Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2017 в 23:07, реферат
Анаэробная энтеротоксемия — неконтагиозная токсико-инфекционная болезнь животных многих видов, преимущественно молодняка, характеризующаяся общим токсикозом с признаками поражения нервной системы и желудочно-кишечного тракта, возникающая в результате интенсивного размножения в кишечнике С. perfringens и всасывания образовавшихся при этом токсинов. Вид С. perfringens представлен пятью типами: А, В, С, D, Е, разделенными на основании образования ими четырех основных летальных токсинов — альфа, бета, эпсилон и йота. Всего возбудитель вырабатывает до 15 токсичных факторов.
Анаэробная энтеротоксемия — неконтагиозная токсико-инфекционная болезнь животных многих видов, преимущественно молодняка, характеризующаяся общим токсикозом с признаками поражения нервной системы и желудочно-кишечного тракта, возникающая в результате интенсивного размножения в кишечнике С. perfringens и всасывания образовавшихся при этом токсинов. Вид С. perfringens представлен пятью типами: А, В, С, D, Е, разделенными на основании образования ими четырех основных летальных токсинов — альфа, бета, эпсилон и йота. Всего возбудитель вырабатывает до 15 токсичных факторов.
Анаэробной энтеротоксемией болеют преимущественно овцы и козы. Возможны случаи заболевания крупного рогатого скота, свиней, лошадей, верблюдов и животных других видов, особенно молодняка. К болезни восприимчивы также дикие животные, пушные звери, птица, кролики, морские свинки.
Возбудитель. Болезнь вызывают спорообразующие грампозитивные палочки CI. perfringens, которые по выделению токсинов подразделяют на шесть типов: А, В, С,D, Е,F, отличающихся друг от друга антигенной структурой вырабатываемых ими токсинов.
У овец заболевание вызывает С. perfringens типов С и D — крупная палочковидная грамположительная бактерия со слегка закругленными концами. Жгутиков не имеет, поэтому неподвижна. В организме животных и на сывороточных средах образует капсулы, во внешней среде и на щелочных безуглеводистых средах — центральные или субтерминальные споры.
У крупного рогатого скота С. perfringens типов В, С, D, редко А.
У свиней является С. perfringens типа С. Другие типы значения практически не имеют.
Возбудитель в споровой форме сохраняется в почве до 4 лет, на сухих поверхностях — до 2 лет. Споры не очень устойчивы к температуре, выдерживают кипячение в течение 5... 15 мин, прогревание при 90 °С 30 мин.
Вегетативные формы микроба сохраняются в почве от 10 до 35 дней, в навозе 3...5 сут. При температуре 80 °С погибают в течение 5 мин.
Наиболее эффективные дезинфектанты: горячие (70—80 °С) 10%-ный раствор натрия гидроксида, 15%-ный раствор серно-карболовой смеси, кальция гипохлорид с содержанием не менее 5%-ного активного хлора, 5—10%-ный формальдегид, которые инактивируют CI.perfringensчерез 15—20 мин.
Эпизоотологические данные. У овец заболеванию наиболее подвержены суягные или окотившиеся матки и молодняк старше 8... 10 мес. Тип С вызывает заболевание в основном среди взрослых животных. Тип D выделяют весной у ягнят, осенью у взрослых. Чаще поражаются наиболее крупные и упитанные (малоподвижные) животные. Оба типа возбудителя присутствуют в почве неблагополучных хозяйств и кишечнике овец неблагополучных отар.
Источником возбудителя инфекции служат больные овцы, а также бактерионосители, которые выделяют возбудитель с фекалиями. Факторами передачи возбудителя инфекции являются объекты окружающей среды (пастбища, кошары, корма, почва, водоемы), инфицированные выделениями больных животных, а также трупы.
У крупного рогатого
скота наиболее восприимчивы
новорожденные телята. Возникновению
болезни способствует
У свиней чаще поражается
молодняк впервые дни жизни (новорожденные),
реже в более старшем возрасте.
Важным моментом в
Заражение происходит алиментарным путем, то есть через желудочно-кишечный тракт.
Патогенез. В патогенезе болезни основную роль играют экзотоксины, продуцируемые возбудителями в кишечнике пораженных животных. Они состоят более чем из 12 компонентов, находящихся в различных сочетаниях у разных возбудителей. По биологическим свойствам все компоненты токсинов представляют собой ферменты или близкие к ним вещества, обладающие специфическим действием на органы и ткани организма. Вследствие этого в развитии патологических процессов отмечаются характерные для каждого типа возбудителя особенности.
