Субъект преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ отечественного уголовного законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодатели на протяжении всей истории России постоянно обращались к уголовно-правовым нормам, определяющим признаки субъекта преступления. При этом перечень преступных деяний постоянно менялся, а вопросы, связанные с уголовной ответственностью и наказанием субъекта преступления детализировались и уточнялись на различных этапах развития государства, исходя из задач, стоящих перед ним в области борьбы с преступностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ………...5
1.1. Понятие субъекта преступления…………………………………...5
2. ВМЕНЯЕМОСТЬ И НЕВМЕНЯЕМОСТЬ…………………………10
2.1. Понятие вменяемости………. ……..……………………………..10
2.2. Медицинский и юридический критерий невменяемости….........12
2.3. Ограничения вменяемости………………………………………..24
3. СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ……………………………………….27
3.1. Понятие специального субъекта………………………………….27
3.2. Субъект должностных преступлений…………………………….31
3.3. Военнослужащие……………………………………………..........35
4. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ…………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................43

Файлы: 1 файл

SUB_EKT_PRESTUPLENIYa_KURSOVAYa.docx

— 82.35 Кб (Скачать файл)

Признаки специального субъекта в теории уголовного права получили название факультативных признаков в общем понятии состава преступления, поскольку они не являются обязательными для всех конкретных составов преступлений.

Признаки специального субъекта могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по  половому признаку: мужчина (ст. 131 УК  РФ);

2) по  государственно-правовому положению: гражданин России 

(ст. 275 УК  РФ), иностранный гражданин, лицо  без гражданства

(ст. 276 УК  РФ);

3) по  семейному положению: родители или лица, их заменяющие, дети (ст. 156, 157 УК РФ);

4) по  отношению к военной обязанности: призывник (ст. 328 УК РФ), военнослужащий (ст. 331-352 УК РФ);

5) по  должностному положению: должностное лицо (ст. 285-290, ч.2 ст. 138, ст. 143, 149, 144 УК РФ и другие), дознаватель, следователь, судья, прокурор, работник милиции (ст. 299-305, 310-311 УК РФ),

механик (ст. 266УК РФ), командир воздушного судна (ст. 271 УК РФ) и другие;

6) по  профессиональным обязанностям: врач, другие медицинские работники (ст. 124, 128 УК РФ);

7) по особому положению лица, связанному с совершением преступления: лица, отбывающие наказание, ранее судимые, рецидивисты, осуждённые за тяжкие преступления, лица, находящиеся под стражей

(ст. 161, 162, 313, 314, ч.3 ст. 158, 159 УК РФ и другие);

8) по  характеру выполняемой работы: лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены по службе или работе (ст. 283, 284 УК РФ), член избирательной комиссии (ст. 142 УК РФ), работник торговли (ст. 200 УК РФ) и другие.

На протяжении всей истории уголовного законодательства просматривается устойчивая тенденция к увеличению количества составов со специальным субъектом.30

Уголовный кодекс РФ содержит  около 40% составов со специальным субъектом. В Особенной части УК РФ выделены две главы, содержащие целые системы норм со специальным субъектом: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30), преступления против военной службы (гл. 33).

Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание на необходимость установления признаков специального субъекта.

В настоящее время в практике судебных и следственных органов возникают трудности при квалификации должностных преступлений, связанные с изменчивостью нормативных актов, регулирующих правовой статус государственных служащих. Кроме того, имеются неясности в вопросе о том, кого считать должностным лицом. Для решения указанных проблем необходимо привлекать большое количество нормативных актов, в том числе ведомственных.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Субъекты должностных преступлений  

 

Специальный субъект должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ помимо общих признаков субъекта преступления (вменяемость, достижение 16-летнего возраста), обладает особенными признаками.

Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ:  « Должностным лицом признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»31.

Отнесение лица к числу должностных лиц происходит на основании функций, вытекающих из его служебного положения или временно занимаемой должности.

 Функции представителя власти означают осуществление представителем власти функций федеральной государственной власти, власти субъектов Федерации, а также властных полномочий органов местного самоуправления. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с широким кругом лиц, не находящихся в его служебной подчиненности.

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации).

Исполнительную власть представляют и осуществляют Правительство РФ и правительства субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также работники тех властных структур, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную, противоэпидемиологическую и иную безопасность (полиция общественной безопасности, Федеральная служба безопасности, прокуратура, Государственная таможенная служба, Государственная налоговая служба и т. д.).

 Судебная  власть осуществляется судьями  Конституционного Суда РФ, Верховного  Суда РФ, территориальных судов  и арбитражных судов всех уровней. К числу лиц, временно или по  специальному полномочию осуществляющих  функции представителей власти, относят также народных и присяжных  заседателей в судах.

Организационно-распорядительные функции - это функции по руководству трудовым коллективом, участком работы, отдельными работниками (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. д.).

 Всякий  работник учреждения, имеющий в  своем служебном подчинении других  сотрудников, руководящий их деятельностью, направляющий и организующий их работу, является Должностное лицо в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей32.

Например, руководители министерств, комитетов, департаментов, ведомств, заведующие учреждениями науки, культуры, образования, ректоры, проректоры и т. д.

УК РФ развел в отдельные главы составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30) - должностные преступления в традиционном понимании и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23).

Юридико - технически статьи указанных глав построены по одному типу. Статья 201 УК (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации), ст. 202 УК (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами) и 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) имеют по существу одинаковую объективную сторону, отличаясь по объекту - характеру защищаемых интересов и по субъекту.

