Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, отмечается, что в современных условиях сохраняются, а в отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы безопасности Российской Федерации и ее союзников. Поэтому Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации должны быть готовы к защите независимости, суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, к отражению агрессии. Вместе с тем Военная доктрина предусматривает реальную возможность участия Вооруженных Сил и других войск в военных действиях не только с внешним противником, но и во внутренних вооруженных конфликтах, в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, бандитскими и террористическими группировками в целях их ликвидации. В доктрине также подчеркивается, что одним из основных направлений развития военной организации государства является совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом.
Цель данной работы – рассмотреть уголовно-правовую характеристику дезертирства.

Файлы: 1 файл

Дезертирство.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Обязательным признаком состава любого преступления против военной службы является деяние, которое всегда представляет собой нарушение служебных правил (тех или иных правил исполнения служебных обязанностей), закрепленных военно-правовыми нормативными актами. Воинские преступления могут проявляться в форме действия, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ), в форме бездействия – неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ). Действие (бездействие) в преступлениях против военной службы характеризуется общими для всех преступлений признаками и не содержит в себе каких-либо особенностей. Отдельные воинские преступления заключаются в нарушении специальных правил. О таких преступлениях речь идет в десяти статьях гл. 33 из двадцати двух – ст.ст. 340-344, 349-352 УК РФ.

 

 

2. Квалификация дезертирства в уголовном законодательстве

 

2.1. Уголовно-правовая характеристика основного состава дезертирства

 

Дезертирство – одно из наиболее тяжких и опасных воинских преступлений, оно представляет собой проявление трусости и малодушия, уклонение от выполнения конституционной обязанности граждан Российской Федерации.

Статья 338 УК РФ определяет дезертирство как самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявку в тех же целях на службу. Дезертирство, предусмотренное ч. ч. 1 и 2 ст. 338 УК РФ, отнесено к числу тяжких преступлений (ст. 15 УК РФ).

Объектом дезертирства является установленный в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах порядок пребывания на военной службе как составная часть порядка прохождения военной службы. Совершая дезертирство, субъект пытается вовсе исключить себя из сферы действия военно-служебных отношений, поставить себя вне этих отношений.

С объективной стороны дезертирство может быть совершено двумя способами: а) путем оставления воинской части или места службы или б) путем неявки в часть или к месту службы при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.5

Для оконченного состава дезертирства продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего в воинской части или месте службы значения не имеет. При доказанности цели уклониться от военной службы оставление части должно быть признано оконченным дезертирством независимо от того, сколько времени военнослужащий находился вне части или места службы. В конкретных случаях лицо может быть задержано через несколько часов после оставления части, но его действия при наличии цели уклониться от военной службы образуют состав оконченного дезертирства.

Из того, что дезертирство признается оконченным преступлением с момента оставления части, необходимо сделать и другой вывод: о стадиях приготовления и покушения на совершение преступления применительно к дезертирству можно говорить лишь до момента оставления части или места службы, а при совершении преступления путем неявки в часть – до момента истечения срока явки.

Приготовление к совершению дезертирства может состоять в установлении связей с родственниками и знакомыми, у которых военнослужащий намерен остановиться после совершения дезертирства, приобретении документов и одежды, изучении маршрута движения и условий жизни в районе предполагаемого места пребывания после оставления части, изыскании способов оставления части или места службы, а также населенного пункта расположения части и т.п.

Покушением на дезертирство могут считаться действия, предпринятые непосредственно для оставления воинской части или места службы.

Дезертирство – длящееся преступление. Известно, что длящееся преступление характеризуется непрерывным в течение определенного отрезка времени совершением преступления на стадии оконченного преступления. Оно представляет собой деяние, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом, под угрозой уголовного преследования. Длящийся характер дезертирства заключается в том, что, достигнув стадии оконченного преступления с момента оставления части или места службы с целью уклониться от военной службы, дезертирство как оконченное преступление совершается (длится) в течение всего времени отсутствия военнослужащего в части, пока он не будет задержан или не вернется сам либо пока не будет прекращено совершение преступления в силу иных обстоятельств (например, смерть обвиняемого, амнистия).