При анаэробной энтеротоксемии животных всех видов развитие патологического процесса происходит одинаково, независимо от типа возбудителя, вызвавшего заболевание. Накопившиеся в кишечнике токсины поражают слизистую кишечника и затем поступают в кровь и печень. В слизистой токсины вызывают глубокие изменения. Вследствие этого слизистая кишечника перестает выполнять барьерные функции, и токсины в необезвреженном виде поступают в кровяное русло, где поражают эндотелий сосудов, проникают в клетки организма, вызывая общую интоксикацию с характерным для анаэробной энтеротоксемии симптомо-комплексом.
Симптомы. У овец инкубационный период болезни зависит от физиологического состояния животного, количества и токсичности возбудителя, проникающего в желудочно-кишечный тракт, способствующих факторов и длится обычно 4...6 ч. Болезнь протекает сверхостро, остро, подостро и хронически. Клинические признаки болезни зависят от характера ее течения.
При сверхостром течении животное погибает внезапно, в течение 2...3ч, вследствие быстро развивающейся токсемии. Клинические признаки не успевают проявиться, нередко в кошаре или на пастбище находят павшими здоровых накануне овец. Отмечают также угнетение, возбужденное состояние, судороги, резкое нарушение сердечной деятельности и дыхания, нарушение координации движений, кровавую диарею. Животные спотыкаются, падают, из ротовой и носовой полостей выделяется серозная или серозно-геморрагическая слизь, слизистые оболочки гиперемированы. Летальность 100%.
При остром течении энтеротоксемии различают коматозную и судорожную формы болезни. При коматозной форме температура вначале поднимается до 41 °С, а затем снижается до нормы. Наблюдаются диарея, кал зловонный со слизью и примесью крови, шаткая походка, манежные движения, извращенный аппетит (заглатывание земли, камней), ослабление моторной функции преджелудков, затрудненное дыхание, выделение слизи и пены изо рта, анемичность слизистых оболочек, наличие крови в моче. Животные лежат, загребая конечностями, судорожно запрокидывают голову и погибают через 1...2дня. Для судорожной формы характерны внезапные судороги, животные падают на бок, скрежещут зубами. Смерть наступает в течение 2...4 ч. Летальность до 100 %.
Подострое течение регистрируется редко, болеют чаще взрослые животные. При этом отмечают потерю аппетита, сильную жажду; видимые слизистые оболочки и конъюнктива бледные, а затем приобретают желтушный цвет.
В стационарно неблагополучных отарах до 80-90 % овец могут переболевать легко, с незначительной диареей. Температура тела обычно невысокая (до 40 °С), дыхание поверхностное. Болезнь длится 5...12сут. Подострое течение может наблюдаться как самостоятельное или как продолжение молниеносного или острого течения.
Хроническое течение наблюдают у овец пониженной упитанности. Они ослаблены, угнетены, сонливы, анемичны, отказываются от корма, возможны проявления со стороны нервной системы. Овцы худеют до полного истощения.
У телят в возрасте от 1- 5 дней до 3 нед болезнь протекает остро, иногда гибель наступает через 3-4 ч после появления первых симптомов: повышения температуры тела, учащения пульса и дыхания, отказа от корма, вялости, острых колик, нарушений со стороны нервной системы. У отдельных телят регистрируют кровотечение из естественных отверстий, диарею с примесью крови, кал в начале желто-зеленого цвета, содержит пузырьки газа, а затем становится буро-коричневым. Животное погибает в коматозном состоянии. Иногда телята выздоравливают, но отстают в росте и развитии.
У крупного рогатого скота на откорме болезнь имеет три формы. Первая и наиболее часто встречающаяся характеризуется внезапной гибелью животного без каких-либо признаков развития заболевания. В тех случаях, когда болезнь проявляется клинически, характерными признаками являются внезапная потеря координации движений и состояние прострации. Отмечаются конвульсии, мышечные спазмы ушей и глаз.
При второй форме болезни температура тела незначительно повышается и развивается паралич тазовых конечностей. Летальный исход наступает в течение 8...12 ч. Для третьей формы характерны коматозное состояние и прострация в самом начале болезни. Тактильные и слуховые раздражители вызывают конвульсии и опистонус. Смерть, как правило, наступает через неделю. При всех клинических формах выявляют гипергликемию и гликозурию. Летальность составляет почти 100 %.
У поросят инкубационный
период болезни длится от неско
Болезнь протекает остро и подостро. При сверхостром течении поросята погибают без видимых признаков заболевания. При остром течении основным проявлением служит кровавая диарея, больные поросята быстро погибают. В случаях подострого течения болезни животные могут выздороветь. На промышленных комплексах, а также в крупных свиноводческих хозяйствах анаэробная энтеротоксемия у новорожденных поросят часто протекает в ассоциации с эшерихиозом, в группе доращивания — с сальмонеллезом и дизентерией.
