История становления и развития телевидения в России в 1930-90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, – это результат труда многих ученых, изобретателей, плод работы целых научных коллективов. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей – благодаря чему появилось телевидение.

Файлы: 1 файл

курсовая начало.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

    Телемосты между СССР и США, СССР и Англией  произвели буквально шоковое  впечатление на советских зрителей. Они увидели, как запугана, зашорена, задавлена идеологическими предрассудками отечественная публика, собравшаяся  в студии, как проигрывает она простым людям Запада, не понимающим, отчего надо приносить личные интересы в жертву государственным.

    В ленинградской программе «Общественное  мнение» и столичной «Добрый  вечер, Москва!» непременным компонентом  стали камеры и микрофоны, установленные прямо на улицах и позволяющие любому прохожему высказаться по острейшим политическим вопросам.

    Если  в 70-е годы количество городских  и областных студий в стране несколько  сократилось, то после 1985 г. вновь начался  их количественный рост, отражавший осознание важности региональных интересов и несовпадение их с интересами центра. В 1987 г. появляются первые кабельные телесети в некоторых районах Москвы и других городов. Создаются первые негосударственные телеобъединения, такие, как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения).

    В наибольшей степени способствовали формированию общественного сознания телевизионные дебаты во время выборов  народных депутатов СССР (1989) и России (1990), прямые трансляции со съездов и сессий Верховных Советов. Без преувеличения вся страна следила по телевидению и радио за мужественным поведением Андрея Дмитриевича Сахарова во время обструкции со стороны «агрессивно-послушного большинства», за первым появлением на политической арене молодых, никому прежде не известных людей, готовых взять на себя ответственность за судьбу страны. Разумеется, телевидение в этих передачах играло лишь роль посредника, работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью.

    Противостояние  телевизионного руководства демократическим  тенденциям становилось все откровеннее. За самостоятельность суждений был  отлучен от эфира ведущий «Международной панорамы» Александр Бовин. Возмущенный беззастенчивым редакторским вмешательством в передачи, прекратил сотрудничество с телевидением Эльдар Рязанов. Сам принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Была закрыта еженедельная аналитическая программа «7 дней», просуществовавшая менее полугода. Членов Политбюро ЦК КПСС раздражал сам факт, что кому-то позволено подводить итоги их работы по руководству страной. Ведущие «7 дней» Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров, позволившие себе такой анализ (о чем и помыслить не могли создатели аналогичной передачи «Эстафета новостей» во время так называемой «оттепели» 60-х), стали весьма популярными в стране людьми. На первомайской демонстрации 1990 г., где впервые были разрешены не утвержденные начальством тексты транспарантов, среди прочих был и такой текст над колонной, проходящей по Красной площади: «Прямой эфир прогрессивным журналистам Тихомирову, Сагалаеву, Кузнецову!» Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании телевизионных программ и подборе ведущих. С площадей эти требования все чаще перекочевывали на страницы печатных изданий, в том числе и таких, которые никогда прежде не писали о телевидении.

    Кемеровские избиратели выдвинули опального  журналиста кандидатом в народные депутаты, и он победил на выборах кандидата, предложенного властями. Народными  депутатами России стали и трое ведущих  «Взгляда», а также один из репортеров «Прожектора перестройки» и корреспондент телеканала «Добрый вечер, Москва!». Здесь надо заметить, что в обществе с устойчивыми демократическими традициями журналист, занявшийся политической деятельностью, перестает быть журналистом – эти понятия несовместимы. Но в парадоксальной ситуации последних лет существования СССР депутатская неприкосновенность была для тележурналистов некоторой гарантией свободы слова, защитой от административного и партийного преследования.

    В начале 1991 г. был окончательно запрещен «Взгляд». Молодые журналисты стали снимать очередные выпуски передачи у себя в квартирах, буквально на кухне, и распространять на видеокассетах. 13 января 1991 г. подразделения советских войск с участием танков штурмом взяли здание Литовского радио и телевидения, захватили телебашню. Московские средства массовой информации настолько лживо освещали эту трагедию, что у зрителей окончательно развеялись иллюзии по поводу новой коммунистической политики «перестройки и гласности». Ленинградский репортер Невзоров, завоевавший популярность критикой партийного руководства, в вильнюсской трагедии выступил как шовинист, объявив десантников «нашими», которые воевали против «ненаших» литовцев.

    Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной того же переломного 1991 г. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения, в частности те, кто был отстранен от эфира, за попытку сказать правду о событиях в Вильнюсе. В ЦК КПСС состоялось специальное совещание по вопросу о том, что Останкино должно бороться с Российским телевидением, проводящим в жизнь идеи, связанные с именем Б. Н. Ельцина – руководителя России, стремящегося к независимости от партийного руководства СССР. Противостояние двух государственных телеканалов продолжалось до конца 1991 г., до распада СССР. 

    Телевидение 90-х годов

    В ведение новой России перешло 75 телецентров и телестудий – больше половины «хозяйства» бывшего Гостелерадио СССР. На сузившемся информационном пространстве сначала вели передачи две большие государственные компании – «Останкино» (1-й канал) и РТР (2-й канал). На полтора-два часа в день передачи 2-го канала уступали место в эфире программам края, области, республики. Не все из 89 субъектов федерации имели свои телецентры.

