Идентичность в контексте неформального компьютерного дискурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в анализе и исследовании роли идентичности в контексте неформального компьютерно-опосредованного дискурса.

Задачи исследования
Дать определение понятиям “дискурс”, “компьютерный дискурс”, “компьютерная коммуникация”, “идентичность”.
Описать и проанализировать конструирование идентичности в интернет-дискурсе.
Исследовать причины создания новых идентичностей пользователями Интернета.

Работа изложена на 28 листах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Идентичность в интернет-дискурсе…………………………. …4-14
Определение дискурса …………………………………………..4-5
Компьютерный дискурс и компьютерная коммуникация……6-8

Выводы по главе 1……………………………………………………………15-16



ГЛАВА 2. Анализ влияния гендерной и возрастной принадлежности на различные аспекты интернет-коммуникации и конструирования идентичностей среди подростков.……………………………………….….17-24

2.1. Описание исследования……………………………………...17-18

2.2.Анализ результатов исследования………………………..….19-23

Выводы по главе 2……………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список…………………………………………………26-27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере  программирования и телекоммуникаций  или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая  - увлеченность компьютерными играми  и, в частности, играми посредством  Интернета или, как крайний  вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная  - увлечение сетевой коммуникацией  или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная

    Главной функцией пользования Интернетом у опрошенных является общение: 30% ведут онлайн-дневники, 60% общаются с друзьями через Скайп, 80% присутствуют в разных социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники»).

    Онлайн  идентичность опрошенных, образ, который они представляют другим, большей частью соответствует их внесетевой идентичности. Хотя представляемый образ Я, как правило, в чем-то приукрашен, он вполне узнаваем. Так, 80% опрошенных сообщают номер своего домашнего телефона, 65% - номер мобильного, 60% - номер школы или класса, 50% выкладывают свои фотографии и фотографии родственников. 8 из 10 опрошенных пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете.

    Присутствуют возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности и внутренней последовательности. Кроме того, дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях, а подростки и юноши - о личных чертах, чувствах и отношениях.

    Так же выражены гендерные различия. В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное Я. Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько на логичном предположении, что твоих друзей, в отличие от посторонних, больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаше обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении.

    Мальчики-подростки чаще помещают разнообразные визуальные образы, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.

    Важная  особенность подростковой онлайновой активности - стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются  замаскировать их с помощью какой-то ложной информации. Контроль со стороны взрослых кажется им серьезным покушением на их свободу.

    В ходе исследования были выделены следующие  причины создания новых идентичностей  опрошенными:

    - Основная причина – получение  нового опыта, поиск собственного  “Я”. “Виртуальная личность” в данном случае оказывается не соотносима ни с “идеальным ” ни с “реальным” Я; она прежде всего выражает стремление испытать нечто ранее не испытанное. Реальная жизнь не может дать подросткам тот спектр выбора, который предлагает им Интернет. Большинство опрошенных отметило, что Интернет позволяет им экспериментировать с идентичностью, не задумываясь о последствиях, чего в реальной жизни достигнуть невозможно.

    - Вторая причина – компенсаторное  стремление преодолеть субъективные или объективные трудности реального общения. Подросткам представляется легче упражняться в общении с незнакомыми собеседниками, чем с реальными. Отсутствует фактор риска, что раскрепощает субъекта.

    - Ещё одной причиной является  низкая самооценка, недостаточное  самоуважение, повышенная самокритичность.  Новая идентичность в данном  случае даёт возможность “примерить” образ, кажущийся подростку более привлекательным, чем реальный, предоставляется возможность почувствовать себя кем-то другим, или же “улучшенной версией” себя самого, что даёт человеку чувство удовлетворения.

    - Следующая причина – необходимость  выплеска агрессии, свойственной  личности, но не реализуемой в  реальной жизни, так как это  социально нежелательно или небезопасно.  Опрошенные видят создание новых идентичностей как возможность проявить свою агрессию без последствий для себя и окружающих.

    Было  установлено, что активность поведения в Интернете слабо связана с активностью в восприятии альтернатив. Интернет-зависимость не связана ни с активностью в восприятии альтернатив, ни с активностью в действии. Изучаемые особенности поведения не связаны с полом респондента. С возрастом респондента из рассматриваемых особенностей поведения отрицательно связана активность в восприятии альтернатив в Интернет-коммуникации: чем младше респондент, тем больше интерес к разнообразию людей, мнений, сред и способов общения и сайтов.

    Для многих опрошенных онлайновая жизнь обязательна. Респонденты объяснили этот факт личной потребностью выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей - способ преодолеть навязанную взрослыми жесткую систему возрастной сегрегации, присутствующей не только в школе, но и во внешкольных учреждениях, спорте и рассчитанной на подростков потребительской культуре.

    Интересным  выводом из анализа ответов опрошенных стал факт того, что внутри подросткового  сетевого сообщества существует такая  же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе  или классе. Если ты не являешься обладателем удачного блога или не присоединишься к популярной сети, ты фактически переходишь в разряд изгоев. Вопрос "Сколько у тебя (сетевых) друзей?" может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности.

    Анализ  результатов, полученных с помощью  методики "Кто Я", показал, что  различия в количестве социально-ролевых  и персональных самоописаний аддиктов (интернет-зависимых подростков) и неаддиктов (свободных от зависимости) не значимы. То есть, Интернет-зависимость не связана с особенностями самокатегоризации.

