Главный редактор газеты "Известия"-Л.Н. Толкунов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается выдающийся редактор прошлого века,Л.Н. Толкунов. За свою жизнь на посту главного редактора известий,он успел побывать два раза.
В работе описана его редакторская деятельность,полная биография,воспоминания его коллег и друзей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Биография Льва Николаевича Толкунова………………4
1.1.По страницам жизни…………………………………………6
1.2. Загадочная душа главного редактора……………………...10
Глава 2. Дважды главный…………………………………………….13
2.1. Редакторская деятельность…………………………………15
2.2. Кое-что о пользе выговоров. Из истории военных лет…..20
2.3По волнам памяти…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованных источников и литературы………………26

Файлы: 1 файл

Толкунов.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава 1. Биография Льва Николаевича  Толкунова………………4

           1.1.По страницам жизни…………………………………………6

           1.2.  Загадочная душа главного редактора……………………...10

Глава 2. Дважды главный…………………………………………….13

                      2.1. Редакторская деятельность…………………………………15

    2.2.  Кое-что о пользе выговоров. Из истории военных лет…..20

    2.3По волнам памяти…………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………...25

Список  использованных источников и литературы………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Не бывает смелых корреспондентов, бывают смелые редакторы»

Современная журналистская заповедь.

Профессия редактор родилась тогда, когда появились писатели, журналисты, вернее, когда эти профессии получили массовый и повсеместный характер. Без редакторской твёрдой руки печатные издания выходили разношёрстными, каждый раз перекраиваясь по-новому. Поэтому был необходим человек, который следил бы за содержанием и управлял всеми материалами. Этим человеком стал редактор.…

Но каков редактор сейчас? Некоторые думают, что это очередной начальник, который вечно ворчит и ругается и за редким исключением может и похвалить, другие думают, что это журналист, только обязанностей у него порядком больше. Но есть те, для которых редактор это целый мир, это эпоха, даже в каком-то роде это бог.

Оборачиваясь назад и вспоминая тех гениев, которые не просто создавали газету, а которые творили так, что ненароком ты сам себе задаешь вопрос, «Вот это Да! А еще такое когда-нибудь будет?»

Сейчас трудно рассуждать о том, будут ли в нашей журналистики еще такие личности, как: Аджубей, Толкунов, Ненашев, Афонасьев. Нам остается лишь надеяться и учиться на их примере.

В своей курсовой я хочу рассказать о таком выдающемся редакторе, лично для меня неповторимом и гениальном, который дважды занимал пост главного редактора газеты «Известия», Льве Николаевиче Толкунове. Он был человеком своего времени, но, как сказал поэт, времена не выбирают.

Цель моей курсовой проста и ясна: изучить личность Льва Николаевича Толкунова, и как человека, и как главного редактора.

Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы пройтись по страницам жизни Льва Николаевича, раскрыть его специфику редакторской деятельности и вспомнить, со слов его коллег и друзей, каким он запомнился.

Теоретической базой данного исследования послужила такая литература как, Дважды главный/ Т.Л. Толкунова.; под общ. ред. Т.Л. Толкуновой. – М.: Русская книга, 2002. – 376с.

Есин Б.И. История  русской журналистики ХIX века/Б.И. Есин. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Есин Б.И. Три  века московской журналистики/Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. – М.: Флинта: Наука, 2005.

Журналисты ХХ века: люди и судьбы/М.Ф. Ненашев[и др.].; под общ. ред. В.Л. Богданова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003. – 824с.

 Кузнецова  И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000)/И.В. Кузнецова. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 640с.

Эмпирической  базой данного исследования послужили  такие газету,  которым Лев  Николаевич отдал большую часть  своей жизни. Это «Правда» и «Известия».

Научная новизна  заключается в том, что Толкунов очень яркая личность в истории отечественной журналистики. На его примере могут учиться целые поколения. И такая фигура, как толкунов будет всегда актуальна и востребована.

