Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2009 в 17:10, Не определен
Чеченская война 1,2,3
Содержание
Введение
1.
Первый этап войны в Чечне
1.1 Принятие решения
о вводе федеральных войск
1.2 Ход военных
действий
1.3 Захват власти
Дудаевым
2.
Вторая Чеченская война
2.1 Ответ боевикам
на взрывы в Буйнакске, Москве
и Волгодонске
2.2 Скорбная статистика
2.3 Комсомольское,
март 2000г. Последний штурм
2.4 Политическая реакция
в стране и в мире
3.
Третий этап войны в Чечне
3.1 Предчувствие третьей
чеченской
4.
Современные события в Чечне
4.1 Мнения и выводы
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Территория Чечни была заселена ещё в эпоху палеолита. От эпохи бронзы (2-ое тыс. до н. э.) сохранились в основном погребальные памятники. Основой хозяйства было пастушеское скотоводство и земледелие. Общественный строй - первобытнообщинный.
В раннем средневековье
На территории Чечни существовали отдельные роды и общества, иногда враждовали между собой. До начала 20 века существовала кровная месть. С конца 16 века из Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века стал государственной религией. В 16 веке в Чечне зарождаются феодальные отношения. В начале 18 века за племенем нахчо утверждается этническое название чеченцы (от аула Чечен).
Чеченская республика расположена на Северном Кавказе, территориально граничит со Ставропольским краем, Дагестаном, Грузией, Осетией, Ингушетией. Две трети республики - предгорье Большого Кавказа (средние высоты от 2500 до 3000 метров). Преобладающая область промышленности - нефтедобыча, нефтепереработка.
Чеченцы (самоназвание - нахчо), общая численность в Чечне по переписи населения 1970 года - 508,9 тысяч человек. Говорят на чеченском языке. Верующие - мусульмане-сунниты. Они относятся к коренному населению Северного Кавказа. Первоначально чеченцы жили в горах, а в 15-16 веках они начали переселяться на равнину в долину Терека.
До 1917 года по месту жительства чеченцы делились на две чести: большую и малую Чечню. На равнинах основное занятие - земледелие, в горах - скотоводство; развиты домашние промыслы. За годы Советской власти коренным образом изменилась культура чеченцев. Ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла интеллигенция, широкое развитие получили различные виды искусства и литература.
О
происхождении войны в Чечне многое еще
не выяснено, и неизвестно. Скорее всего,
в чеченском кризисе есть, помимо видимой,
«надводной части», еще и «подводная»,
проникнуть в которую при жизни главных
действующих лиц драмы явных и закулисных
- невозможно. Тут не все так просто, как
порой, кажется. Чеченская трагедия была
спровоцирована целым комплексом объективных
и субъективных причин глобального, регионального
и местного происхождения. В наиболее
общем виде они сводятся к следующему:
кризис советского строя, развал СССР,
революционно-шоковое, лихорадочное реформирование
России «сверху» (включая национальные
отношения), лишенное квалифицированного
интеллектуального обеспечения и здравого
смысла. Свою роковую роль сыграли интересы
борьбы за кремлевскую власть. Схватка
между старыми и новыми политическими
(они же экономические) элитами нашла выражение
в острейшем конфликте между Горбачевым
и Ельциным - бесперспективным для первого
и бескомпромиссном для второго. Один
хотел сохранить за собой президентство
в СССР, «пожертвовав» Россией (идея наделение
российских автономных республик статусом
и правами союзных), другой жаждал утвердиться
как президент России, готовый пожертвовать
СССР. Оба затеяли сложную азартную и очень
рискованную игру с местными национально-
Одни аналитики говорят, что война в Чечне - это война за каспийскую нефть, другие утверждают что - это война премьера В. Путина, шанс стать президентом, третьи, что война развивается по собственной логике реванша, а ее план и характер продиктованы интересами нового российского генералитета. Ищут исторические предпосылки чеченкой войны в революции и гражданской смуте (1917-1921 гг.), часто вспоминают о Кавказкой войне XIX века, проводя прямые параллели с событиями двухвековой давности, как будто за это время чеченское общество не претерпело никаких перемен.
«Я веду войну за поруганную честь России» - говорил командующий В. Шаманов.
«Мы ведем войну за национальные интересы России на Кавказе и судьбу Северного Кавказа, который является неотъемлемой частью России» - говорят дипломаты.
Российская армия защищает сегодня единство Российской Федерации, ибо как государство эта федерация объединяет не только русский народ, но и все другие народы, которые проживают на ее территории. И как общество, и как государство Россия исторически сложилась не только как русское православное образование, но и как многонациональное и многокофессиональное государство и общество.
Но,
тем не менее, война - есть война. Это
гибель миллионов людей.
26 ноября 1994 г. сфоpмиpованное на скорую руку ополчение антидудаевской оппозиции начало поход на столицу мятежной республики Гpозный. Антидудаевский поход готовился Федеральной службой контрразведки и лично ее руководителем Сергеем Степашиным на протяжении почти целого года. Для поддержки чеченской оппозиции ФСК (впоследствии ФСБ) завербовала немало российских военнослужащих, пообещав им легкую и молниеносную победу, а главное - хорошее вознаграждение. Роль ударного отряда отводилась полууголовным чеченским формированиям Руслана Лабазанова и Беслана Гантемиpова, поссорившихся с Дудаевым его бывших сподвижников. Предполагалось, что после взятия Грозного будет сформировано марионеточное правительство, которое задним числом легализирует ввод российских войск в Чечню. Однако московские стратеги не представляли, с чем им придется столкнуться. Верные Дудаеву чеченские войска без особого труда разгромили разношерстное ополчение. Провал операции ФСК послужил началом драматических событий. Очевидно, победу Дудаева Ельцин расценил как пощечину. 29 ноября 1994 г. президент обратился к чеченским лидерам с требованием распустить вооруженные формирования, угрожая в противном случае ввести чрезвычайное положение. Одновременно Ельцин издал указ, предписывающий чеченцам сдать оружие к 15 декабря, что было практически нереально. Но о реальности и осуществимости сроков в Москве никто не беспокоился. Собравшийся 29 ноября под руководством Ельцина Совет безопасности почти автоматически одобрил подготовленный в недрах президентского аппарата план использования армии против мятежной республики. Только министр юстиции Юрий Калмыков голосовал против ввода войск. После заседания он подал в отставку - это был честный и мужественный шаг. Кстати, будущий секретарь Совета безопасности Иван Рыбкин, который в 1996-1997 гг. вел переговоры с Чечней, в тот момент поддержал ввод войск. Дальше события развивались молниеносно. Уже 2 декабря начались авианалеты на военные объекты на территории Чечни.