Патологоанатомические изменения. Трупы вздуты и быстро разлагаются.
У телят отмечают пенистые и кровянистые истечения изо рта и носовой полости. Видимые слизистые оболочки анемичны. Основные изменения обнаруживают в брюшной полости: острое катаральное воспаление сычуга, в тонком кишечнике слизистая оболочка диффузно покрасневшая, часто с язвочками и покрыта фибрином. Содержимое кишечника темно-красного цвета с пузырьками газа. Брыжеечные и портальные лимфатические узлы отечны, гиперемированы. Печень — незначительно увеличена, дряблая, серо-желтоватого цвета с красноватыми пятнами.
В почках обнаруживают инфильтраты. Селезенка без видимых изменений. Нередко отмечают точечные кровоизлияния под эпикардом и эндокардом. В легких — застойная гиперемия и отек.
У поросят находят признаки катарально-геморрагического и геморрагического энтерита. В брюшной полости признаки серозно-фибринозного перитонита, скопление 10— 50 мл жидкости розоватого цвета. Печень несколько увеличена, глинистого цвета, дряблая. Лимфоузлы увеличены, гиперемированы. Точечные кровоизлияния в почках, на эпикарде. У некоторых поросят отмечают серозно-фибринозный перикардит. Селезенка без изменений или незначительно увеличена, тестоватая на ощупь.
У ягнят, павших от анаэробной дизентерии, трупное окоченение не выражено. Характерна инфильтрация подкожной клетчатки, обнаруживают геморрагическое воспаление слизистой сычуга и кишечника. Кишечник темно-красного цвета, в просвете — слизь с примесью крови, стенки кишечника изъязвлены, с участками некроза слизистой. Печень увеличена, наполнена кровью, дряблая. Почки кровенаполнены, дряблые, несколько увеличены, под капсулой кровоизлияния. Легкие увеличены, кровенаполнены, иногда уплотнены. В перикардиальной полости жидкость соломенно-желтого цвета, мышца сердца дряблая, с множественными кровоизлияниями.
Диагноз ставят на основании эпизоотологических данных, клинической картины, патологоанатомических изменений и лабораторных исследований.
Сведения о неблагополучии хозяйства в прошлом, клиническая картина болезни и патологоанатомические изменения позволяют заподозрить инфекционную энтеротоксемию и анаэробную дизентерию. Решающее значение имеет бактериологическое исследование. Результаты лабораторных исследований во многом зависят от соблюдения правил взятия материала.
Для постановки диагноза на энтеротоксемию необходимо получение токсина или выделение чистой культуры и ее типизация. Для этого берут часть содержимого кишечника, разводят физраствором 1:2, оставляют на 1 ч. Затем центрифугируют или фильтруют через бумажный фильтр. Фильтрат вводят белым мышам внутрибрюшинно или в хвостовую вену по 0,2 см3, кролику внутривенно в дозе 1 см3. При наличии токсинов CI. Perfringens кролики гибнут через несколько минут, а мыши через 1—2 ч. При установлении токсичности ставят реакцию нейтрализации с антитоксическими сыворотками CI. perfringensтипов А, В, С,D и Е. Наличие специфического токсина и установление его типа является окончательным для постановки диагноза на инфекционную энтеротоксемию. Однако и отсутствие токсина не дает право исключить болезнь, а требует проведения бактериологического исследования.
Данные получают при микроскопии мазков со слизистой кишечника, где обнаруживают большое количество.
Дифференциальная диагностика. Дифференцировать анаэробную энтеротоксемию необходимо от сходно протекающих заболеваний: эмкара, сибирской язвы, брадзота, пастереллеза, эшерихиоза, сальмонеллеза, дишгококковой инфекции, вирусной диареи, листериоза и кормовых отравлений. Дифференциация основывается на клинико-эпизоотологических данных и результатах вскрытия и лабораторного исследования.
Иммунитет и специфическая профилактика. Животные, переболевшие анаэробной энтеротоксемией, приобретают напряженный и длительный антитоксический иммунитет.
В стационарно неблагополучных хозяйствах для создания иммунитета используют вакцины и сыворотки.
Животные, переболевшие анаэробной энтеротоксемией,
приобретают стойкий иммунитет. Для специфической
профилактики энтеротоксемии у новорожденных
поросят проводят двукратную иммунизацию
свиноматок анатоксин-вакциной
Лечение. У овец учитывая острое течение болезни, положительный терапевтический эффект достигается на ранней стадии болезни. Для лечения животных в очагах инфекции, когда это возможно, применяют гипериммунную антитоксическую сыворотку, которую вводят клинически здоровому поголовью после лабораторного подтверждения диагноза, а также антибиотики, в том числе пролонгированного действия.