По поводу практической значимости, я думаю что данная работа может послужить, как хорошая историческая справка и как хороший пример, чтобы знать к чему можно и нужно стремиться.

Глава 1. Биография Льва Николаевича Толкунова

Родился 22 января 1919 года на станции Букреевка Курской  области, русский. Доктор исторических наук, профессор.

С 1937 по 1938 года – студент Всесоюзного коммунистического  института журналистики.

С 1938 по 1947 год  работал литературным сотрудником, помощником главного редактора, военным  и специальным корреспондентом  газеты «Правда». Участник Великой  Отечественной войны. Член КПСС с 1943 года.

В 1946 году окончил  Высшую партийную школу при ЦК ВКП.

В 1947-1951 годах  был заместителем ответственного секретаря, заведующим отделом редакции газеты «За прочный мир, за народную демократию!»

С 1951 года работал  заместителем редактора, редактором газеты «Правда» по отделу социалистических стран.

В 1957 году был  выдвинут в аппарат Центрального Комитета партии, где работал консультантом, заместителем заведующего, первым заместителем заведующего Отдела ЦК КПСС.

В 1956-1976 годах был главным редактором газеты «Известия».

В 1976-1983 годах  – председатель Агентства Печати Новости.

С 1983 по 1984 год  – главный редактор газеты «Известия».

С апреля 1984 по 1988 год – Председатель Совета Союза  Верховного Совета СССР.

Скончался 13 июля 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.По страницам жизни

Со своей первой заметкой - 30 строк - он напечатался  в "Пионерской правде" в октябре 1937 года, через три месяца его  приняли литсотрудником отдела пропаганды в "Правду". В первой газете страны Толкунов проработал в общей сложности 10 лет. В перерыве - четыре года командировки в Бухарест, редакция газеты "За прочный мир, за народную демократию".

Характер Льва Толкунова закалила война. Фронтовым  корреспондентом "Правды" он встретил суровую осень 41-го, когда враг стоял у ворот Москвы. Закончил войну в Восточной Пруссии. "Эти четыре года, — напишет он много лет спустя в "Записках военного корреспондента", — были главными в моей жизни, самыми дорогими. Потому что они были главными и самыми трудными для Родины". Он был верен фронтовой дружбе, впоследствии в известинский дом на Пушкинской площади часто заглядывали "на огонек" прославленные полководцы — Конев, Чуйков, Баграмян, Еременко.

Главным редактором в "Известия" Толкунов пришел из аппарата ЦК КПСС. Известинцы встретили его настороженно: партийный аппаратчик, воспитанник строгой правдинской школы. Но он был умен и тактичен, дипломатичен и гибок, никогда не повышал голоса, только лукаво улыбался. И сразу было не понять, что скрывается за этой его улыбкой. Он внимательно и чутко относился к сотрудникам, но при внешней мягкости мог быть жестким, проявляя бойцовский характер и способность принимать удар на себя.

Главный был  открыт для споров и дискуссий, остро  чувствовал, когда в важном для страны деле нужна поддержка "Известий". Потому в его кабинете можно было часто встретить министра и ученого, энергетика и директора совхоза, строителя и космонавта.

Он давал "зеленый  свет" острым материалам о необходимости  реформирования народного хозяйства и совершенствования государственного аппарата, о проблемах развития науки и образования. Одна борьба за судьбу офтальмолога Святослава Федорова чего стоила! Анатолий Аграновский четырежды выступал в газете в защиту новатора, пока редакция не сломила сопротивление консерваторов. Толкунов принимал под свое крыло талантливых публицистов, низвергнутых жесткими обстоятельствами времени: Александра Бовина (из аппарата ЦК КПСС), Егора Яковлева (из журнала "Журналист"), Лена Карпинского (из "Правды"), Владимира Надеина (из "Крокодила"). Он спас от суровой кары корреспондента, попавшего в суровый переплет "пражской весны" в 1968 году. «Не раз я выезжал по его поручению к сильным мира того времени — к члену Политбюро Алиеву в Баку, к Кунаеву в Алма-Ату, к Шелесту в Киев, когда возникали конфликты с собственными корреспондентами газеты. Он не отдавал своих "на растерзание" местным властителям. Однажды, когда Ростовский обком партии, ходивший впередовых, желая избавиться от критики со стороны "Известий", учинил провокацию против корреспондента, Толкунов дал команду: ни строчки в газете с берегов Дона. Через полгода руководство обкома сдалось.» ( "Здравствуй, милый, земной друг..."Дмитрий Мамлеев. www.izvestia.ru)

