Биологические особенности лактационной деятельности коров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Сельскохозяйственных животных разводят главным образом для получения продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности. Следовательно, продуктивность - это основное их хозяйственно полезное свойство. Основной продукцией крупного рогатого скота является молоко и мясо. Для производства молока используются коровы молочных и молочно-мясных (комбинированных) пород.

Файлы: 1 файл

полигастр.docx

— 96.40 Кб (Скачать файл)

В 1980-х годах оленеемкость пастбищ России использовалась на 94%, и во многих регионах имел место перевыпас. Теперь, с сокращением поголовья домашних оленей, используется лишь половина оленеемкости. Напряженная ситуация сохраняется в северо-западной тундровой зоне, особенно на полуостровах Ямал и Гыдан, где степень перевыпаса за последние годы еще возросла. Это тем более опасно, что пастбища здесь подвержены усиливающемуся промышленному воздействию.

В северо-восточной тундровой зоне в 1980—1990-е годы пастбищные ресурсы осваивались на 80—90%, но степень их использования снизилась до 20—30%. Большие площади пастбищ заброшены, и их кормовые ресурсы восстанавливаются. Промышленное воздействие на пастбища в этой зоне также сократилось. Так, на Чукотке за последнее десятилетие ликвидировано более 200 поселков и других промышленных объектов: шахт, карьеров, обогатительных фабрик и др., построенных в период интенсивного промышленного освоения.

Однако общий фонд пастбищ, пригодных для разведения домашних оленей, уменьшился, так как освободившиеся при сокращении домашних стад пастбища заняты теперь дикими оленями.

В таежной зоне большая часть пастбищ теперь свободна, и степень использования их кормовой емкости не превышает 10%. Проблема перевыпаса возникает только при содержании оленей в изгородях.

Формы собственности на оленей и оленьи пастбища

В современной России олени находятся в трех видах собственности: общественной, государственной и частной. Однако на практике различия между хозяйствами с государственной и общественной формами собственности незначительны.

В общественной собственности находится большая часть оленей, ранее принадлежавших колхозам и совхозам. В результате приватизации из этих хозяйств были организованы коллективные долевые хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы, а в некоторых случаях родовые хозяйства. Эта форма собственности является наиболее распространенной.

В частной собственности находятся личные олени населения, а также олени, принадлежащие фермерским хозяйствам, родовым общинам и другим объединениям частников.

Личные олени обычно принадлежат пастухам, работающим в оленеводческих хозяйствах, или их родственникам. Эти олени, как правило, выпасаются в стадах того оленеводческого хозяйства, в котором работают их владельцы. Однако владельцы личного поголовья могут вести хозяйство и самостоятельно.

Вопрос о собственности оленей в родовых общинах более сложен. В некоторых общинах, созданных на базе бывших совхозов (например, на севере Якутии), оленеводство организовано примерно так же, как в хозяйствах с общественной собственностью. Однако в большинстве случаев общины образовались из нескольких семейных хозяйств, то есть представляют собой объединение частных владельцев оленей.

Большинству коллективных хозяйств, созданных на базе колхозов и совхозов, оленьи пастбища были переданы в бессрочное пользование, а семейным (фермерским) хозяйствам — в пожизненное наследуемое владение. В настоящее время этот порядок пришел в противоречие с новым Земельным кодексом, который предусматривает лишь две формы владения земельными ресурсами: на основе собственности или аренды.

Наиболее сложное положение с пользованием земель у владельцев личного поголовья. Их олени выпасаются на территории пастбищ общественных или государственных хозяйств, иногда совместно со стадами основного землепользователя, иногда отдельными стадами. Фактически их владельцы не имеют никаких прав на пастбища. В случае возникновения вопроса о переизбытке оленей на территории, административные органы стараются сократить прежде всего личное поголовье.