    К началу 1993 года картина резко изменилась: число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Некоторые, правда, действовали лишь на бумаге – получили лицензии. Тем не менее, переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. Лицензии выдавались в соответствии с законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятым в декабре 1991 г. На протяжении ряда лет в Госдуме обсуждались варианты Закона о телерадиовещании. В 1996 г. законопроект был принят Думой, но отклонен Советом Федерации: продолжаются споры законодателей и вещателей о степени и формах допустимого контроля за вещанием, об условиях получения и продления лицензий. Общие же положения – основа, на которой ведется телерадиовещание, – разработаны и согласованы:

    – соблюдение Конституции и действующего законодательства РФ;

    – учет интересов потребителей, мнений различных общественных, политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных интересов;

    – обеспечение объективности освещения  происходящих процессов, разнообразия тематики распространяемой массовой информации путем передачи официальных сообщений, информационных, образовательных, религиозных, культурно-просветительских, развлекательных и спортивных программ, программ для детей и юношества, трансляции художественных фильмов и иных программ;

    – создание необходимых условий для  формирования высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения  духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных  культурных ценностей;

    – содействие формированию правового государства, его институтов, уважения к законам, правам, свободам и законным интересам гражданина и человека, а также становлению мира и социального согласия в Российской Федерации;

    – недопустимость использования телевидения  в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения призывов к насильственному изменению конституционного строя, целостности государства и захвату власти, незаконному роспуску конституционных органов власти или приостановлению их деятельности, а также для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны;

    – право граждан на участие в  обсуждении вопросов общественной жизни, на получение полной информации;

    – свобода и независимость в  пределах законодательства, недопустимость цензуры и монополии; свобода  вещания несовместима со вседозволенностью  телерадиожурналистов, навязыванием ими  своего мнения аудитории, односторонним освещением событий, оскорблением или унижением телезрителей.

    С принятием нового Закона должны уйти в прошлое те проявления «беспредела  в эфире», о которых упоминалось  во введении к настоящему учебнику – эксплуатация низменных инстинктов, смакование насилия.

    1 января 1993 г. на ранее свободном шестом  частотном канале в Москве  появились передачи телекомпании  «ТВ-6 Москва». 10 октября 1993 г. вышел  в эфир канал НТВ. Его создатели  предложили зрителям разные варианты  расшифровки первой буквы: «негосударственное», «новое», «наше», «независимое». Информационные программы НТВ («Сегодня»), куда перешли лучшие журналисты государственных каналов, с самого начала стали задавать высокие стандарты в этой важнейшей сфере вещания.

    С 1 апреля 1995 г. первый канал передан от «Останкина» новой структуре – акционерному обществу закрытого типа ОРТ, что расшифровывается как «общественное Российское ТВ». На дециметровых, менее доступных владельцам старых телеприемников каналах стали выходить программы компаний «Рен-ТВ» (получил название по имени основательницы Ирены Лесневской, выпускницы журфака МГУ), ТНТ, М-1, СТС, («сеть телевизионных станций»), по кабелю ведутся передачи «Столица» и др. На третьем метровом канале формируется программа компании «ТВ-центр», имеющая перспективу распространения далеко за пределы столичного региона. Пятый канал (прежде санкт-петербургский) в 1997 г. отдан новому структурному подразделению Российской гостелерадиокомпании, получившему название «Культура». В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1998 г. созданы государственный медиа-холдинг на базе РТР, «РИА-новости» и 88 региональных государственных телекомпаний и технических телецентров. Таким образом, вновь выстраивается управленческая вертикаль «центр-регионы» в сфере ТВ, необдуманно разрушенная после распада СССР.

      Если все классификационное «разнообразие»  советского телевидения сводилось  к делению на центральное и  местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ требовало  значительно более сложной классификации:

    1. По способу трансляции:

    – эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения  телесигнала от телевышки до телесистемы  потребителя);

    – спутниковое (например, «Космос-ТВ»  – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

    – кабельное (компания «КТВ-1», кабельные  сети в городах России).

    2. По типу деятельности:

    – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются  компании, лишь ретранслирующие другие станции, – та же «Космос-ТВ», но в  большинстве своем это универсальные  телеорганизации, имеющие и собственное  телепроизводство, и доступ к эфиру);

    – программопроизводящие (продюсерские фирмы);

    – дистрибьюторы.

    3. По охвату аудитории: – общероссийские;

    – региональные («Юг России»);

    – местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

    4. По форме собственности:

    – государственные;

    – негосударственные, среди которых  все разнообразие дозволенных законом  форм собственности: частные, акционерные  общества открытого и закрытого  типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.

    – смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

    Дальнейшее  развитие «экономического плюрализма»  ведет к подлинной многопрограммности. В Москве, кроме шестиметровых  каналов, повсеместно принимают  еще один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» – антенны спутникового телевидения) пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Евро-спорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТБ и др.

    Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному  телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов:

Информация о работе История становления и развития телевидения в России в 1930-90-е годы