Это говорило о том, что московские лидеры вовсе не желали переговоров, они хотели продемонстрировать силу и чеченцам, и другим фрондирующим республикам.
11 декабря, за четыре дня до
истечения срока ультиматума,
российская армия тремя
Чеченское усмирение явно усилило враждебное отношение к Москве северокавказских народов. Помимо этого чеченская война ускорила процесс перерождения режима и заблокировала дальнейшие демократические преобразования в России. Разумеется, сам Дудаев и его окружение отнюдь не были ангелами. Дудаевская Чечня действительно превратилась в криминальную зону, напичканную оружием и наркотиками. Однако Москва не только терпела этот режим с 1991 г. - различные московские группировки тесно сотрудничали с Дудаевым. Более того, ни одна махинация дудаевского режима не удалась бы без содействия влиятельных сил в Москве. Председатель думского комитета по обороне Сергей Юшенков на вопрос, кто же подготавливал решение о чеченской войне, дал такую версию случившегося: «Я думаю, что это были Лобов, Шахрай и Егоров. Последний, несомненно, был мотором операции. И, конечно, Грачев, Степашин» Лит. газ. - 1994. - 21 декабря. Любопытны были в версии Юшенкова мотивы, которые толкнули российскую верхушку на чеченскую авантюру. «Мне Олег Лобов говорил: почему бы нам тоже не провести такую операцию, которую США провели в Гаити? - рассказывал Юшенков. - И престиж президента поднимется. И пришло время показать власть там же». А вот что говорил Лев Пономарев о тех, кто составил в окружении президента "партию войны»: «Это силовые министры и руководители аппарата президента. Те же люди, что в свое время сформировали ГКЧП. Особые черты им придают роли, выполняемые руководителями президентских служб безопасности - Коржаковым и Барсуковым» Пономарев Л. Добровольный Форос президента Ельцина // Сегодня. - 1994. - 31 декабря. Коржаков в одном из интервью расширил круг инициаторов чеченской войны: «Что касается истоков войны в Чечне... спросите президентских советников, главу его администрации, бывшего заместителя главы ФСК, который провел так много времени в этом регионе, а также членов Совета Безопасности, в сферу ответственности которых входит выработка рекомендаций по этому вопросу» Угланов А. Александр Коржаков: я никогда не участвовал в политике.
В Москве много говорили о том, что свою роль в провоцировании чеченской войны сыграл новый министр по делам национальностей, заменивший на этом посту Шахрая Николай Егоров, сделавший за короткое время молниеносную карьеру. Как и многие другие представители южнороссийской элиты, он явно был настроен в пользу силового давления на Чечню. Впоследствии обнаружилось, что все лидеры северокавказских республик (кроме президента Ингушетии Руслана Аушева) подписали письмо Ельцину с требованием навести «конституционный порядок» в Чечне, что, скорее всего тоже повлияло на принятие окончательного решения Москвы.
Решение на ввод войск в г. Грозный было принято на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 26 декабря 1994 года.
Это
было вызвано тем, что основной состав
группировки незаконных вооруженных
формирований, значительное количество
вооружения и боевой техники к
этому времени были сосредоточены
в Грозном. Здесь же находились и
основные запасы оружия и боеприпасов.
Незаконные вооруженные формирования,
несмотря на неоднократные обращения
к ним о прекращении сопротивления, продолжали
упорные боевые действия, осуществляя
частичный организованный вывод своих
подразделений на заранее подготовленные
базы на юге республики.
1.2
Ход военных действий
Вот как вспоминает начало первого этапа войны в Чечне полковник Николай Иванов.
«Я прилетел в Грозный, когда война еще дышала полной грудью.
Ее легкие находились где-то в чеченских предгорьях, а вот сердце находилось в Москве. И именно оно, заставляя войну дышать и жить, гнало по артериям оружие, продукты, боеприпасы и людей. Это в первую очередь были рабоче-крестьянские ребятишки - солдаты не сумевшие отмазаться от армии, и боевые до первого боя контрактники, а возглавляли колонны, ошалевшие от безквартирья, безденежья офицеры, задерганные политическими заявлениями: «Стреляй - не стреляй», «герой - подлец», «выполняй - не выполняй».
Назад из Чечни, по венам выталкивались цинковые гробы, знакомые по Афгану как «Груз 200».
Господи, в наших академиях обучались генералы, которые позволили, технике войти в город без поддержки пехоты! Торопились преподнести подарок министру, отмечавшему в новый год свой день рождения? А тот в свою очередь, мечтал о праздничном рапорте президенту? Думали взять дудаевцев «тепленькими после застольных возлияний». Но к тому времени чеченцы перешли на мусульманский календарь, и подобные праздники уже не отмечали, тем более спиртным, запрещенным по шариату».