Толкунов понимал, сколь мощная сила таится в слове выдающихся деятелей культуры — писателей, композиторов, актеров. Всякий раз, когда заходили в редакцию Мариэтта Шагинян, Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Константин Симонов, Леонид Леонов, Аркадий Райкин, Георгий Товстоногов, Евгений Евтушенко, он тут же, отложив все дела, приглашал гостей к себе в кабинет побеседовать за стаканом чая. А с Мариэттой Сергеевной Шагинян — "прабабушкой-спецкором", печатавшейся в "Известиях" с 1918 года, — у него были особенно теплые отношения.

Главный редактор поощрял инициативу. Впервые появились  сменные блоки информации для Ленинграда и Киева. Выездные редакции "Известий" издавали специальные выпуски в Челябинске, Перми, Свердловске, чтобы ускорить ввод в действие новых производственных мощностей. Действовала "рабочая эстафета", которая держала под контролем выполнение предприятиями СССР заказов для уникальной гидростанции в Нуреке. В разных регионах страны проводились под эгидой "Известий" представительные совещания и смотры по расширению производства товаров для народа.

«Мы проработали с ним рука об руку долгие годы на полном доверии, хотя и не без острых споров (я тогда был ответственным секретарем редакции). На одной из книг, подаренных мне, он написал: "Всегда будут в памяти годы дружной и плодотворной работы».( "Здравствуй, милый, земной друг..."Дмитрий Мамлеев. www.izvestia.ru)

В 1975 году газета издавалась рекордным по тем временам тиражом — без малого восемь миллионов  — и имела громадный авторитет в СССР и в мире. "Известия" оставались лучшей газетой страны в освещении международных проблем. Опытный политолог, Толкунов и сам выступал на страницах газеты, участвовал во многих международных встречах и переговорах.

Он отдал газете десять лет. Но судьба вновь испытала его. Почти семь лет он возглавлял правление Агентства печати "Новости", а затем — кто бы мог предположить! — вернулся в редакцию "Известий", и коллектив встретил его второе явление овацией. Это была взаимная любовь. На фотографии, сделанной в день ухода из АПН и подаренной дочери, Лев Николаевич написал: "Прощай, маленькая, но важная площадка международной арены — АПН. Здравствуй, милый, земной друг — "Известия".

И еще: Лев Николаевич был великий строитель. В эпоху долгостроя, невзирая на трудности, он задумал построить новое здание редакции. Тогда-то и появился уникальный проект Якова Белопольского — 33-этажная башня на самом высоком из семи московских холмов. Но редактор и весь коллектив, который его поддерживал, потерпели поражение в борьбе с Моссоветом. Все же благодаря Толкунову известинцы получили новый редакционный дом. При активном участии Льва Николаевича было построено и здание на Садовом кольце, в котором разместились Агентство печати "Новости", Союз журналистов, пресс-службы МИДа.

В 1984 году Толкунова  вновь отлучили от "Известий", назначив председателем Совета Союза  Верховного Совета СССР. Несколько  лет назад его дочь Татьяна  издала книгу "Дважды главный", в  которой под одной обложкой встретились более 40 верных узам товарищества журналистов, чтобы вспомнить о редакторе и человеке, с которым хотелось работать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Загадочная душа главного редактора

Главный редактор "Известий", член ЦК КПСС, орденоносец  Лев Николаевич Толкунов безгранично принадлежал Компартии. Это было его круглосуточное состояние. Принадлежал ли он самому себе? На этот вопрос касательно довольно скрытного Льва Николаевича ответить трудно. Но попробуем. О раздвоении личности писал еще Федор Михайлович Достоевский. 
 
