бичует всё отсталое и косное, всё, что мешает росту нового, что как репей, пристаёт к нему, задерживает его развитие.
Кольцов всюду, на самых
важных, решающих участках строительства
и борьбы. На его глазах на московских
торфяных болотах закладывается
и даёт свет первенец советской электрификации-
Шатурская электростанция. Он слышит
первые взрывы на берегах Днепра- наступление
на древние пороги. И он присутствует на
торжественном заседании в Большом
театре, когда на огромной карте вспыхивает
ленинский план ГОЭЛРО… Волнующая героическая
быль! Она запечатлена в очерках и фельетонах
Кольцова. И это не только высокохудожественный
репортаж, не только записки современника.
Это и художественно-
Так, чуть ли не всё в основном строительстве первых лет можно восстановить в памяти, проследить по очеркам Кольцова…»1
Если прочитать ряд материалов Михаила Ефимовича, то, действительно, можно узнать много нового о той эпохе, понять суть проблем, мешавших развитию общества, многие из которых сохранились и по сей день. Он обладал редким даром- не гоняться за красотой или забавностью текста, а пытаться понять некий порок, иногда- спрогнозировать, чем его развитие может обернуться.
Также, по словам Заславского, «Кольцов был одним из первых зачинателей советской школы фельетона, признанным мастером, учителем и другом молодёжи, приходившей в газету с желанием стать «Кольцовыми», писать острые, нужные партии статьи, писать их ярко, интересно, оригинально, с весёлым, если нужно, злым задором, без ругани и грубости, но, когда это требовалось, в высокой степени ядовито. Смеяться в печати умели многие, но никто из современников не превзошёл Кольцова в богатстве оттенков смеха, а также в лёгкости и художественности языка.»2
Жизнь талантливейшего и важного для своей эпохи журналиста продлилась недолго.
Родился «летописец» 31 мая в 1898 году в Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич, мать- Рахиль Савельевна.
Уже в реальном училище Кольцов начинает журналистскую деятельность и вместе с братом издаёт школьный журнал.
После- была учёба в Психоневрологическом Петроградском институте, где он занимался тем, что писал статьи в издание «Путь студенчества». Уже тогда, в 17 лет у «летописца» получались очень «взрослые» и продуманные очерки, фельетоны.
На одном из интернет сайтов вспоминают интервью того периода, которое Кольцов взял у Керенского:
«Среди кольцовских
интервью нельзя не отметить беседу с...А.Ф.
Керенским, депутатом Государственной
Думы, где он возглавлял крохотную
фракцию “трудовиков”. Молодой
журналист интересовался
В революционном 1917-ом
как в февральских, так и октябрьских
событиях принимает активное участие(
но всё же менее восторженно Кольцов
принимает октябрьскую
Несколько очерков этого журналиста было написано о февральских событиях, они представляли из себя изложение событий в хронологическом порядке, написаны были динамичным языком. Позже в 1928 году Михаил Ефимович включит их в книгу-сборник «Сотворение мира» . Среди этих очерков- «Февральский март», «Пыль и солнце», «Далёкие следы».
В 1918 году Кольцов возглавил съёмочную группу кинохроники Наркомата просвещения.
Вступает в РКП(б)
в этом же году, но через некоторое
время уходит из партии и в письме,
которое было опубликовано в «Киногазете»
высказывается о своём
Кроме всего прочего, Михаил Ефимович был заведующим отделом хроники Всероссийского кинокомитета Наркомпроса, руководил журналом «Кинонеделя» и отделом хроники Всеукраинского кинокомитета.
Вообще он был человеком очень энергичным, полным замыслов и посвящал себя не только журналистике, но и общественной деятельности.
Михаил Ефимович был одним из активных участников создания гражданского воздушного флота страны. По его инициативе воплотили в жизнь идею о эскадрилье самолетов(на деньги печатных органов) с агитационными целями, возглавлял которую огромный «Максим Горький».
Как пишет брат Кольцова в воспоминаниях: «С фельетона «Хочу летать» началась другая интереснейшая страница общественной деятельности брата- его активное участие в строительстве советского гражданского флота, многолетняя пропагандистская и организаторская работа в отечественной авиации.»4
Также в пропагандистских
целях совершил полёты- в 1929 году
– в воздушном круизе по столицам
Европы Москва–Берлин–Париж–Рим–
Продолжая рассказывать о хронологии жизни Кольцова, надо сказать, что в сложный для страны период в 1919 году принимает решение служить в Красной армии. Что касается журналистской деятельности Кольцова, то она постепенно развивается. Тогда Михаил Ефимович печатался в газете «Красная Армия», некоторых изданиях в Одессе.
В начале 1920-х он работал в отделе печати Наркомата иностранных дел, а также деятельность журналиста была связана и с РОСТА(впоследствии он получит пост заведующего международным отделом данной организации), выпускал «Окна ЮгРОСТа». Кольцов всё больше растёт в профессиональном плане. Всё большее количество изданий печатают его материалы. В том числе и сыгравшая большую роль в становлении будущего журналиста «Правда», где он был тогда ещё специальным корреспондентом.