Управление оленеводством

Оленеводство как специфическая отрасль сельскохозяйственного производства требует особого подхода к управлению. К нему нельзя относиться, как к другим отраслям животноводства, без учета его специфических черт.

Федеральное государственное управление оленеводством в России было наиболее эффективным в 1961—1991 годах. Оно базировалось на принципах государственного протекционизма и осуществлялось через Главное управление Севера в составе Министерства сельского хозяйства РСФСР. В структуре управления были отделы, занимающиеся планово-экономической и учетно-бухгалтерской работой, материальным обеспечением и капитальным строительством, обеспечением зооветеринарных мероприятий, технологией переработки продукции, подготовкой кадров.

К сожалению, специализированные управленческие структуры с высококвалифицированными специалистами были ликвидированы в 1991 году с началом разгосударствления отрасли. В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации вопросами оленеводства занимается, попутно со многими другими вопросами, только Департамент взаимодействия с регионами.

На региональном уровне управление оленеводством осуществляется управлениями сельского хозяйства администраций регионов, а в республиках — министерствами сельского хозяйства.

Другим важным компонентом системы управления отраслью в регионах являются комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые отвечают за использование пастбищ.

Такая структура, сложившаяся в период плановой экономики, ориентирована на управление предприятиями, но не частными хозяйствами оленеводов. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе департамент сельского хозяйства работает напрямую с руководителями 12 оленеводческих предприятий (бывших совхозов), имеющих 33% общего поголовья оленей в округе. Две трети поголовья находятся у частных владельцев, которые практически лишены административного управления. Это приводит к некоторой враждебности администрации по отношению к частным оленеводам и конфликтам между ними и оленеводческими предприятиями.

Особенность системы управления оленеводством в России — очень слабое участие в ней самих оленеводов. Этот недостаток постепенно, хотя и очень медленно, исправляется. В 1995 году был создан Союз оленеводов России, который объединяет более 220 физических и юридических лиц из всех оленеводческих регионов российского Севера.

Союз является членом международной ассоциации «Оленеводы мира». Его высший руководящий орган — Съезд оленеводов России, а между съездами — Правление и Исполнительная дирекция. При Союзе создан также научно-координационный совет. Союз не имеет постоянных источников финансирования, кроме небольших членских взносов, которых едва хватает на офисные расходы. Это затрудняет его работу. 

Современное экономическое положение оленеводства

С началом экономических реформ в состоянии глубокого экономического кризиса оказались почти все сельскохозяйственные предприятия Севера. Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, удаленность центров производства материально-технических ресурсов и возросшие цены на транспортировку, а также снижение уровня государственной поддержки вызвали резкий спад производства не только в оленеводстве.

Однако, хотя современное состояние почти всех оленеводческих хозяйств далеко не благополучно, тундровое оленеводство в северо-западной тундровой зоне может быть прибыльной отраслью хозяйства даже при современном уровне цен на оленье мясо. Расчеты показывают, что, если цены на оленину поднимутся, например, до 5 долларов за килограмм, оленеводство может стать устойчивым и в северо-восточной тундровой зоне.

Кроме увеличения цен на мясо, доходность оленеводства может быть повышена примерно в 1,5 раза за счет реализации субпродуктов, шкур, голов, сухих рогов, пантов, камусов и др. В этом случае оленеводство сможет успешно развиваться даже в таежной зоне.

При использовании новых технологий, позволяющих получать медицинские препараты из крови оленей и желез внутренней секреции, могут быть получены еще более высокие доходы. Однако внедрение таких технологий эффективно только при забое большого количества оленей, то есть только в тундровом крупностадном оленеводстве.

