Влияние художественной литературы на современный русский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:20, доклад

Описание работы

Настоящее искусство по природе своей эвфемистично, заместительно, зиждется на тайне, недоговоренности. Настоящий художественный язык — это всегда путь. Плоха та форма, которая выворачивает себя наизнанку, которая заведомо готова. Так киснет речь, бродильные дрожжи которой — мат, эта наиболее рутинная, нетворческая форма выражения мыслей, сводящая все разнообразие мышления к бордельной “первопричине”, изначально подразумевающая неверность, продажность, шельмоватость сказанного слова.

Файлы: 1 файл

Доклад СК.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

     Еще одним следствием этого взгляда человека на самого себя стало уплощение читательских ожиданий.

     Не всякий, совсем не всякий читательно читатель, убежденный, что ему и так все о человеке (стало быть, и о себе) известноне нового знания ищет в повести или романе, не отгадок или подтверждения своих догадок о человеке, не разрешения своих недоумений, даже и не наблюдений. Он ищет подтверждения всего, что ему о человеке уже известно (а ему, как его убедили, о человеке все известно), но такого подтверждения, которое еще и цепляет, вставляет, то есть щекочет нервы, развлекает, в лучшем случае задевает какие-то струнывсе те же нервы, в конце концов. Он ищет язык, на котором говорит сам, в пределах своего словарного запаса и в соответствии со своим словоупотреблением. То есть он ищет в литературе повод для самодовольства. Но это уже другой, отдельный разговор.

     Как это ни грустно, слово сейчасне Слово. Оно сейчасимя нарицательное.

     Многие, Н. Бердяев, например, предрекли приход Нового Средневековья. Вот оно и пришло. Только без своей сакральной составляющей. Чистопрофанный рынок”, где словотакой же товар, как и другие вещи. Нормальное варварство. Как говорил М.П. Фуко, Слововещь среди вещей. И словесник сейчасэто ремесленник. Один умеетпальцеватьна бирже, другойчинить проводку, третийписать тексты. Востребованность всех троих примерно одинакова. Конечно, духовность с его Словом, иначе говоря, настоящая литература, где-то теплится. Современная литератураэто очень узкий, замкнутый мирок. Герметическая тусовка. По-моему, всерьез больнаякомплексом катакомб”. Или, говоря современным языком, аутизмом.( Владимир Елистратов)

     Некое шевеление внутри этого мира (например, как выразился здесь один из выступающих, “премиальный процесс”), печатанье книг тиражом в две тысячи экземпляров, который распродается несколько лет, “перестрелкакритиков втолстяках” — все это создает иллюзию жизни. Да это и есть жизнь. Но самое печальноеэто то, что читатели, те самые миллионы людей, ради которых все и происходит, и которые хотят (очень хотят!) читать, совершенно не в курсе этой жизни.

     Откроешь современный романи кажется, что так и есть: литературный язык вымирает; втягивается в текст обыденность, сленг, просторечие; не отличишь героев друг от друга, а их, в свою очередь, от автора. Как будто не книга перед тобой, а сборник sms-сообщений, запись уличных разговоров. А если и есть претензия навысокийслогвозникает ощущение какой-то недоделанности языкового полотна, а иногда даже будто бы подделки, имитации чего-то настоящегоИ начинаются бесконечные споры: правильно ли мы понимаем стиль и задачи классической литературы, может ли герой ругаться матом, если это так распространено в современной жизни, допустимы ли отступление от норм литературного языка в языке литературы; в конце концов, имеет ли право называться писателем тот, кто небрежен с языком?..

     Много уже сказано, много еще будет сказано, но мне кажется, что проблема скрыта не здесь. Когда заходит разговор о классической литературе, о ее языке, о роли ее в современном мире, мы почему-то продолжаем мыслить критериями века девятнадцатого, в крайнем случае двадцатого, совершенно забывая о том, что на дворе уже двадцать первый век и мир изменился. Вольно или невольно все мы вовлечены в эту колоссальную перестройку мироощущения человечества, истоки которой в глобальной информатизации: мы, все вместе и каждый в отдельности, находимся внутри безграничного информационного поля: Интернет, СМИ, развитие образованияМы все ощущаем это поле: еще в эпоху постмодернизма зазвучаловсе уже сказано до нас”, чтобы сделать что-то новое, мы должны стать кем-то другим

Информация о работе Влияние художественной литературы на современный русский язык