    Сравнение данных о самокатегоризации активных (тех, для кого характерно восприятие возможностей и осуществление действия) и неактивных респондентов, полученных с помощью методики "Кто Я", показало, что в самоописаниях неактивных значимо чаще встречаются высказывания, относящиеся к категориям "пол", "семейные роли", а также значимо больше упоминаний социальных ролей в целом. Эти результаты согласуются с имеющимися данными о влиянии социальной идентичности на поведение в Интернете [Жичкина, Белинская 2000]. Отмеченная тенденция на макросоциальном уровне может быть связана с быстрым темпом социальных изменений в обществе в целом и с различиями функций семьи и группы сверстников в современных условиях [Кле 1991; Белинская, Стефаненко 2000]. Сильная идентификация с традиционными (семейными и половыми) ролями определяет неспособность активно действовать в тех ситуациях, в которых отсутствуют соответствующие этим ролям предписания. Поэтому, чем больше подросток идентифицируется с социальными ролями, в особенности - традиционными, тем менее вероятно проявление им активности в неопределенной среде, что и проявилось в данном исследовании.

    Кроме того, ни активность в восприятии альтернатив (когда человек выделяет для себя достаточно широкий спектр возможностей), ни активность в действии (когда  человек осуществляет действие, выбирая  одну из возможностей), ни Интернет-зависимость оказались не связаны с объективными характеристиками использования Интернета: стажем использования Интернета, его доступностью, необходимостью использовать Интернет для учебы или работы. Эти данные об отсутствии связи изучаемых особенностей поведения с объективными параметрами использования Интернета согласуются с теоретическими представлениями [Philipchalk 1995; Петровский 1996] о том, что особенности поведения в неопределенной среде детерминированы скорее личностными, чем ситуационными переменными.

    Анализ  результатов, полученных с помощью  методики "Кто Я", показал, что  активность в восприятии альтернатив  в Интернет-коммуникации не связана  ни с преобладанием социальной или  персональной самокатегоризации, ни с  другими показателями самокатегоризации.  
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 2

     Нам представляется возможным рассматривать Интернет как среду скорее социальную, чем безлично-информационную. Особенности Интернет-коммуникации (неопределенность, анонимность, безопасность, невидимость субъекта, значительное разнообразие сред общения и деятельности) позволяют говорить об Интернете как о среде, в которой большинство социальных ситуаций являются "слабыми" - такими, в которых поведение определяется в большей степени личностными, чем ситуационными переменными. Эти особенности Интернета делают его благоприятной средой для исследования личностных детерминант поведения в неопределенной среде.

     Выраженность  того или иного типа поведения в Интернете связана с особенностями идентичности пользователей и с целями использования Интернета. В ситуации неопределенности основную роль в регуляции поведения играет идентичность пользователя. Рассмотренные в данном исследовании типы поведения не связаны с объективными параметрами использования Интернета (стажем использования Интернета, доступностью Интернета, необходимостью использовать Интернет для работы или учебы).

     Активность  в восприятии альтернатив в неопределенной среде связана со структурой идентичности. Низкая активность в восприятии альтернатив  характерна для тех, кто в ситуации неопределенности стремится реализовать  совершенное во всех отношениях "идеальное Я". Высокая активность в восприятии альтернатив характерна для тех пользователей, у которых стремление реализовать идеал "Я" не является единственным регулятором поведения в неопределенной среде. Другим, не менее важным стремлением для них является поиск идентичности, стремление испытать новый опыт, который невозможно испытать в реальном общении.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная  работа позволила получить результаты относительно взаимосвязи особенностей идентичности и поведения в неопределенной среде, которой является Интернет. Была теоретически осмыслена роль идентичности в регуляции активности поведения в Интернете. Представляется, что полученные результаты могут быть обобщены на регуляцию поведения в ситуации неопределенности в целом.

     Работа  в целом подтвердила основное теоретическое предположение о том, что ведущую роль в регуляции активности в неопределенной среде, которой является Интернет, играют личностные переменные, в частности, идентичность пользователя. Были выделены основные особенности Интернет-коммуникации, которые делают Интернет благоприятной средой для изучения личностных детерминант поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

  1. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. – Том V. Выпуск VII /под редакцией В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – С. 460 (в соавторстве с Е.П. Белинской)
  2. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. – Том V. Выпуск VII /под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – С. 430 (в соавторстве с Е.П. Белинской).
  3. Громова В. М. Идентичность как дискурсивно-конструируемая

    сущность / В. М. Громова // Вестник ИжГТУ. – 2006. – Спец. вып. к

    55-летию  ИжГТУ и 75-летию УдГУ. – С. 280.

  1. Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: Дис. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 1997. – С. 310
  2. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., Политиздат,1984. – С. 190
  3. Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Дис. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 1999. – С. 340
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – С. 240
  5. Fillmore Ch., Pragmatics and the description of discourse, в кн.: Berkeley studies in syntax and semantics, v. 1, Berk. (Calif.), 1974. – P. 160
  6. Discourse and communication, ed. by T. van Dijk, B. — N. Y., 1985. – P. 210
  7. Walther J.B. Interpersonal Effects in Computer-Mediated Interaction: A Relational Perspective  // Commuication Research, 1992. № 70(1). – P. 90.
  8. И.Шабшин О психологических особенностях общения в интернете. \\ Московский психотерапевтический журнал № 1, М., – 2005. – С. 50.
  9. Л. А. Софронова. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. – М.: Индрик, 2006. – С. 48
  10. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование "Я" в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск–Терра, 2000. – С. 120.
  11. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. – М., 2000. – С. 190
  12. Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, – М., 1968. С. 180

Информация о работе Идентичность в контексте неформального компьютерного дискурса