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 22) устанавливает, что на военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет. Этим же Законом с 1 января 2008 г. для всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определен годичный срок военной службы (ст. 38). Поэтому если дезертирство военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не было прекращено его задержанием, явкой с повинной и т.п., то окончанием преступления следует считать достижение виновным 28-летнего возраста, так как с этого момента он подлежит освобождению от прохождения военной службы по призыву.6

На практике встречаются случаи, когда военнослужащий оставляет часть с целью уклониться от военной службы, но по истечении определенного срока в силу тех или иных причин сам возвращается в часть или является с повинной в органы военного управления (военкомат, военную комендатуру). Нельзя рассматривать подобные случаи как добровольный отказ от совершения дезертирства. Институт добровольного отказа в уголовном праве предполагает отказ лица от доведения до конца начатого, но не оконченного преступления. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения до конца начатого преступления, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им до добровольного отказа деяние содержит состав иного оконченного преступления (ст. 31 УК РФ).

Дезертирство, как отмечалось выше, признается оконченным преступлением с момента оставления части. Поскольку дезертирство представляет собой длящееся преступление, военнослужащий, раскаявшись в содеянном, по своей воле может прекратить дальнейшее его совершение. Такое поведение военнослужащего представляет собой явку с повинной, а не добровольный отказ в смысле ст. 31 УК РФ.

Добровольная явка военнослужащего, оставившего часть с целью уклониться от военной службы, может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. В отдельных случаях, когда военнослужащий добровольно явился после кратковременного (например, в пределах одних-двух суток) пребывания вне части, его действия в силу их малозначительности вообще могут не рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 338 УК РФ. Однако в этих случаях военнослужащий не подлежит уголовной ответственности не в силу ст. 31 УК РФ, а на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. Кроме того, освобождение от уголовной ответственности военнослужащего, совершившего дезертирство вследствие стечения тяжелых обстоятельств, возможно на основании примечания к ст. 338 УК РФ.

С субъективной стороны дезертирство может быть совершено только с прямым умыслом. Совершая дезертирство, военнослужащий сознает, что он незаконно оставляет воинскую часть или место службы и желает таким образом уклониться от несения обязанностей военной службы. С прямым умыслом совершается также дезертирство путем неявки в часть или к месту службы при назначении, переводе, из командировки, из отпуска или лечебного учреждения.

Важнейшим признаком субъективной стороны состава рассматриваемого преступления является цель уклониться от военной службы, о чем прямо говорится в диспозиции ст. 338 УК РФ. Наличие цели уклониться от несения обязанностей военной службы отличает дезертирство от самовольного оставления части (ст. 337 УК РФ).

Цель уклониться от военной службы заключается в намерении виновного вовсе, т.е. в течение всего предусмотренного законом срока, уклониться от несения воинских обязанностей. Случаи длительного уклонения от военной службы путем самовольного оставления части либо неявки в срок без уважительных причин на службу (например, в течение двух-трех месяцев), но без цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы, должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 337 УК РФ.

Цель уклониться от военной службы может появиться у военнослужащего не только перед оставлением части или места службы, она может возникнуть также в процессе совершения самовольного оставления части. В этих случаях одно, менее тяжкое, преступление против порядка прохождения военной службы перерастает в другое, более тяжкое, которое должно быть квалифицировано по ст. 338 УК РФ.

Следует различать цель уклониться от военной службы и мотивы дезертирства. Целью виновного при дезертирстве является уклонение от обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или неявка в часть и пребывание таким образом вне армии. Цель обусловливается определенными мотивами. Мотивы эти могут быть весьма различными: нежелание переносить трудности военной службы, боязнь ответственности за совершенные проступок или преступление, боязнь смерти в военное время и др. Мотивы дезертирства имеют важное значение для определения степени общественной опасности преступления и преступника, для правильного применения наказания.