Законодательство по оленеводству

Правовое положение оленеводства в России не определено специальным законом общегосударственного характера. Законопроект Российской Федерации «Об оленеводстве» подготовлен уже давно и постоянно перерабатывается, но еще до сих пор не принят. Правовое регулирование оленеводства осуществляется в соответствии с юридическими актами, регламентирующими агропромышленный комплекс, нормами Конституции Российской Федерации, Земельным, Гражданским и Лесным кодексами Российской Федерации, федеральными законами о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, экологическим законодательством и законодательством о недрах. Важными для оленеводства являются также законы и подзаконные акты о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Несмотря на отсутствие федерального закона, законы об оленеводстве и его государственной поддержке уже приняты в нескольких субъектах Российской Федерации (в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах). Во всех нормативных актах и законопроектах оленеводство рассматривается как один из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера и необходимое условие сохранения их образа жизни и самобытной культуры.

Несмотря на достигнутые за последние годы успехи, в региональных нормативно-правовых актах по оленеводству можно отметить ряд повторяющихся ошибок. Это несогласованность с федеральным законодательством, загромождение списка основных понятий биологическими и зоотехническими терминами, которые не используются в тексте самого закона, отсутствие понимания юридической квалификации права собственности (владения, распоряжения и пользования). Кроме того, оленеводы в большинстве случаев не могут эффективно использовать нормативно-правовые акты для защиты своих прав и интересов в силу отсутствия у них достаточных правовых знаний.

Одной из важнейших проблем является законодательное регулирование отношений между оленеводческими предприятиями и промышленными компаниями, использующими минеральное сырье на оленеводческих территориях. Начавшийся в ряде регионов России процесс заключения договоров между коренными народами Севера и промышленниками — признак формирования цивилизованных партнерских отношений. Для оленеводства наиболее важны права на владение и распоряжение оленьими пастбищами и на использование финансовых средств, отчисляемых компаниями в качестве компенсаций за использование пастбищных территорий. К сожалению, при современной системе перечисления средств непосредственный землепользователь — оленевод становится последним, до кого эти средства доходят. На пути их прохождения встают многочисленные барьеры. В большинстве регионов оленеводы и добывающие компании пока не имеют возможности прямого заключения договоров. Компании ведут переговоры о компенсации ущерба с оленеводческими предприятиями или местными административными органами. Права частных владельцев при этом могут и не учитываться. Предприятия, получив средства от промышленной компании, совсем не обязательно тратят их в интересах кочевых семей, чаще даже расходуют на развитие поселков. Кроме того, компании и администрация могут оказывать давление на оленевода. Имеется большое число жалоб, в основном от пользователей родовых угодий, на то, что их мнение не учитывается при изъятии территорий для промышленных нужд. При этом на бумаге решение нередко бывает одобрено и подписано представителями всех трех сторон — компанией, администрацией и оленеводами.

К числу недостатков можно отнести также то, что законы акцентируют внимание на оленеводческих предприятиях и недостаточно защищают права работающих в них оленеводов, а также оленеводов-частников. Много неясностей остается в отношении прав общин коренных малочисленных народов. Закон устанавливает их право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, в том числе и на оленеводство. В то же время конкретные виды прав на землю, которыми могут пользоваться общины, нигде не перечислены и не установлен порядок регистрации этих прав.

Важной проблемой для оленеводства стало принятие нового Земельного кодекса, с чем связано прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Это право, как уже было отмечено, было наиболее распространенным видом прав на оленьи пастбища. Поскольку новым Земельным кодексом оно не предусмотрено, получается, что оленеводы должны будут платить государству аренду за пользование пастбищами. Это явно не соответствует международным принципам отношений между развитыми государствами и коренными народами.

 

 

Использованная литература

 

  1. http://rosagroportal.ru/article/current/430/1/biologicheskie_osobennosti_laktacionnoj_dejatelnosti_korov
  2. http://www.agrocompas.com
  3. Крупник И. И. Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989. 271 с
  4. Сыроечковский Е. Е. Северный олень. М., Агропромиздат, 1986.
  5. http://www.jurant.ru/ru/publications/reindeer_disc/olen/klokov.html

 


Информация о работе Биологические особенности лактационной деятельности коров