Внутри самих "Известий" Лев Николаевич любил одних, а тянулся к другим. Очень публично любил членов редколлегии. Ведь их утверждал на эту работу Секретариат ЦК КПСС. Еще более любил политических обозревателей. Этих утверждало и вовсе Политбюро. Иерархия чувств! 
 
А вот обожал Толкунов преславного Евгения Генриховича Кригера - всего лишь спецкора. Правда, скромнейший Кригер был в свое время отчаяннейшим фронтовым корреспондентом. А в отношении к бывшим фронтовым корреспондентам у Толкунова был "заскок". Он их по меньшей мере боготворил. Что весьма распространялось и на Нину Александрову. Но не только потому, что на вполне заметных размеров бюсте еле умещались ее боевые награды. Толкунов в ней дорожил нравственным бесстрашием - нечастым в те поры качеством. А штурмана бомбардировочной авиации Анатолия Аграновского главный редактор определил прямо-таки в небожители, что и правильно. 
 
«По служебному положению Толкунову было положено блюсти всех "снаружи", но он был известинцем "изнутри". Его коллега, главный редактор "Правды", как-то у себя на редколлегии произнес: "За вами, журналистами, нужен глаз да глаз!". Я слабо себе представляю, чтобы Толкунов сказал "за вами, журналистами". Конечно, Лев Николаевич гордился своим государственным положением. Но в глубине души, и не сомневайтесь, мечтал писать как Аграновский, Бовин, Кондрашов
.» (Эдуард Графов, спецкор "Известий" в 1964-1974 гг.,  www.izvestia.ru) 
В противоположную от своих спецкоров сторону Лев Николаевич был глубоко чинопочитателе. Членов Политбюро даже заочно, даже в приватном разговоре величал исключительно по фамилии, имени, отчеству, спереди торжественно приставляя слово товарищ. Это было условием преуспевания: преданность, переходящая в восторг, сдержать который просто-таки невозможно. 
 
«Не подумайте, что я так уж иронизирую. Как-то главный редактор шутливо сказал: "Черте что позволяете себе писать. А в тюрьму-то я за вас пойду". Я тоже шутливо ответил: "Я вас не брошу в беде, буду вам передачи носить". В этом "диалоге" есть содержание. 
По несомненной дурости, она же наивная принципиальность, я, молоденький борец за правду, написал статью о беспардонном поведении харьковского КГБ. Невероятно, но статью заслал в набор сам Толкунов. Даже в "Известиях" было предостаточно внутренних таинств наружного наблюдения. Гранка этой статьи была выложена на стол перед очи председателя КГБ Семичастного. Нет, со мною как раз ничего не стряслось, со мною даже разговаривать не снизошли. А вот на Толкунова товарищ Семичастный накатал "телегу" в Политбюро. Не знаю, естественно, что там потом у них произошло, но уж хорошего для Толкунова - ничего. 
 
Ну почему, ну с чего Лев Николаевич послал тогда в набор совершенно невозможную по тем временам статью? Мы привыкли говорить: чужая душа - потемки. А в потемках вдруг свет таится, отнюдь не предусмотренный для главного редактора "Известий". 
 
Много позже я встретил на Тверском бульваре, неподалеку от "Известий", пенсионера Льва Николаевича Толкунова. Видимо, ходил к зданию "Известий", тосковал. Брел согбенный болезнью, мудрый, интеллигентный человек, во все времена неизменно деликатный вопреки необъятной своей власти. Мы обнялись. О чем-то задумчиво помолчали. Потом беспечно о чем-то поболтали. И он побрел куда-то дальше. Не торопясь... Он принадлежал наконец-то только себе.»
(Эдуард Графов, спецкор "Известий" в 1964-1974 гг.,  www.izvestia.ru). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Главный редактор газеты "Известия"-Л.Н. Толкунов