Аналогичны сходства и различия ст. 203 (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб) и ст. 286 (превышение должностных полномочий); ст. 204 (коммерческий подкуп) и ст. 290 (получение взятки). 
Примечания к ст. 201 и ст. 285 УК, распространяющие свое действие на главы 23 и 30 УК, казалось бы, позволяют определить, является то или иное лицо субъектом должностного преступления, и дать правильную квалификацию. Однако практика показывает, что этот вопрос не ясен до настоящего времени. Чтобы с достоверностью решить вопрос о том, является ли лицо субъектом должностного преступления, необходимо учитывать как положения ст. 285 УК РФ, так и ст. 201 РФ, а именно примечание к ней. В п. 1 ст. 201 УК РФ примечания указано, что форма собственности юридического лица не имеет значения для решения данного вопроса. Решающим критерием для квалификации действий лица, занимающего то или иное служебное положение в организации, является ее организационно - правовая форма.

Анализ п. 1 и п. 4 примечания к ст. 285 УК позволяет утверждать, что субъектами должностных преступлений являются государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники образованных в соответствии со ст. 120 ГК РФ муниципальных и государственных учреждений (некоммерческих организаций), созданных для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций.

К сожалению, неясным до настоящего времени остается вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности преподавателей учебных заведений за взятки. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. преподаватель может быть признан субъектом должностного преступления - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии.33 Однако и само Постановление принято во времена существования иной правовой системы, и посвящено оно делам о злоупотреблениях властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге, но не взяточничеству. Что делает актуальным применение ст. 49 Конституции РФ, в силу которой неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Военнослужащие

 

Важной особенностью Уголовного кодекса РФ и нового военного законодательства является относительно чёткая регламентация составов воинских преступлений, и, в частности, их субъектов.

Если ранее ст. 1 Закона об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года предусматривал расширительное толкование субъекта воинских преступлений, поскольку содержал отсылку к иным нормативным актам (как правило, подзаконным, иногда имевшим гриф «ДСП»  либо «Секретно»), то теперь определение понятия «военнослужащего» закреплено на уровне федерального закона.

В ст. 331 УК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, на которых распространяется сфера действия раздела XI УК РФ:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по  призыву;

2) военнослужащие, проходящие военную службу по  контракту;

3) граждане, проходящие военные сборы;

4) военные  строители военно-строительных отрядов.

Исчерпывающий перечень лиц, относимых законодателем к военнослужащим, а также точное определение, что является военной службой, содержатся в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Законы дополняют друг друга. Определение статуса военнослужащих возможно лишь путём их совместного толкования.

Военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу. Военная служба – это особый вид государственной службы граждан в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности34. Помимо Вооружённых Сил, военная служба предусмотрена ещё в 12 государственных органах.

Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием таковой35. Точные моменты начала и окончания военной службы определяются указанными законами. Они различны для разных категорий военнослужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ  СО СПЕЦИАЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ

 

Проблемы квалификации совместной преступной деятельности нескольких лиц всегда вызывали и вызывают значительные трудности на практике и в теории. Во многом это объясняется сложностью такого феномена,  как совместная преступная деятельность,  многообразием

форм ее проявления. 

Однако не последнюю роль здесь играет и нестабильность судебной практики,  противоречие ее в ряде случаев положениям теории соучастия,  а также несоответствие теоретических положений потребностям борьбы с преступностью. Устранение этих субъективных причин, безусловно, способствовало бы уменьшению трудностей в квалификации соучастия.

Одним из основополагающих законодательных признаков института соучастия является указание на совершение одного и того же преступления двумя или более лицами, каждое из которых является субъектом преступления,  т.е.  способно совершить преступление и нести за это уголовную ответственность. В ч. 4 ст. 34 УК РФ законодатель разрешил давний спор относительно квалификации действий соучастников в преступлениях со специальным субъектом.

Исполнителем в данных преступлениях может быть только лицо, обладающее признаками, указанными в соответствующей статье Особенной части УК РФ. Остальные соучастники преступления в этом случае должны нести ответственность как пособники, подстрекатели или организаторы в зависимости от выполненной ими роли в совершении преступления. Вместе с тем реализация нормы вызывает определенные трудности. В первую очередь, речь идет о проблеме уголовно-правовой оценки деяний,  когда в общей норме предусмотрена ответственность за преступление со специальным субъектом,  а в специальном законе определен общий субъект уголовной ответственности.  Частным случаем такого построения уголовного закона является то, что в общей норме установлен состав преступления с общим субъектом, квалифицированный состав требует совершения преступления специальным субъектом, а в особо квалифицированной норме опять предусмотрена ответственность за преступление с общим субъектом.

Например, в ч. 1 ст. 159 УК РФ предусмотрена ответственность за хищение чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. В п. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ установлен квалифицирующий признак «мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения». Для применения данной нормы необходимо наличие признаков специального субъекта. И, наконец, в п. «а» и «б» ч. 3  ст. 159 УК РФ речь вновь идет об общем субъекте (мошенничество, совершенное организованной группой, в крупном размере).  В этой связи возникают трудности при квалификации действий соучастников, осуществляющих объективную сторону преступлений,  предусмотренных различными частями ст. 159 УК РФ.

Согласно ч.4 ст.34 УК РФ лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления,  предусмотренного этой статьей,  несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника. А потому в соответствии с буквальным смыслом этого предписания,  если один из соучастников мошенничества использует свое служебное положение и при этом в содеянном отсутствуют признаки,  предусмотренные в ч.3  ст. 159  УК РФ,  то все лица несут ответственность по ч. 2  ст. 159  УК РФ,  и, кроме того, при квалификации действий лиц, не обладающих признаками специального субъекта, дополнительно требуется ссылка на ст. 33 УК РФ.

Информация о работе Субъект преступления