Различные очерки, фельетоны Михаила Ефимовича печатаются в данном издании всё чаще, ему поручают ведение своей рубрики, которая называлась «По белой прессе»,а в конце 20-х талантливый автор уже- в штате «Правды». Ещё через некоторое время - член редколлегии «Правды».
Интересно, какие «последствия» имели многие его статьи, в том числе и в вышеозначенном издании. Например, после опубликования фельетона «Дача- так дача!» началась работа по организации под Москвой зоны отдыха «Зелёный город».
Во время кронштадтского мятежа стал редактором газеты под названием «Красный Кронштадт».
Также он являлся редактором издания «За рубежом» (которым он занимался совместно с Максимом Горьким), основателем журналов “За рулем”, “Изобретатель”, “Женский журнал”.
Ещё одно стоящее внимания событие в судьбе этой интересной личности произошло в 1923 году. По инициативе Кольцова был возрождён журнал «Огонёк». Михаил Ефимович берёт на себя обязанности главного редактора данного издания. Следует отметить, что начинание было весьма успешным, о чём свидетельствует тираж, который поднялся с 20 тысяч экземпляров до невероятных 500 тысяч.
Здесь нужно сказать о том, что деятельность издания набирала обороты и в результате было создано акционерное общество «Огонёк» (позже- журнально-газетное объединение или просто «Жургаз»), которое ,собственно, возглавил Кольцов.
Такие журналы, как «Советское фото» , «Чудак» ( в котором он вел постоянную рубрику «Календарь Чудака»). были созданы под маркой данной организации и связаны с именем руководителя.
Так же с «Жургаз»
связано осуществление
В 1927 году Кольцов воплощает свою идею по написанию коллективного романа-буриме, который назывался «Большие пожары». Его суть заключалась в том, что писатели и журналисты, коих было 25 последовательно пишут по одной главе, и их творчество издаётся в «Огоньке». В результате получается цельное произведение.
Вот, что говорилось об этом произведении на одном из интернет ресурсов:
«Но вот что интересно! Вот в чем еще уникальность этого проекта. В конце, в последней главе, Михаил Кольцов все более или менее сводит воедино, делает из этого лоскутного одеяла цельный роман. О чем он? Да о том, что Советская Россия находится в окружении врагов, что на предприятиях участились случаи саботажа и порчи имущества. Последняя фраза романа: «Большие пожары» позади, великие пожары – впереди!» А впереди, как известно, и период шпиономании, и Большой террор 37-го, и Великая Отечественная… Ощущением грядущей беды пронизаны главы всех авторов, каким бы разными они ни были. О чем бы ни писали авторы – а получалось все об одном. На то они и писатели, чтобы чувствовать беду…»5
Лично меня поражают такие личности как Кольцов. Он добился огромных успехов в журналистике, в общественной деятельности, но его неуёмный энтузиазм и чувство собственного таланта подталкивали Михаила Ефимовича к новым начинаниям - ещё и в области литературы.
1930-е годы в
жизни оказались также
В 1935 году он был делегатом международных конгрессов в защиту культуры в Париже, затем в 1937 уже в Барселоне- руководителем советской делегации.
В 1937 году произошёл один из самых значительных фактов в судьбе Кольцова- он становится депутатом Верховного Совета .
А 1938 году, несмотря на отсутствие высшего образования, Михаила Ефимовича избирают членом-корреспондентом Академии Наук СССР.
Заметным в жизни Кольцова был период его работы в Испании, куда во время событий Гражданской войны 1936-1939 годов его направили как сотрудника «Правды». Здесь журналист стал неофициальным представителем интересов Коминтерна при республиканском правительстве.
Вообще до сих пор доподлинно не известно, с какой целью ехал Михаил Ефимович в эту страну и на какие именно структуры он работал. Существуют любопытные версии, как эта (интернет-ресурс):
«Как известно, Гражданская война в Испании продолжалась с июля 1936 по апрель 1939 года. В то время в СССР существовало две известные спецслужбы и одна неизвестная. Две известные – это НКВД и Разведуправление РККА (с 1942 года ГРУ). Деятельность этих ведомств в Испании и их роль в разжигании войны до сих пор мало изучена.
Но гораздо интереснее и таинственнее самая загадочная спецслужба СССР под названием Госконтроль (он же Народный Контроль), подчиняющаяся лично Сталину. Собственно, Госконтроль являлся целым министерством с немалым числом «служащих». Чем занималось министерство можно только догадываться…
… В середине 30-х годов главою Госконтроля стал Николай Ежов, позже эту должность занял Лев Мехлис. Оба эти человека были близкими знакомыми Михаила Кольцова. Особенно заметную роль в жизни Кольцова сыграл Лев Мехлис (1889-1953). С 1940 по 1950 год он занимал пост главы Госконтроля СССР. Сразу после смерти Сталина в марте 1953 года министерство было упразднено. Однако важным моментом для нашей истории является тот факт, что значительное число работников Госконтроля одновременно занимали должности в других госструктурах.
Информация о работе М.Е. Кольцов - судьба и творческая индивидуальность