Субъектами дезертирства могут быть военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту).

В соответствии со ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Представляется, что уклонение граждан, пребывающих в запасе, призванных на военные сборы, от прохождения военных сборов путем самовольного оставления части или места службы как по объективным, так и по субъективным признакам полностью охватывается ст. 337 УК РФ. Поэтому действие ст. 338 УК РФ на них не распространяется.

Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части или отбывающие там наказание, осужденные к аресту и отбывающие это наказание на гауптвахте, продолжают нести обязанности военной службы, сохраняют статус военнослужащего. Поэтому побег указанных военнослужащих с гауптвахты, из дисциплинарной воинской части, совершенный в целях уклонения от военной службы, является дезертирством и влечет за собой ответственность по ст. 338 УК РФ.7

Иное дело, когда военнослужащий, привлеченный к уголовной ответственности за преступления, наказуемые лишением свободы, в порядке меры пресечения содержится под стражей в следственном изоляторе или на гауптвахте. Здесь принципиально меняется правовое положение военнослужащего: он соответствующим судебным актом исключается из сферы военно-служебных отношений, его правовой статус как подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления». То обстоятельство, что арестованный содержится не в следственном изоляторе, а на гауптвахте, не меняет положения. Указанным Федеральным законом (ст. 11) прямо предусмотрено использование гауптвахт для содержания под стражей военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. В данном случае гауптвахта должна рассматриваться как разновидность места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, а побег с гауптвахты с целью уклониться от уголовной ответственности за совершенное преступление – квалифицироваться по ст. 313 УК РФ.

Дезертирство, как и самовольное оставление части, может быть совершено во время исполнения специальных обязанностей военной службы (например, во время несения боевого дежурства (боевой службы), службы в составе караула, наряда по охране Государственной границы Российской Федерации и т.п.). Действия военнослужащего в подобных случаях помимо дезертирства или самовольного оставления части могут содержать признаки того или иного вида нарушения уставных правил несения специальных служб. Эти действия должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующей статье УК РФ (ст. ст. 340 – 344).

Возможны случаи дезертирства, сопряженного с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации и уходом на территорию другого государства. В этих случаях действия виновного также образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 338 и ст. 322 УК РФ. Если же военнослужащий, совершив дезертирство, незаконно пересек Государственную границу Российской Федерации и, оказавшись на территории другого государства, выдал его представителям сведения, составляющие государственную тайну, или оказал иностранному государству иную помощь в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, то его действия образуют состав государственной измены и подлежат квалификации по ст. 275 УК РФ.

Дезертирство, квалифицируемое по ч. 1 ст. 338 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

 

2.2. Уголовно-правовая характеристика квалифицирующих признаков дезертирства

 

В ч. 2 ст. 338 УК РФ в качестве квалифицирующих обстоятельств преступления предусмотрены совершение дезертирства с оружием, вверенным по службе, а также дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Такое дезертирство наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Несмотря на очевидное многообразие военно-технических средств (боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и иных предметов и веществ), представляющих определенную опасность для окружающих и используемых военнослужащими при исполнении военно-служебных обязанностей, предмет ч. 2 ст. 338 УК РФ ограничен только оружием, вверенным по службе.

Прежде всего следует отметить, что по своему правовому положению, выполняемым задачам и функциям военнослужащие обращаются не со всеми видами оружия, а, как правило, только с одним из них – боевым. Именно этот вид оружия, имеющий особые функциональные признаки и специальное назначение и выступает предметом специальных отношений, определяемых в теории уголовного законодательства как установленный порядок оборота оружия в Вооруженных Силах РФ. Одной из сторон этих отношений является специальный субъект – военнослужащий, наделенный в этой системе специальными правами и обладающий специальными обязанностями.8

Информация о работе Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы